Что такое учреждение патриаршества

Учреждение в России патриаршества. Патриаршество на Руси (23 января 1589 года) :

Что такое учреждение патриаршества

В середине XV века произошло прискорбное событие в жизни мирового православия: его центр, Константинополь, был захвачен турецкими завоевателями. Золотые кресты над куполами храмов сменились османскими полумесяцами. Но Господу было угодно возродить величие Его церкви в славянских землях. Патриаршество на Руси стало символом наследования Москвой религиозного лидерства повергнутой Византии.

Независимость Русской Церкви

Ещё задолго до того, как официально произошло учреждение в России патриаршества, зависимость Русской Церкви от Византии носила лишь номинальный характер.

С начала XV века над православным Константинополем висела угроза, исходящая от его постоянного врага ― Османской империи.

В расчёте на военную поддержку Запада он был вынужден поступиться религиозными принципами и на Соборе 1438 года заключить унию (союз) с западной церковью. Это безнадёжно подорвало авторитет Византии в глазах православного мира.

Когда же в 1453 году турки овладели Константинополем, Русская Церковь стала практически самостоятельной. Однако статус, дающий ей полную независимость, необходимо было узаконить в соответствии с существовавшими тогда каноническими правилами. С этой целью в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеримия II, который 26 января 1589 года совершил поставление первого русского Патриарха ― Иова (в миру Иоанна).

Учреждение в России патриаршества

Этому акту суждено было свершиться в Успенском соборе Кремля. Записи современников свидетельствуют, что вся Москва собралась тогда на площади, тысячи людей стоя на коленях внимали благовесту соборных колоколов. Этот день стал одним из самых значимых в истории Русской Православной Церкви.

На следующий год Собор восточных иерархов окончательно закрепил за Русской Церковью статус автокефальной, то есть независимой. Правда в «Диптихе Патриархов» ― установленном порядке их перечисления — патриарху Иову было отведено лишь пятое место, но оно не являлось умалением его достоинства. Русские люди восприняли это с должным смирениям, сознавая молодость своей церкви.

Роль царя в установлении патриаршества

Среди историков бытует мнение, что введение патриаршества в России было инициировано лично государем. В хрониках того времени рассказывается о том, как во время своего визита в Москву Антиохийский патриарх Иоаким был принят царём, и на литургии митрополит Дионисий, подойдя к высокому гостю, благословил его, что по Уставу Церкви было совершенно недопустимо.

В этом жесте усматривают намёк царя на учреждение в России патриаршества, так как подобное вправе был совершить лишь архиерей, равный своим саном иноземному патриарху. Это действие могло быть совершено только по личному указанию царя. Так что Феодор Иоаннович не мог остаться в стороне от столь важного дела.

Первый российский патриарх

Выбор кандидатуры первого патриарха был весьма удачным. С самого начала своего правления только что избранный предстоятель развернул активную деятельность по укреплению дисциплины среди церковнослужителей и повышению их нравственного уровня. Он также приложил немало сил к просвещению широких народных масс, обучению их грамоте и распространению книг, содержащих Священное Писание и святоотеческое наследие.

Свою земную жизнь патриарх Иов завершил как истинный христианин и патриот. Отвергая всякую ложь и беспринципность, он отказался признать подступавшего в те дни к Москве Лжедмитрия и был заточён его сторонниками в Успенский Старицкий монастырь, из которого вышел больным и ослепшим. Своей жизнью и смертью он явил всем будущим предстоятелям жертвенный пример служения Русской Православной Церкви.

Роль российской церкви в мировом православии

Церковь была молода. Несмотря на это, российские иерархи пользовались неоспоримым авторитетом среди представителей высшего духовенства всего православного мира. Часто он опирался на экономические, политические и даже военные факторы. Особенно это стало очевидным после падения Византии. Восточные патриархи, лишённые своей материальной базы, постоянно были вынуждены приезжать в Москву в надежде получить помощь. Это продолжалось не один век.

