Приход церкви в честь Казанской иконы Божией Матери городского округа Первомайск

Воскресная школа

Фотографии поездок   Фотографии праздников

Среди множества школ в городе Первомайске есть школа особенная. Она существует не для того, чтобы научить детей читать и писать. Не в её компетенции и развитие у детей творческих способностей. Задача у этой школы куда более глобальная – воспитание духовно-нравственной личности. Личности, способной, несмотря ни на что, жить в современном обществе по закону Божию.
Речь идет о Воскресной школе Прихода церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, которая начала свою деятельность в 1998 году по благословению настоятеля Казанского молитвенного дома священника Алексия Мельникова. Казалось бы, совсем недавно возникла идея согреть любовью Матери-Церкви хрупкие детские души. Тогда ещё никто не мог с уверенностью сказать, потянутся дети ли к этому неиссякаемому источнику благодати. Но сомнения оказались напрасными: желающих обучаться в Воскресной школе всегда хватало.




Первые воспитанники


Поначалу не было подходящего помещения для занятий – они проходили последовательно в молитвенном доме, детской библиотеке, художественной школе, Центре дополнительного образования, новом храме. Только в 2008 году школа обрела свое помещение, со временем оснащенное современным оборудованием.


Необходимость появления Воскресной школы была обусловлена, во-первых, потребностью обращения к культурным и духовно-нравственным традициям, назревшей в обществе; во-вторых, недостаточным преподаванием подобных дисциплин в светских учебных заведениях. 
Занятия в школе, как правило, проводятся в воскресный день. Длительность урока – 30-35 минут. Начинается и заканчивается каждый урок молитвой.






2003 год

Основное занятие – «Закон Божий». Главным на этом уроке является не получение формальных знаний, а воспитание, формирование определённых нравственных принципов и поведенческих навыков у ребёнка. Объяснение материала строится на основе диалога, часто эвристической беседы. Дети узнают много интересного и важного о духовной жизни: они знакомятся с основами Православия, слушают рассказы о жизни святых угодников, узнают о значимости христианских праздников, учатся правильному поведению в храме. Большое внимание уделяется воспитанию патриотического чувства через привитие глубокого почтения к родителям, учителям, крепкой христианской семье, бережного отношения к окружающей среде, древним культурным традициям России, любви и уважения к человеческой личности и вместе с тем формированию умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного, добродетельное от греховного. Часто дети на уроках рисуют, что позволяет детскому воображению и фантазии воплотить в рисунке и тем самым закрепить рассмотренный материал. Есть место на занятиях ребусам, загадкам, кроссвордам на православную тему.




 
  
  

2003 – 2004 годы

Следующий предмет – «Церковное пение». Здесь развиваются творческие способности детей: разучиваются церковные песнопения, песни стихи, подготавливаются спектакли и инсценировки для проведения праздников. Хорошо знакомые и понятные детям сказочные сюжеты, положенные в основу сценариев, позволяют донести духовный смысл основных евангельских событий даже до самых маленьких деток. Репетиции спектаклей сами по себе становятся прекрасными занятиями по развитию памяти, речи, пластики детей. Все подготовленные силами учащихся праздники с успехом проходят на сцене. Такие праздники производят большое впечатление и надолго сохраняются в памяти детей и взрослых. Таким образом, осуществляется воспитание доброты, милосердия, ответственности.



На уроке «Рукоделия» дети под руководством учителя изготавливают интересные поделки из различных материалов, вяжут, вышивают, готовят подарки своим близким на праздники. Занятия с удовольствием посещают не только девочки, но и мальчики. В Казанском храме находится постоянно обновляющийся стенд с лучшими изделиями. Так в детях воспитывается трудолюбие.
По окончании занятий силами педагогов и родителей организуются совместные чаепития, во время которых ведутся доверительные беседы с детьми. Эти беседы наверняка являются одной из основных составляющих занятий, ибо помогают преподавателям лучше узнать внутренний мир детей.



В основном в школе занимаются девочки, но мальчиков тоже немало. Первые, окончив школу, несут послушание на клиросе, вторые – в алтаре. И хотя между учащимися приличная разница в возрасте (младшим – шесть лет, старшим – пятнадцать), они умеют находить между собой общий язык, общаясь друг с другом не только на занятиях и во время традиционных чаепитий, но и в свободное время.

Сближению интересов детей способствуют и паломнические поездки, ставшие традиционными. В дни каникул ребята посещают близлежащие храмы и монастыри. Излюбленными местами экскурсий стали Дивеево, Арзамас, Санаксарский монастырь.
Есть у Воскресной школы и другие традиции. Так, на праздники Рождества Христова и Святой Пасхи дети выступают с концертами, разделяя свою радость не только с жителями города, но и с воспитанниками детского дома, пациентами дома Милосердия.
Очень нравится детям встреча праздника масленицы – Прощеное воскресенье. Об истории праздника всегда рассказывает настоятель Казанского храма – духовник школы протоиерей Алексий. Затем дети испрашивают прощения, и их ожидает самое приятное – игры, конкурсы и чаепитие с горячими блинами.
Стало традицией заканчивать учебный год туристическими походами или пикниками на территории храма. Здесь детей ждут не только весёлые игры, конкурсы и угощение. Ребята учатся видеть в красоте природы премудрость и величие Бога-Творца.



За все время существования в Воскресной школе работало немало талантливых, опытных педагогов, которые вкладывали в воспитание детей часть своей души. Некоторых из них следует упомянуть отдельно. Это Майя Геннадьевна Курскова, Наталья Петровна Ликашкова, Тамара Ивановна Щекочихина, Надежда Григорьевна Барсукова, Людмила Николаевна Апсалямова, Светлана Викторовна Евтеева, Елена Владимировна Мельникова, Ангелина Михайловна Филатова.
Заслуга Воскресной школы в том, что она оказалась не просто школой-однодневкой, которая взялась за доброе дело, но не довела его до конца. Время доказало, что идея её создания возникла на основе серьёзных намерений. И эта идея себя оправдывает: прихожане целыми семьями приобщаются к Церкви Христовой.