Что такое хула на Духа Святого

Хула на духа святого что это — Православный мир

Что такое хула на Духа Святого

Нас часто спрашивают, что такое хула на Духа Святого, ведь в Евангелии сказано, что она не может быть прощена человеку. На этот вопрос отвечает пастор Михаил Валентинович Воробьёв.

В нашей христианской культуре появились и прочно укрепились такие понятия, как «религиозный христианин» и «истинный христианин». Что же мы подразумеваем под этими определениями? Думаю, не ошибусь, если скажу, что мы вкладываем в это понятие следующее:

Религиозный человек Истинный христианин
Верит во Христа Доверяет Христу
Молится Христу Покоряется Христу (подчиняет свою жизнь)
Соглашается, что Иисус — Спаситель Участвует в миссии Христа
Держит дистанцию со Христом Стремится быть ближе ко Христу
Просит Христа реализовать свои личные планы Познавая Божью волю, стремится исполнить её

Так как эти переживания глубоко духовны и внутренни, то внешне жизни этих людей могут походить друг на друга, как пять мудрых и пять неразумных дев походили друг на друга в известной притче Христа, пока не пришло время встречи с Женихом (Евангелие от Матфея 25:1-13). Главным и единственным отличием является присутствие в жизни христиан одной Личности — Святого Духа.

«Дух всё проницает, и глубины Божии» (1 Коринфянам 2:10), знает сердце каждого человека: и христианина, и того, кто лишь считает себя таковым. Никто из нас не ставит цель определить «духовный статус» своего брата или сестры.

Господь знает! Наша же задача и обязанность перед Богом — определение своего духовного состояния, духовного здоровья: в каких взаимоотношениях мы находимся с Духом Святым, потому что без этих отношений нас ждёт духовная смерть и возвращение в погибель. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», — говорит Господь через апостола Павла (Римлянам 8:9).

Поэтому отчасти радует тот факт, что дети Божьи беспокоятся и тревожатся по поводу греха, о котором Господь сказал в отношении Духа Святого: «хула на Духа не простится людям» (От Матфея 12:31). Но нужно знать, что помимо этого греха существуют ещё и другие, не менее опасные и ведущие к погибели.

Три способа испортить отношения с Духом

Итак, Господь предостерегает нас от трёх грехов в отношении Духа Святого:

  1. Хула на Духа Святого (От Матфея 12:31, От Марка 3:29, От Луки 12:10)

  2. Оскорбление Духа Святого (Ефесянам 4:30)

  3. Угашение Духа Святого (1-е Фессалоникийцам 5:19)

1. Хула на Духа Святого

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекамЕвангелие от Матфея 12:31

Во всём Евангелии Христос произнёс эти слова лишь фарисеям, которые не только не признавали Его Господом, но и принимали действия Духа за действия нечистой силы. Часто в церкви спрашивают, может ли верующий похулить Духа Святого. Но это может относиться скорее к неверующим, чем к верующим.

Отвержение Духа Святого, непринятие Его, хула на Него тем самым лишает человека возможности спасения, потому что покаяние в человеке производит не кто иной, как только Дух Святой. Этот грех потому не простится «ни в сём веке, ни в будущем» (От Марка 3:29), что он ожесточает сердца и не дает возможности Духу Святому привести человека к покаянию.

Поэтому, отвергая Духа, человек отвергает единственное средство своего прощения и спасения!

2. Оскорбление Святого Духа

Грех оскорбления Духа уже имеет отношение только к верующим, имеющим Святого Духа. Неверующий не может ни оскорбить, не угасить Духа Святого по той простой причине, что у него Духа просто нет. А каким же образом это могут допустить те, которые Духа Святого имеют? Ответ в этом месте Писания:

И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Котором вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас.Ефесянам 4:30-31

Все эти недостатки поведения у христианина оскорбляют Святого Духа.

Хотя нам легче считать это за личные качества характера или списать всё на слабые нервы и трудные обстоятельства Некоторые могут размышлять таким образом даже в церкви: «Ну вот такой уж он человек, но сердце-то у него доброе!» А в Писании сам Христос утверждает, что «от избытка сердца говорят уста» (От Матфея 12:34).

«Жизнь и смерть во власти языка» (Притчи 18:21) — подтверждается в Ветхом Завете. Это значит, что не бывает случайно вырвавшихся фраз: что вышло из наших уст, то на самом деле и находится в нашем сердце. Будет ли Духу Святому в таком сердце приятно жить? Станет ли Он мириться с этим?

Напрашивается такая аналогия: когда мы готовимся к приходу гостей, то мы тщательно убираем свой дом и в присутствии гостей не устраиваем семейных «разборок».

Если же, пришедшие гости увидят весь сор, который мы будем выносить прямо при них с шумом и криком, то, естественно, такой приём их оскорбит! Некоторые христиане годами живут в подобной ситуации, считая это нормой или просто особенностями своей семьи, а значит своим личным делом, не относящимся к духовной жизни вообще. Стоит ли удивляться, что в этих жизнях нет радости, нет роста, нет мира Божьего и плодов Духа?

Как же нам навести порядок в своём сердце, чтобы не оскорблять Святого Духа? Апостол Павел обращается к христианам:

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.Послание к филиппийцам 4:8

3. Угашение Духа Святого

Духа не угашайте.1-е Послание фессалоникийцам 5:19

Слово «угашение» связано с понятием горения, то есть огня. А огонь всегда нуждается в том, чтобы его поддерживали: он не может долго гореть самостоятельно. Нужны сухие дрова, иначе от сырых дров будет лишь копоть, и огонь не исполнит своей функции: на нём не приготовить еду, ни согреться, ни осветить мрак ночи

Горящий огонь связан с жизнью: он спасение для находящихся в лесу, во мраке, в пурге, в тумане. При погаснувшем свете среди мрака оживают наши страхи, и нас пугает то, чего и нет! Отключение света в метро на короткое время привело к панике и человеческим жертвам.