Учреждение патриаршества сыграло важную роль в упрочении национального единства народа. Это проявилось с особой силой в Смутное время, когда казалось, что государство стояло на грани потери своего суверенитета. Достаточно вспомнить самоотверженность патриарха Гермогена, ценой собственной жизни сумевшего поднять россиян на борьбу с польскими оккупантами.

Выборы российских патриархов

Источник: https://www.syl.ru/article/197925/new_uchrejdenie-v-rossii-patriarshestva-patriarshestvo-na-rusi-yanvarya-goda

Упразднение патриаршества 1697 г

Что такое учреждение патриаршества

Первые преобразования в духовной сфере, которые требовалось провести «из соображений государственной пользы», русский царь Пётр Первый провёл ещё при Патриархе Адриане. Согласно царскому указу от 1697 года были взяты под государственный контроль хозяйства монастырей или же «тунегибельные вотчины», а также архиерейских домов. При этом, первым была запрещена всякая строительная деятельность.

Всего спустя год царь прекращает выплату казённой руги тем церквам, которые имели при себе приходские дворы и угодья. Другие же церкви, не имеющие приходских дворов и угодий, получали отныне половину от прежней руги. Кроме того, все церковные угодья были объявлены оброчными статьями государственной казны. После кончины Патриарха (шестнадцатого октября 1700 года) государь предпринимает следующий шаг для дальнейшего подчинения интересам царского абсолютизма церковного строя России.

Отмена выборов патриарха

В этот период, вопреки ожиданиям духовенства и народа, так и не состоялись выборы Патриарха. Взамен него был назначен Местоблюститель Патриаршего престола, выбранный самим царём. Им стал образованный митрополит Рязанский Стефан.

Однако, ему государь поручил только ведение дел «о противностях Церкви, расколе, а также ересях».

Касаемо ряда иных церковно-административных вопросов и назначений на церковные должности, то эти духовные дела были поручены приближенным царя (Мусину-Пушкину, Меньшиков и др.).

Восстановление монастырского приказа

В начале 1701 года правитель восстанавливает монастырский приказ, который был упразднён в 1667 году. В его ведение переходит в это время распоряжение сборами (а также нарядами с этих сборов) и управление большей частью церковных вотчин.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем отличается Старый и Новый Завет

На содержание монастырей и архиереев царь назначил довольно урезанное жалование на то «без чего невозможно прожить». Остальная часть денег, собираемых со сборов от всех церковных имений, должна была обязательно передана на общественные и государственные нужды.

К примеру, некоторая часть средств и в правду пошла на строительство благотворительных учреждений (богаделен для инвалидов войны и нищих, а также больничных дворов) и школ.

Подводя черту под двадцатилетним периодом деятельности учреждённого Петром Первым монастырского приказа стоит отметить, что он привёл духовную сферу в упадок.

Из года в год скудели архиерейские дома, в вотчинах сокращалось количество дворов, а монастырские постройки разваливались на глазах духовников, не имеющих права их починить.

Как следствие, с каждым годом росли и недоимки по сборам и к 1721-1722 годам их объём превышал сумму в миллион двести тысяч рублей, что было непомерно много даже для государства на тот момент.

Вместе с вышеперечисленным росло и недовольство правителя Церковью. Некоторые историки приводят доказательства того, что такой негативный взгляд мог быть навеян Петру его путешествиями по Европе в составе Великого посольства. Например, в период первого такого странствия он всерьёз прислушивался к речам Вильгельма Оранского, который рекомендовал ему устроить Русскую Церковь по образу Англиканской и объявить себя её единственным Главою.

Хронология отмены патриаршества в России

В 1712 году, будучи проездом в Виттенберге и увидев памятник М.Лютеру, русский царь высказал в его сторону похвалу за наступление Лютера на Папу и всё его общество за своего государя, которые были намного умнее духовников.

В желании общества и церковных деятелей вернуть патриаршество Пётр Первый видел только попытку лишить его самодержавия. Таким образом, к началу 1718 года церковная реформа была частично сформирована в голове. На бумаге её было приказано воплотить епископу Феофану, отличавшемуся большой «скоростью пера».

