епископа Лысковского
и Лукояновского Силуана
церковь
Лысковская епархия
Здравствуйте, отец Алексей!
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
1) Имеет ли право девушка учиться в духовном училище или духовной семинарии – не для того, конечно, чтобы вести службы, а просто для самообразования, получения знаний?
2) Часто бывает так, что сектанты на улице «впаривают» человеку свою литературу или кидают её в почтовый ящик. Что делать с такой литературой? Можно ли её выбросить или сжечь, всё-таки религиозная литература, или лучше хранить дома, но спрятать от греха подальше?
Если дома накопилось много огарков от церковных свечей, в том числе и от венчальных (учитывая, что хозяйка дома уже развенчана и замужем за другим),совсем негодных, которые и зажечь уже нельзя, что можно делать с такими огарками? Можно ли отдать в церковь на переработку, или венчальные свечи ни в коем случае перерабатывать нельзя?
Здравствуйте, Татьяна. Постараюсь ответить на Ваши вопросы:
1. Правила обучения размещены на сайтах образовательных духовных заведений. Сообразно с этими правилами девушкам можно обучаться в духовных школах для самообразования.
2. Литературу, полученную от сектантов целесообразно сжечь в непопираемом месте, т. к. в ней содержится имя Божие.
3. Огарки приносите в храм на переплавку. Обычно венчальные свечи хранятся до смерти каждого из супругов. Но если христианский брак фактически разрушен, огарки венчальных свечей тоже можно принести в храм на переработку.
С уважением, протоиерей Алексий Мельников.
Здравствуйте, отец Алексей!
Почему мощи святых всегда находятся в раках? Не могут ли они покоиться в могилах, как обычные люди, или хотя бы в гробницах, а верующие так же приходили бы на эти могилы, молились бы, просили бы о помощи, может быть, набирали бы землю с могил? А то ведь осанки святых – почти на виду, только ризами прикрыты, и получается, что они и после смерти покоя не имеют, а сколько при жизни пережили! Я понимаю, конечно, что молимся мы вовсе не мощам, как приверженцы культа мёртвых, а самим святым, которые находятся в раю, но всё же хочу получить ответ на вопрос: всегда ли могила человека, причисленного к лику святых, должна быть вскрыта, и мощи перенесены в раку
для поклонения?
С уважением, Татьяна
Татьяна, здравствуйте. В Вашем вопросе одновременно содержится и ответ на него.
Вы совершенно правы - мы поклоняемся не столько останкам, сколько святости угодника Божия, его духу. А по учению Церкви - тело человека это дом Святого Духа. Многие мощи святых сохраняются нетленными - и это является дополнительным свидетельством святости для сомневающихся и фактором укрепления веры христиан. Поэтому, по слову Писания, они и ставятся "на свещнице", открыто - чтобы "светить всем".
К слову, не все мощи находятся в раках. Многие мощи безвозвратно утрачены. А некоторые находятся "под спудом", т. е. под землей. Это, например, мощи прп. Иоасафа Печерского в Н. Новгороде, блаженной Ксении Петербургской, праведного Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербурге. Вопрос об обретении (поднятии) святых мощей подлежит Промыслу Божию и решению Священноначалия.
Пожалуйста, не сомневайтесь, святые по своей кончине имеют подлинный покой, и это не зависит от местоположения их останков.
С уважением, протоиерей Алексий"
Здравствуйте, отец Алексий! У меня такой вопрос: можно ли молиться за новорожденных некрещеных младенцев? Если да, то как? Какие молитвы читать?
Спасибо! С уважением, Татьяна!Здравствуйте, Татьяна. Молиться за новорожденных некрещеных младенце можно и нужно. Единственно - в церковных записках их не поминаем, поскольку они сподобилсь Таинства Крещения и не причислены к Церкви. На Литургии мы поминаем только христиан.
С уважением, протоиерей Алексий Мельников.