При взрыве на вокзале в Волгограде раненых привозили в районную больницу, и вдруг в этой сложной ситуации, когда раненых везли на каталках в операционные, неожиданно погас свет.

Каким ярким и драгоценным оказался свет от сотовых телефонов! В Иерусалимском Храме непрестанно горел огонь, как знак вечного поклонения Богу.

Когда в жизни христианина угасает огонь, это трагично: он не только не может согреть другого, но даже сам замерзает, и в его жизнь приходит холод и пустота. Наши «светильники» могут гаснуть, и это жизненный принцип: огонь нуждается в поддержке.

Как и всё важное, что есть у нас в жизни, требует от нас неустанного труда и заботы. Но одни наши дела — влияют на жизнь вечную, а другие — создают лишь суету.

Так что же нам делать, чтобы на самом деле поддерживать огонь Духа Святого?

  • Первое — это чтение Слова Божьего, Святого Писания.
  • Второе — молитва.
  • Третье — общение: общение с Богом и общение Церкви.

И тогда, как процесс горения являет собой соединение углерода с кислородом, так и наши сердца, соединяясь с Духом Божьим, пламенеют огнём. И из этого теперь можно увидеть, что является врагом нашей здоровой духовной жизни, и почему в нас может угасать Дух Святой:

  1. Беспечность
    При нерадении к духовным дисциплинам (молитве, чтению Писания, общению) постепенно в жизни христианина исчезает жажда по Богу! Перестают волновать духовные вопросы, а молитвы становятся формальнее и короче.
  2. Лень
    Лень это не что иное, как отсутствие трудолюбия. А с ленью приходит скука — верный показатель внутренней пустоты. Не хочется ничего делать: не читать, ни молиться, ни общаться, ни служить И, со временем, даже жить. Господь предупреждает нас о пагубном действии такого состояния, своего рода «сна»: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться». (1 Фессалоникийцам 5:6).
  3. Непослушание Богу
    Имея общение с Господом, через Писание или ответы на молитву мы всегда знаем Его волю. Но не всегда хотим исполнять. «Слушай, Израиль!» — говорил Господь, обращаясь к Своему народу. Но послушен ли был народ? И мы знаем трагическую историю его непослушания. А так как Слово Божье и молитва в результате будут обличать непослушное дитя Божье, то вслед за этим приходит нежелание читать Библию и молиться.
  4. Конфликты с ближними
    Нередко неправильные взаимоотношения в церкви или в семье, в обществе, создают для человека определённые препятствия в молитве. Для Бога ценны наши сердца перед Ним. И слова об этом из Первого послания Петра, обращённые к мужьям, можно в равной степени, отнести ко всем христианам: «дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петра 3:7). Нам следует правильно относиться ко всем, как призывает к этому Слово Божье.
  5. Поглощённость бытом
    Немаловажная причина, которая способствует угашению Духа Святого, это поглощённость бытом — всякие повседневные заботы. В самих бытовых делах нет ничего страшного, ведь это неотъемлемая часть нашей жизни: собрать ребёнка в школу, купить мебель, построить дом и многое-многое другое. Но когда эта сторона становится основной, когда она поглощает все наши мысли, время и деньги, когда все, что мы имеем в жизни, подчинено лишь бытовым целям, тогда Дух Святой в нас угасает. Ему нет места в этой круговерти, да и цель у Духа другая — прославлять Христа. Апостол Павел пишет: «О горнем помышляйте» (Колоссянам 3:2), и Христос сказал: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягощялись объедением и пьянством, и заботами житейскими» (От Луки 21:34). Вспомним причту Господа о приглашении на брачный пир: «Но они, принебрегши то, пошли, кто на поле своё, кто на торговлю свою» (От Матфея 22:5) Волы, поле, жена — вот и нет человека ни в служении, ни в церкви.
  6. «Ветер»
    Каким бы словом обозначить эту проблему? Иногда в церкви могут задуть разные «ветры»: сомнения, ложные учения, дурные примеры поведения, плотские страсти, ссоры Из-за отсутствия любви к людям мы начинаем видеть недостатки других, и не можем их простить. А ведь можно не только в себе угасить Дух Святой, но и подтолкнуть к этому и других, кто испытывает обиды или, например, не видят вознаграждения в своём труде. Наша постоянная задача: молиться друга за друга, поддерживая веру друг друга. И тогда плодом Духа всегда будет радость.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как бог создал адама и еву

Давид, муж по сердцу Божьему, взывал в молитве Богу: «Духа Твоего Святого не отними от меня» (Псалом 50:13). Дух Святой пребывает в нас, когда мы дорожим общением с Ним, жаждем Его. Но опасность отпадения существует всегда. «Духа не угашайте» — это вопрос наших личных взаимоотношений с Господом, решить который за нас никто никто не может.

Дух Святой — это тот, кто может помочь

В плане духовного состояния в церкви есть три вида христиан:

  1. Горят, пламееют Духом Святым: славят Господа, жизнью, трудом своим ради Него.
  2. Горят, но не так, как вначале: видна усталость, некая холодность, но человек, ещё «живёт» и трудится.
  3. Едва горят, почти тлеют: если есть духовная жизнь, то едва-едва

Но для всех нас, детей Божьих, есть спасительная благодать — дар Духа Святого.

Для тех, кто в силе: благодарите Господа за это! Для тех кто ослаб: просите помощи у Господа, ведь у Него сила! Те, кто понимает, что жизнь его в Боге «умирает» — исповедуйтесь перед Ним, пусть Он откроет вам глаза на то, в чём именно смог вас уловить сатана, покайтесь в этом, оставьте этот грех — и Дух Святой вас обновит, зажжёт новым огнём! У Господа много благодати, Он хочет помочь нам, но труд исповедания и исполнения Духом Святым за нас никто не совершит, в этом наша ответственность перед Господом (см. Луки 11:9-13).