В 1718 году государь, формируя коллегии для управления различными сферами жизни, решает сформировать и Духовную Коллегию, которая была обязана управлять церковными делами из-под руки Петра. За короткое время был написан «Духовный регламент», тексты которого описывали причины замены Духовной Коллегией Патриаршего управления, а также обязанности и права нового органа и особенности её состава.

В 1721 году царь обращается к Иеремии Третьему (Константинопольскому Патриарху) с прошением о признании Православными Восточными Патриархами нового органа – Святейшего Синода. Пётр получил положительный ответ и осенью 1723 года особой грамотой Синод был признан полномочным совершать те же действия, что и Патриаршие престолы.

В течение всего Синодального периода вышеописанные петровские церковные преобразования всё же отрицательно воспринимались в духовных кругах. Из всех иерархов того времени церковной реформой был доволен только архиепископ Феофан Прокопович, являвшийся фактически её идеологом.

Таблица-схема: основные причины упразднения патриаршества при Петре I

Причины упразднения патриаршества при Петре I Церковная реформа Петра I

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/uprazdnenie-patriarshestva-1697-g/

Учреждение патриаршества в России: уроки назидательной истории

Что такое учреждение патриаршества

В 14-м веке Константинополь был захвачен турецкими султанами. Россия оставалась независимой православной державой, на которую с надеждой смотрели все восточные христиане как на защитницу и хранительницу святой веры. Учреждение патриаршества в России стало закономерным актом, следствием духовного развития и укрепления влияния в мире.

Как происходило установление патриаршества на Руси?

Православная восточная церковь изнемогала под языческим гнётом. Турки регулярно грабили храмы, разворовывали сбережения, возлагали непомерные налоги: всё это заставляло вселенских патриархов обращаться за помощью к России. Русские цари оказывали гостеприимство и щедро одаривали восточных гостей. Начиная с 15-го века зависимость русской церкви от Константинополя была формальной, но провозгласить московского митрополита патриархом было бы незаконно.

В 1586 году в Москву прибыл за сбором милостыни антиохийский патриарх Иоаким. Русские власти выразили желание об устройстве высочайшего патриаршего престола, на что Иоаким обещал посоветоваться с остальными владыками и сообщить о решении. Но ответа не последовало в течение года.

Официальным царём на тот момент был сын Иоанна Грозного — Феодор Иоаннович, но постепенно удалился от государственных дел, желая жить в уединении и молитве со своей супругой Ириной Годуновой. Фактически управлял страной её брат Борис Годунов. Будучи талантливым и активным политиком, спланировал до мелочей действия по учреждению патриаршего престола в Московском государстве.

В 1588 году в Москву с визитом приехал сам константинопольский патриарх Иеремия, перед которым снова был поставлен вопрос о необходимости учреждения патриархата и даже возможности стать первым русским патриархом, но с требованием жить не в Москве, а во Владимире. Но он отказался. Авторитетный богослов Мелетий Пигас считал, что русские в достижении цели действовали с насилием и хитростью.

26 января 1589 года, под давлением царя Феодора Иоанновича и духовенства, в Успенском соборе Кремля Иеремия в праздничной обстановке поставил русским патриархом митрополита Иова. Через два года с Востока пришла грамота с подписями высших чинов церкви, удостоверяющая установление патриаршества на Руси. Выбор должен происходить положенным порядком, путём вытягивания жребия.

После кончины действующего патриарха рассылались грамоты с приглашением приехать в Москву на собор для избрания нового владыки. Если кто-то из духовенства не мог присутствовать, то должен был прислать письмо, в котором заранее соглашался со всеми решениями собора.

Процедура выбора происходила следующим образом:

  • на шести бумажках писали имена кандидатов;
  • заливали воском, ставили печать;
  • три жребия укладывали на панагию усопшего патриарха и величественно пели акафист Царице Небесной, потом два конверта убирали;
  • с остальными тремя жребиями поступали также;
  • из двух выбирали один, вручали боярину, который доставлял письмо в нераспечатанном виде царю;
  • царь объявлял имя нового патриарха.