Исполнение Духом Святым — это заповедь Божья, и Дух Святой — это знак Его великой благодати и милости к нам, знак Его бесценной, всепоглощающей любви, отдавшей за нас жизнь на Кресте.

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»

Волгоградская область, г. Волгоград, 400062, ул. Полухина, д. 67
Больше подробностей о церкви

Источник: https://daronosica.ru/eto-interesno/hula-na-duha-svyatogo-chto-eto.html

Хула на Святого Духа — Православный журнал

Что такое хула на Духа Святого

В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать — каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности.

Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это — слова Христа: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31–32).

Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога — потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека — его участи в жизни вечной. А недоумение — потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия.

Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы?

Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем.

И в чем же, наконец, заключается эта самая  хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать — что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной.

А потом хватишься — ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?

Такие вот вопросы Наверное, каждый читавший Евангелие человек задавал их себе в той или иной форме. Однако далеко не каждый сумел на них ответить.

А ведь этими вопросами, словно неким смысловым пунктиром, обозначается еще одна огромная проблема: как жить в мире, где всемогущий Бог, обладающий всей возможной полнотой благ, ведения и власти над Своим творением, вдруг оказывается способным не простить какое-то действие слабому, смертному, нравственно поврежденному существу — человеку? И как после этого без скепсиса относиться к христианскому утверждению о том, что такой Бог есть Любовь?

Можно, конечно, задвигать эти неразрешенные вопросы на дальнюю полку сознания до лучших времен. Но думающему человеку жить с такой мировоззренческой «занозой» тяжело. Поэтому есть смысл попытаться найти на них ответы в святоотеческом наследии Церкви.

Да не будет сего!

Может ли ответственность за хулу на Духа быть выше, чем за хулу на Сына?

Церковь утверждает, что Бог един по существу, но троичен в лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо (ипостась) Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а — единое Божественное существо. Поэтому оскорбление каждого из Лиц в равной степени означает, что хулится Бог-Троица. Конечно, любая аналогия здесь будет неполной, но можно попытаться использовать хотя бы очень ограниченное по смыслу сравнение.

Предположим, некий хулиган взял баллончик с краской и испачкал непристойными надписями какое-нибудь общественное здание в центре города, например, концертный зал филармонии.

Будут ли его судить по разным статьям Уголовного кодекса в зависимости от того, какую именно стену филармонии он испортил своим «творчеством»? Ответ очевиден: осудят этого пакостника за ущерб, нанесенный всему сооружению, а не его фасаду или боковой стене.

Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?

На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину.

Да не будет сего! Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе — и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом “Дух” обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество.

Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».

Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого — оскорбление Своего человечества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой город находится на месте Вавилона

О прощении без покаяния

Довольно часто хула на Духа представляется неким гарантированным способом духовного самоубийства, когда всего лишь одна ругательная фраза в определенный адрес влечет за собой необратимые последствия по причине некоей божественной «сверхобидчивости», не позволяющей Богу простить хулителя, даже если тот по прошествии времени покается в своих необдуманных словах. Насколько же это мнение соответствует действительности?

Источник: https://foma.ru/xula-na-svyatogo-duxa.html

Хула на Святого Духа

Что такое хула на Духа Святого

В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать — каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности.

Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это — слова Христа: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32).

Хула на Святого Духа. Правда ли, что Бог не прощает этого греха?

Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога — потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека — его участи в жизни вечной. А недоумение — потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия.

Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы?

Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем.

И в чем же, наконец, заключается эта самая хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать — что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной.

А потом хватишься — ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?

Такие вот вопросы Наверное, каждый читавший Евангелие человек задавал их себе в той или иной форме. Однако далеко не каждый сумел на них ответить.

А ведь этими вопросами, словно неким смысловым пунктиром, обозначается еще одна огромная проблема: как жить в мире, где всемогущий Бог, обладающий всей возможной полнотой благ, ведения и власти над Своим творением, вдруг оказывается способным не простить какое-то действие слабому, смертному, нравственно поврежденному существу — человеку? И как после этого без скепсиса относиться к христианскому утверждению о том, что такой Бог есть Любовь?

Можно, конечно, задвигать эти неразрешенные вопросы на дальнюю полку сознания до лучших времен. Но думающему человеку жить с такой мировоззренческой «занозой» тяжело. Поэтому есть смысл попытаться найти на них ответы в святоотеческом наследии Церкви.

Да не будет сего!

Может ли ответственность за хулу на Духа быть выше, чем за хулу на Сына?

Церковь утверждает, что Бог един по существу, но троичен в лицах — Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо (ипостась) Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а — единое Божественное существо. Поэтому оскорбление каждого из Лиц в равной степени означает, что хулится Бог-Троица. Конечно, любая аналогия здесь будет неполной, но можно попытаться использовать хотя бы очень ограниченное по смыслу сравнение.

Предположим, некий хулиган взял баллончик с краской и испачкал непристойными надписями какое-нибудь общественное здание в центре города, например, концертный зал филармонии.

Будут ли его судить по разным статьям Уголовного кодекса в зависимости от того, какую именно стену филармонии он испортил своим «творчеством»? Ответ очевиден: осудят этого пакостника за ущерб, нанесенный всему сооружению, а не его фасаду или боковой стене.

Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?

На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину.

Да не будет сего! Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе — и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом “Дух” обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество.

Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».

Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого — оскорбление Своего человечества.

Что такое хула на Духа Святого?

В Евангелие от Матфея написано: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). Если Сам Христос сказал, что хула на Духа не простится, тогда полезно разобраться, что же такое хула на Святого Духа, каких действий стоит избегать и правда ли, что этот грех Бог не прощает.

Денис Подорожный, пастор, религиовед

Обычно считается, что хула — это произнесение дерзких и хульных слов в адрес Божьего Духа, но не просто сказанное в неведении или по глупости, а сознательное произнесения ругательств в адрес Святого Духа. Я уверен, что глумящийся над святыми вещами неверующий человек не может быть обвинен в совершении этого греха, так как Он вообще не знает Бога. Человек же глубоко сознающий, Кто есть Бог и Кто есть Дух Святой и при этом хулящий Его, по Писанию, не имеет оправдания.

Если грех не прощен, то человеку тяжело рассчитывать на вечную жизнь. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа», говорит Библия (Евр.12:14). Без этой уверенности сердце хулящего погружается в тьму безнадежности, ожесточения и озлобленности.

Александр Штеингардт, служение «Пророческая культура»:

В первую очередь необходимо понимать, что согласно контекста хула на Святого Духа осуждается в том случае, когда действию Духа приписывают бесовскую природу. Фарисеи, видя невероятные исцеления и освобождения, которые производил Иисус намеренно назвали их бесовскими. Можно много сделать выводов из этого, но я хотел бы обратить внимание на два момента.

1. Фарисеи считали себя экспертами в области духовной жизни и поэтому они давали оценку тем проявлениям, которые видели.

Всякий раз, когда ты будешь считать себя достаточно знающим экспертом в какой-то области ты открываешь двери для гордости, которая неизменно приведет тебя к критицизму и негативному отношению к тому, что делает Бог.

Дух Святой действует независимо от наших пониманий и там, где нам кажется, что мы уверены, что это не работа Божья вполне может оказаться совсем наоборот. Занимая позицию духовной власти необходимо быть особо осторожным с навешиванием ярлыков.

2. Писание учит ясно, что фарисеи предали Христа из зависти. Они завидовали, что Он приобретает учеников и толпы ходят за Ним, а не за ними. Возможно они в свое время пробовали молиться за больных и одержимых, но у них не было такой динамики и 100%-го результата как у Христа. Они понимали, что теряют власть и авторитет. Подвергалось сомнению их богословие и вера.

Все что можно описать под словом «зависть» двигало их реагировать на Христа критикой и осуждением. Другими словами, когда ты видишь успех другого человека, что у него получается что-то лучше, чем у тебя, это может подтолкнуть тебя начать самоутверждаться, и зависть направит твое сердце начать критиковать не только самого человека, но и те результаты, которые есть у него благодаря работе Духа Святого. Что по сути может стать хулой.

Нам нужна мудрость, чтобы из-за негативного отношения к самому человеку уважать ту работу, которую делает через него Бог.

Василий Юнак, магистр служения в библейском консультировании

Хула — это не хульные слова на кого-то. Хула — это посягательство на чье-то место. Иисуса обвиняли в богохульстве по двум причинам: (1) делал Себя равным Богу, и (2) прощал грехи, что мог делать только Бог. То есть, Иисус посягал на место Бога. В принципе, Он и был Богом, так что это не было богохульством с Его стороны. Но иудеи, не желавшие признавать за Ним божественности, понимали Его посягательства, потому и обвиняли Его в богохульстве.

Что касается хулы на Святого Духа, то здесь важно понять роль Святого Духа и Его работу в человеке. Дух Святой, действующий в человеке через его совесть, стремится привести человека к осознанию его грехов, его нужды в Спасителе, и тем самым привести к покаянию.

Когда человек упорствует и отказывает Святому Духу в Его роли, когда человек отказывается признавать свою греховность и идти к Спасителю с покаянием, этим он хулит Святого Духа. Вскоре наступает момент, когда Святой Дух огорчается и окончательно покидает человека.

И когда это происходит, уже никто и ничто не сможет убедить человека в его нужде во спасителе — совесть человека перестает действовать, голос Святого Духа в его душе умолкает а без покаяния человек не может получить прощения!

И это вовсе не потому, что Бог не может или не хочет простить такой грех против Святого Духа, а потому, что сам человек навсегда закрыл для себя возможность раскаяться.

Хула на Святого Духа — это упорный отказ от покаяния, пока наконец Святой Дух перестанет напоминать человеку о его грехах. И тогда, не прося прощения, человек умирает непрощенным.

Служение «Линия Жизни»

Согласно Евангелия от Марка 3:21-30 можно сказать, что человек хулит Духа Святого, когда он настолько ожесточил грехами свое сердце, что даже видя те благие дела, которые Бог творит, отказывается признать в этом Божью руку и воздавать Славу Богу. Ему легче приписать такие дела кому и чему угодно, даже дьяволу, только не Богу.

Такой человек ослеплен грехом и его понимание истины извращено. Божьи призывы для него остаются тщетными, он отказывается их принять и послушаться. Из-за этого он не может раскаяться, а, значит, и не может быть прощен.

Андрей Кураев, диакон Русской православной церкви

Как же человек способен хулить Духа Святого?

Мне представляется, что есть два пути к этому греху.

Первый: когда человек видит явное чудо – и отторгает его. Однажды довелось мне беседовать с одним высокопоставленным чиновником. Он с ходу предупредил меня: «Я – атеист».

Ладно, продолжаем разговор. Но в ходе нашей беседы я вдруг замечаю, что на стенах его кабинета нарисованы «голгофки» – Кресты, начертание которых священник налагает на стенах помещения при его освящении. Заметив мой взгляд и мое недоумение, чиновник говорит: «А мой кабинет батюшка освящал!». Я, конечно, спрашиваю – зачем. И слышу в ответ: «Я, собственно, недавно здесь работаю.