Все высшие чины духовенства были равны между собою и подчинялись патриарху. После учреждения патриаршества власть владыки церкви сильно не отличалась от титула прежнего московского митрополита, кроме некоторых богослужебных преимуществ:

  • белый клобук был с крестом или херувимами;
  • крест на митре;
  • цветная мантия;
  • облачался посреди храма.

В первые века патриаршества церковные владыки имели высокое политическое и государственное положение. Принимали участие в решении важных исторических вопросов. На Руси патриаршество просуществовало до 1700 года.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли купаться в Святую Троицу

Служили церкви и народу поочерёдно 10 предстоятелей: Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф I, Иосиф, Никон, Иоасаф II, Питирим, Иоаким, Адриан.

В 1721 году патриаршество было упразднено Петром I и заменено на Священный Синод, управлял которым обер-прокурор, назначаемый государственной властью и не всегда имевший православное мировоззрение. Такая модель церковного правления просуществовала до Собора 1917 года, на котором было восстановлено патриаршество. Первым предстоятелем после длительного перерыва стал московский митрополит святитель Тихон (Белавин).

А общая последовательность патриархов русской церкви выглядит следующим образом: Тихон, Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II, Кирилл (с 2009 года по настоящее время).

Каждый из российских патриархов сыграл значимую роль в конкретный исторический период, защищая интересы святой веры и духовности.

Права и обязанности православного патриарха сегодня

В настоящее время функционируют следующие православные патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский.

Патриарх — это почётное звание, но не высшая ступень духовного чина. Он первый среди равных руководит Церковью совместно с Синодом и в согласии с другими архиереями. Важные решения принимаются коллегиально. Титул патриарха присваивается пожизненно и не является символом святости. Поместный собор уполномочен проводить суд над патриархом и даже имеет право низложить с престола. В обязанности предстоятеля Российской Церкви входит:

  • организация поместных и архиерейских соборов;
  • проведение собраний Синода;
  • контроль за надлежащим исполнением распоряжений Собора и Синода;
  • отчёт Собору о работе и жизни Церкви;
  • наблюдение за работой синодальных организаций и духовных школ;
  • обращение к полноте Церкви с речью;
  • ведение переговоров с предстоятелями православных церквей и руководителями других религиозных организаций;
  • представление Церкви перед государственной властью;
  • назначение руководящего состава духовных школ и иных православных учреждений;
  • контроль за своевременной заменой архиерейских кафедр и осуществлением функциональных обязанностей высших чинов Церкви;
  • посещение любых епархий Русской Церкви;
  • оказание братской помощи архипастырям;
  • принятие и рассмотрение жалоб на архиереев;
  • награждение достойных из духовенства и мирян церковными титулами и наградами;
  • присуждение необходимых учёных степеней и званий;
  • приготовление святого мира.

В случае смерти патриарха или ухода с престола по другой причине Священный Синод назначает из своих рядов Местоблюстителя Патриаршего Престола. В течение полугода созывается Собор для выбора нового предстоятеля. Избираемый в патриархи должен быть:

  • обязательно архиереем Русской Церкви;
  • с высшим богословским образованием;
  • с необходимым управленческим опытом церковью;
  • приверженцем канонического устроения;
  • с положительной репутацией и безукоризненным доверием от священства и мирян;
  • в возрасте не менее 40 лет;
  • гражданином России.

Характерной особенностью управления православной церковью является принцип соборности в отличие от самочинного руководства католического папы или децентрализации власти в протестантизме.

Учреждение патриаршества в России не сместило ориентиры и сохранило главное правило устроения церкви по аналогии с догматом о единстве Пресвятой Троицы.

Российский патриарх является прежде всего служителем и просветителем верующего народа и не принимает единоличных решений, а только совместно с Собором и Синодом.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1194182538797779530/uchrezhdenie-patriarshestva-v-rossii-uroki-nazidatelnoj-istorii/

«Возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в России

2 февраля 1589 года константинопольский патриарх Иеремия II нарёк митрополита Иова Патриархом Московским и всея Руси. Так де-юре завершился шестивековой путь к духовной самостоятельности Русской православной церкви. Историки отмечают, что принятие решения об учреждении нового патриаршества во второй половине XVI столетия было закономерным: в то время Москва, где на царство венчались свои правители, уже была признана духовной наследницей Византии.