Но, понимаете, как-то я сразу плохо почувствовал себя в этом кабинете. Час-полтора посижу, и больше не могу. Как будто из меня кто-то всю силу высосал. Задыхаться начинаю. Надо выйти в коридор, зайти в соседний кабинет, уйти перекурить, выбежать на улицу И тогда еще ненамного хватает Тут мне посоветовали: позови, мол, батюшку, пусть освятит. Ну, я и решил – что ж, хуже не будет Да, так вот батюшка мне тут все освятил.

И, знаете, я теперь тут хоть по 12 часов могу сидеть – и ничего».

И как вы думаете, какой же была его последняя фраза, завершающая этот рассказ? – «Но я все равно атеист!».

Второй же путь хулы на Духа сегодня более распространен. В этом случае человек считает за дары Духа простые, вполне рукотворные человеческие переживания.

В первом случае человек, которому, например, было дано пережить и ощутить благодатность Богослужения, окрадывается помыслами, которые твердят ему: «Да это тебе показалось: понимаешь, непривычная обстановка, необычные запахи, музыка, одежда, слова Не было никакого чуда. Тебе просто показалось.

Все дело в твоей непривычке».

Во втором же случае человек и в самом деле на чисто психическом уровне переживший новизну церковного обряда и малость воодушевленный своим подвигом захода в храм, уже не прочь считать себя облагодатствованным: «Когда батюшка мимо с кадилом проходил, я такую благодать почувствовала, такой запах был дивный!».

Человек сам себя горячит, сам в себе провоцирует «высокие переживания», а затем изготовленный им продукт объявляет Даром Неба.

Александр Ткаченко, автор, публицист, апологет

Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?» (Мф.12:31).

На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину.

Да не будет сего! Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе — и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом «Дух» обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество.

Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».

Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого — оскорбление Своего человечества.

— — —

Довольно часто хула на Духа представляется неким гарантированным способом духовного самоубийства, когда всего лишь одна ругательная фраза в определенный адрес влечет за собой необратимые последствия по причине некоей божественной «сверхобидчивости», не позволяющей Богу простить хулителя, даже если тот по прошествии времени покается в своих необдуманных словах.

Джеймс Бартон Коффман, автор, проповедник, учитель и лидер «Церкви Христа» (Сhurches of Christ)

Что касается хулы на Духа, Христос назвал его «вечным грехом», что делает его непростительным. Это был не единственный грех, который мог погубить фарисеев, но именно он это сделал. Особую тяжесть их неправедности придавало то, что они поносили Христа, хотя знали, что Он праведен.

Противореча тому, что они знали, они говорили, что в Нем нечистый дух. Они истину подменяли ложью, свет тьмою, праведность неправедностью, и они закрывали свои глаза и сердца перед Господом.

Их хула была такая, что лишала их надежды на небеса, и нет сомнения, что та же слепота, бессмысленное противостояние Господу и сегодня может иметь те же последствия.

INVICTORY теперь на , Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Источник: https://www.invictory.org/articles/spirituality/7765-chto-takoe-hula-na-duha-svyatogo

Что такое хула на Духа Святого — Духовная жизнь

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. 33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто автор Нового Завета

(Матф.12:31-33)

Перед комментариями к стихам, предлагаю Вам ознакомиться со статьей на тему: Дух, Святой Дух

Поразительно слышать из уст Иисуса, Спасителя всех людей, слова о непростительном грехе. Это поражает настолько, что некоторые богословы хотели бы убрать такую определенность этого высказывания.

Они утверждают, что это лишь еще один пример колоритной восточной манеры выражаться. Как еще, например, Иисус говорил, что для того, чтобы быть Его учеником, человек должен ненавидеть своих родителей, они утверждают, что все это не надо понимать в буквальном смысле, что это лишь значит, что грех против Святого Духа ужаснее всего.

В поддержку такой точки зрения приводят некоторые места из Ветхого Завета.

«Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего. Ибо слово Господне он резрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та»
(Числ.15,30.31)

«И посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек»
(1 Цар. 3,14)

«И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф»
(Ис. 22,14)

Эти люди утверждают, что эти тексты по существу соответствуют тому, что сказал Иисус и, главным образом, говорят о крайней серьезности этого греха.

Мы не можем лишь сказать, что в этих отрывках из Ветхого Завета нет того духа, да и впечатления они такого же не производят.

Очень тревожно слышать слова о непростительном грехе из уст Того, Кто есть воплощение любви Божьей.

Одна часть этого отрывка, несомненно, ошеломляет: в Библии в уста Иисуса вложены слова о том, что грех, совершенный против Сына Человеческого простителен, а грех против Духа Святого непростителен.

Матфей уже сказал в другом месте, что Иисус — критерий всякой истины, и потому трудно понять, в чем же различие между этими двумя грехами.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

(Матф.10:32,33)

Хула на Святого Духа — непростительный грех

Сын человеческий

Но, может быть, за этим скрывается недопонимание того, что Иисус, собственно, сказал.

Мы уже видели, что выражение сын человеческий значит просто человек, и что иудеи употребляли эту фразу тогда, когда имели в виду любого человека.

1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. 2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? 5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? 6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

(Матф.12:1-8)

В случае, когда мы говорим: «Был один человек», иудейские раввины сказали бы: «Был один сын человеческий». Вполне возможно, что Иисус здесь сказал вот что:

«Если человек скажет слово против человека, он будет, но если он скажет слово против Святого Духа, то это не простится ему во веки веков».

Вполне может случиться, что мы неправильно поймем человека-посланца Божьего; но мы не можем неправильно понять, разве только совсем умышленно, что говорит нам Бог через Своего Святого Духа.

Посланник-человек всегда может быть неправильно истолкован; небесный же посланец говорит столь ясно, что не понять его может лишь тот, кто этого сознательно не хочет.

Этот отрывок, несомненно, легче понять, если принять, что в одном случае речь идет о грехе против человека-посланца Бога, который сам по себе очень тяжелый грех, но в общем может быть прощен, а в другом случае — о грехе против небесного посланца Бога, который может быть только сознательным грехом, и как мы видели, может оказаться непростительным.

Утерянное сознание

Попытаемся теперь понять, что же имел в виду Иисус, когда говорил о грехе против Святого Духа.

Нужно учитывать одно: Иисус говорил о Святом Духа не в полном христианском смысле этого термина.

Этого не могло быть потому, что прежде чем Святой Дух сошел на людей во всей Своей силе, полноте и свете, сперва должна была наступить Пятидесятница.

В данном случае выражение Святой Дух надо понимать в свете иудейской концепции Святого Духа.

В соответствии с учением иудеев Святой Дух имел две основные функции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает полумесяц на православном кресте

Во-первых, Святой Дух приносил людям Божественную истину.

Во-вторых, Святой Дух давал людям способность узнавать и понимать эту истину, когда они видели ее.

И потому, по мнению иудеев, людям был необходим Святой Дух как для того, чтобы обрести Божью ну, так и для того, чтобы узнать ее.

Это можно сказать еще по-другому. В человеке есть данная ему способность узнавать добродетель и истину, когда он видит их.

Теперь сделаем следующий шаг, чтобы понять, что подразумевал здесь Иисус.

Человек может потерять любую способность, если он отказывается пользоваться ею. Это справедливо в любых сферах жизни, как в физической, так и в духовной и умственной.

Если человек перестает пользоваться каким-то мускулом, он атрофируется; если человек не пользуется приобретенным в школе знанием иностранного языка, то он скоро совсем забудет то, что знал.

Это также справедливо в отношении всех сфер восприятия.

Человек может потерять всякое понимание хорошей музыки, если слушает только дешевую эстрадную музыку; он даже может потерять способность читать хорошие книги, если читает только легкое чтиво; он может потерять способность получать удовольствие от чистых и здоровых наслаждений, если достаточно долго ищет наслаждение в низких и грязных вещах.

И потому человек может также потерять способность распознавать добродетель и истину, когда видит их.

Если он надолго закрывает глаза и уши на Божьем пути, достаточно долго поворачивается спиной к вести, которую посылает Бог, если он достаточно долго предпочитает свои идеи идеям, которые Бог пытается вложить в его ум, то он, в конце концов, доходит до того, что не может узнать Божью истину, красоту и добродетель, когда видит их.

В этом состоянии его пороки кажутся ему единственной добродетелью, а Божья добродетель кажется ему пороком и злом.

Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи.

Они долгое время оставались слепы и глухи к направляющей руке Божьей и к тому, что говорил им Святой Дух; они так долго упорствовали на своем, что уже не могли узнать Божью истину, когда увидели ее.

Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его союзником дьявола.

Хула на Святого Духа — это

Хула на Святого Духа или грех против Святого Духа — это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.

Почему же этот грех должен быть непростительным? Чем он так ужасно отличается от остальных грехов?

Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным.

Если человек не может распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек неспособен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние — единственное условие прощения.

Можно было бы избежать много горя, если бы люди осознали, что тот не может согрешить против Святого Духа, кто боится, что он согрешит против Него, потому что грех против Святого Духа — это полная потеря чувства греха.

И вот как раз до такой стадии дошли книжники и фарисеи. Они так долго были умышленно слепы и глухи к Богу, что потеряли способность узнать Его, когда встретили лицом к лицу. Это не Бог изгнал их за пределы прощения; они сами исключили себя. Долгие годы сопротивления Богу довели их до такого состояния.

И в этом нам ужасное предостережение.

Мы должны всегда так внимательно смотреть на Бога, чтобы все наши дни не притупилась наша чувствительность, чтобы наше сознание не ослабло, наш духовный слух не обратился в духовную глухоту.

Таков уж закон жизни, что человек слышит лишь то, к чему он прислушивается и лишь то, что он настроен слушать.

Есть такой рассказ о деревенском жителе, попавшем в контору своего городского друга, через которой был слышен шум уличного движения.

«Послушай!» — сказал он вдруг. «Что такое?» — спросил гражданин. «Кузнечик», — сказал сельский житель.

Долгие годы жизни в деревне настроили его на восприятие сельских звуков, которые ухо городского жителя вообще не могло слышать. И, напротив, урони тут серебряную монету, и звон серебра сразу же достигнет слуха делового человека, зарабатывающего деньги, тогда как сельский житель, может быть, вообще никогда не слышал его.

Лишь специалист, приучивший себя слышать это, может различать голос каждой птицы в птичьем хоре. Лишь специалист может различать различные инструменты в оркестре и уловить одну фальшивую ноту у второй скрипки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему ставят крест в голове

Таков уж закон жизни, что мы слышим то, чему приучили себя слышать; мы должны каждый день прислушиваться к Богу, чтобы с каждым днем голос Бога становился не все слабее и слабее, пока мы не можем слышать его вообще, а все яснее и яснее, он не станет тем голосом, на звук которого в первую очередь настроены наши уши.

Иисус заканчивает вызовом

Итак, Иисус заканчивает вызовом: «Если Я сделал доброе дело, вы должны согласиться с тем, что Я добрый человек. Если Я сделал дурное дело, вы можете считать, что Я человек негодный. Дерево можно узнать лишь по плодам его, а характер человека — по его делам».

А что тогда, когда человек настолько слеп к Богу, что не может узнать добродетель, когда видит ее?