Христианство на землях Руси начало распространяться задолго до её официального крещения князем Владимиром. Жители одной из величайших христианских держав того времени — Византийской империи — проникали вглубь Восточной Европы с торговыми или духовными миссиями, постепенно обращая в свою веру местное население. По мнению ряда историков, массовое крещение русских могли провести братья-проповедники Кирилл и Мефодий в ходе своего путешествия в соседнюю Хазарию в 860—861 годах.

В 954 или 957 году крещение во время своего визита в Константинополь приняла киевская великая княгиня Ольга. Её сын Святослав взглядов матери не разделял, в отличие от внука Владимира: по легенде, пообщавшись с иудеями, мусульманами и христианами западного обряда, киевский князь по разным причинам отверг их религии. И только христианство восточного обряда нашло отклик в его душе. В 987 или 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом, после чего состоялось крещение всей Руси.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата.

После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию.

Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе
  • Государственный Русский музей

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает нижняя перекладина на кресте

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической.

Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим.

В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян
  • Wikimedia commons

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«С венчанием Ивана IV на царство это событие стало неизбежным. Московское царство представило себя как законного наследника Второго Рима — Византии, где была так называемая симфония властей — светской и церковной. Одним из условий этой гармонии было соответствие сана патриарха высоте царского сана», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова.

Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха.

А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России
  • xpam-xpicta.ru

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

«Конкретная дата стала во многом делом случая, дополненного усилиями царского шурина Бориса Годунова, который выступал за возвышение статуса царской власти и московской церкви», — добавил он.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/598763-istoriya-obrazovanie-moskovskogo-patriarshestva

44. Учреждение Патриаршества в Русской Церкви. Святой Патриарх Иов

познакомиться с историей установления Патриаршества в Русской Церкви

Задачи:

  • познакомиться с житием патриарха Иова
  • познакомиться с факторами, повлиявшими на решение Восточных патриархов даровать Московскому митрополиту титул Патриарха
  • понять, какие изменения в русской церковной жизни повлекло установление Патриаршества

Использованная литература:

  1. Первушин М.В.Установление патриаршества в Русской Церкви / Христианство век за веком. Очерки по истории христианской Церкви / Под общей редакцией Архиепископа Егорьевского Марка. – М.: Дар, 2011.
  2. Знаменский П.В. История Русской Церкви. / Под ред. проф. К. Е. Скурата. – Сергиев Посад: 2006. Период IV. Глава 1.

Ключевые понятия:

  • Патриархат
  • Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси

Словарь урока:

  • Иоаким, патриарх Антиохийский
  • Иеремия, патриарх Константинопольский
  • Собор Восточной Церкви
  • Диптих Поместных Церквей
  • Духовный приказ
  • Казенный приказ

Проверочные вопросы:

  1. Каким было экономическое и политическое положение Восточных Поместных Церквей к середине XVI века?
  2. С какой основной целью Восточные патриархи посещали Москву в XVI веке?
  3. Считаете ли вы утверждение в Москве Патриархата исторически закономерным?
  4. Какие исторические слова были произнесены митрополитом Иовом при поставлении его в патриархи?
  5. Как повел себя патриарх Иов в отношении Лжедмитрия?
  6. За что патриарх Иов был причислен Церковью к лику святых?
  7. Что изменилось в церковном управлении после утверждения Патриаршества на Руси?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме с использованием презентации о святителе Иове.

Беседа с детьми.

Закрепление темы с помощью письменного задания.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр видеоматериалов.

Рассказ учителя по новой теме, дополняющий увиденное детьми.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

материалы:

  1. Мульткалендарь. 18 апреля. «Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси»:
  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 40 «Святители. Часть 2»:

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/231621

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотитвослов
Что означает имя Павел по гороскопу

Закрыть