Список литературы:

  1. Библия. Синодальный перевод
  2. Баркли к Новому Завету

Источник: https://velskoe.ru/ikonostas/chto-takoe-hula-na-duha-svyatogo.html

Хула на Святого Духа — непростительный грех

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. 33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

(Матф.12:31-33)

Перед комментариями к стихам, предлагаю Вам ознакомиться со статьей на тему: Дух, Святой Дух

Поразительно слышать из уст Иисуса, Спасителя всех людей, слова о непростительном грехе. Это поражает настолько, что некоторые богословы хотели бы убрать такую определенность этого высказывания.

Они утверждают, что это лишь еще один пример колоритной восточной манеры выражаться. Как еще, например, Иисус говорил, что для того, чтобы быть Его учеником, человек должен ненавидеть своих родителей, они утверждают, что все это не надо понимать в буквальном смысле, что это лишь значит, что грех против Святого Духа ужаснее всего.

В поддержку такой точки зрения приводят некоторые места из Ветхого Завета.

«Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего. Ибо слово Господне он резрел и заповедь Его нарушил: истребится душа та»
(Числ.15,30.31)

«И посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек»
(1 Цар. 3,14)

«И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф»
(Ис. 22,14)

Эти люди утверждают, что эти тексты по существу соответствуют тому, что сказал Иисус и, главным образом, говорят о крайней серьезности этого греха.

Мы не можем лишь сказать, что в этих отрывках из Ветхого Завета нет того духа, да и впечатления они такого же не производят.

Очень тревожно слышать слова о непростительном грехе из уст Того, Кто есть воплощение любви Божьей.

Одна часть этого отрывка, несомненно, ошеломляет: в Библии в уста Иисуса вложены слова о том, что грех, совершенный против Сына Человеческого простителен, а грех против Духа Святого непростителен.

Матфей уже сказал в другом месте, что Иисус — критерий всякой истины, и потому трудно понять, в чем же различие между этими двумя грехами.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

(Матф.10:32,33)

Хула на Святого Духа — непростительный грех

Грех против духа святого

Это слово встречается только один раз и относится к не возрожденным людям (Деян.7:51). Оно заключается в противлении вол и намерениям Духа Святого, объявленным в Его влиянии и делах.

Кумминг говорит: «Есть такая черта характера, присущая даже христианам, которая часто, а может быть, даже всегда обнаруживает склонность действовать вопреки Духу Святому». При этом вон справедливо ссылается на Гал.5:17.

Невозможно отделить наше «я» от греховности, которая остается даже в христианах, и всякий раз, когда происходит внутренняя борьба, прежде чем побеждает дух, — а особенно, когда побеждает плоть, — наблюдается противление вол и работе Духа Святого.

Д-р Чепмен и д-р Морган считают, что только не возрожденные могут противиться Духу Святому, основываясь на том, что единственное упоминание в противлении Духу Святому относится к не возрожденным. Однако мы знаем, что человек — будь то верующий или неверующий — не может грешить против Духа Святого, не противясь Ему.

2. Оскорбление Духа Святого.

Это слово встречается только однажды, причем в отношении христиан (Еф.4:30). Оно означает «наносит обиду», «заложат печалится», чем доказывается, что Дух Святой — это личность, и открывается Его чуткий характер. «Не удивительно, — пишет Скоуфилд, — что некоторые видят в этом выражении «материнское» проявление божественной любви».

В данном месте Писания «оскорбление» непосредственно относится к гнилым словам, что видно из контекста, а также по соединительному предлогу «и», хотя, безусловно, данная истина имеет более широкое применение.

Морган пишет: «Всякий раз, когда Духу Святому создаются помехи, когда Ему не повинуются, когда не откликаются на новые откровения Христоса, которые Он дает, — Он оскорблен». В Ис.63:10 сказано в том, что «они огорчили Святого Духа» в том смысле, что Вон разгневался на них. В Септуагинте это выражение так и переводится: «прогневали Святого Духа».

Однако текст из Пс.77:40 не может служит подтверждением вышеупомянутого словоупотребления, если иметь в виде, что Дух Святой является отдельным Лицом, отличающимся вот Бога-Отца.

Хотя гнев действительно имеет близкое отношение к оскорблению (см. Быт.34:7), все же форма глагола в Ис. 63:10 лучше может быть переданная, как «притворят боль», в чем, собственно говоря, и заключается оскорбление (ср. это же слово в 3Царь.

1:6 — не стеснял его вопросом, и в 1Пар.4:10 — чтобы я не горевал). Мы можем исключить мысль в гневе в Ис.63:10 при оскорблении Духа Святого на том основании, что нигде в Слове Божьем Духу Святому не приписывается проявление гнева.

Нежный и любящий, Вон может быть оскорблен, но не разгневан.

3. Угашение Духа (1Фес.5:19).

Это слово встречается только один раз и обращено к христианам. Оно является метафорой, так как сравнивает отношение к Духу Святому с тушением огня. Не следует относить данное выражение к какому-то одному проявлению Духа Святого, хотя по контексту самым близким даром, подвергающимся гашению, может быть пророчество, то есть дар для служения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году начали отмечать в России День святого Валентина

Однако мы можем угашать Духа Святого и тогда, когда отвергаем Его просьбу что-то сделать, когда начинаем служение без упования на Него, когда стесняемся говорит истину по Его побуждению. Однако мы не можем ограничиться только этими предположениями. В 1Фес.5:19 слово «угашать» не имеет вполне определенного значения, но даже если бы и имело, то вся фраза не ограничивалась бы только обращением к верующим в Фессалониках.

Мы знаем, что существовали «огненные языки» (Деян.2:3), которые были знаком силы для служения, но в то же время существовало и «крещение Духом» (Матф.3:11) Сюда же относят и место из Ис.4:4, где Он назван «Духом огня», Который очищает и дает силу для служения а также чистоту жизни, благодаря Своему присутствию и действию внутри нас.

Все вышесказанное оставалось бы справедливым даже в случае, если бы образное слово «угашение» вообще не употреблялось.

Скоуфилд пишет: «Угашать Духа, таким образом, — значит противится Его очищающему воздействию и Его попыткам употребить нас».

Можно вполне обосновано сказать, что угашение Духа — это такой вид оскорбления Духа, который присущ только христианам.

4. Хула на Духа Святого

Этот грех есть богохульство, проявленное в словах или поступках, исходящее из внутреннего состояния души, к которому человек пришел в результате постоянного противления и обостряющегося противостояния самому ясному и бесспорному откровению от Духа Божьего.

Вильям Э. Бидерфольф

(1) Всякий грех является грехом против Духа Святого, хотя далеко не всякий по своей сути приближается к этому единственному непростительному греху, который Иисус назвал хулой на Духа. Таким образом, это название «грех против Духа Святого» может быть истолковано превратно, и поэтому необходим выяснить, что именно подразумевал Иисус, когда говорил в хуле на Духа.

(2) Слово «хула» (вот греческого blepto — оскорблять и theme — речь; либо вот blaks — хвастливый, глупый и theme — речь) первоначально означало злые речи против того, что священно и употреблялось в отношении разных грехов, вплоть к хуления имени Иеговы в Ветхом Завете и хуления Духа Святого — в Новом.

(3) Тяжесть данного греха определяется не рангом хулимого Лица, но ясностью Божьего откровения, которое дано людям через Духа Святого, и пропорционально этому откровению грех становится более осознанным и злонамеренным. Евр 10:26, 6:4-6

Некоторые определения, что такое хула на Д. Св

«Хула на Духа — это состояние души того, кто умышленно и злостно противится убедительным доказательствам, которые дает Дух Святой – Кальвин.

Мы приводим, которые можно использовать в качестве классификации:

«Состояние умышленного и упорного противления в свете проявленной силы Духа Святого, что по своей сути является духовным самоубийством. Оно губит совесть к такой степени, что человеческий дух становится совершенно бесчувственным к действию Духа Святого» — Ридл.

«Мы считаем, что непростительный грех, в котором Христос говорил при известных обстоятельствах и охарактеризовал одну из многих его разновидностей, — состоит не только в том или другом из своих многочисленных проявленный, но гораздо глубже этого, в отвержении абсолютно известного, непосредственного свидетельства Духа, что в конце концов приводит человека к такому же состоянию, в котором находится сатана» — Стайер.

«Упорная нераскаянность и неверие к конца, которые проявляются в яростном и упрямом отрицании свидетельства Святого Духа через проповедь Евангелия и через непосредственное действие в сердцах людей. Это состояние является хулой на Духа Святого, учитывая свет, пролитый через Его слово и действие» — Эттинген.

«Непростительный грех состоит не в богохульном слове или богохульном проступке как таковом, но в том, когда это слово или проступок взаимосвязаны с настроением сердца, которое и проявляется в этих проступках» Делич — .

«Презрительное безразличие ко всему божественному и святому» — Гурлитт.

«Этот грех есть богохульство, проявленное в словах или поступках, исходящее из внутреннего состояния души, к которому человек пришел в результате постоянного противления и обостряющегося противостояния самому ясному и бесспорному откровению вот Духа Божьего». Вильям Э. Бидерфольф

Кто может совершить грех хулы на Духа Святого?

Есть мнение: только возрожденные люди.

Но если учесть, что в этом грехе были повинны иудеи, к которым обращался Иисус, то подумаем, насколько пагубным будет такое мнение для самой идеи в рождении свыше! Если же не возрожденные иудеи не совершили этого греха, то тогда незачем было их предупреждать об этом, что также явным образом не согласуется с вышеупомянутым мнением. Есть и то, кто признает бесспорным тот факт, что данный грех могут совершать невозрожденные, однако считают также, что его могут совершить и возрожденные, приводя в качестве доказательства места из Евр.6:4-8 и 10:26-31, говорящие в тех, кто однажды был возрожден.

Нежелание использовать наши способности для предназначенных Бог целей приводит в конце концов к их атрофии. Для того, чтобы покалечить руку, не обязательно ломать кости, — достаточно привязать руку к туловищу на продолжительное время. Завяжите надолго глаза, и они перестанут видеть. Закройте надолго уши, и они перестанут слышать. Ожесточите надолго сердце, и оно перестанет чувствовать.

Если это произойдет, то человек из-за длительного безразличия «дойдет к бесчувствия», как сказано в Еф.4:19, и его состояние будет таким же безнадежным, как и у того, кто похулил Духа (именно поэтому многие отождествляют то и другое).

Разница между тем и вторым состоянием здесь будет только в том, что, как видно на примере неверующих иудеев, хула на Духа характерная внешним проявлением, она является видимым плодом злобного настроения сердца, в то время как бесчувственное состояние остается внешне незамеченным.

Но независим вот того, будем ли мы отождествлять или различать эти две формы греховности, которые имеют одинаково роковые последствия, ясно одно, что в любом случае грешник неизбежно окажется в таком состоянии души, которое навеки увлечет его в погибель, если только данный процесс падения не будет остановлен искуплением.

Никто из смертных не может сказать точно, где именно пролегает черта между менее тяжелым грехом и хулой на Духа, но если человек, получивший самое ясное и убедительное свидетельство об искуплении во Христос и в Духе Праздником, относится к этому с презрительным безразличием и считает это безумием, — это кто посмеет утверждать, что такое отношение не является достаточной виной, чтобы подпасть под категорию хулы на Духа Святого?

Существует тот момент времени (хотя мы не знаем, когда вон наступит), и и точка (хотя мы не знаем, где она находится), когда будет подведена окончательная черта, и людям будет суждено уйти либо во славу, либо в погибель.

Существует и линия (хотя мы ее не видим), пересекающая наш жизненный путь, которая является скрытой границей между Божьим долготерпением и Его гневом.

Пересечь эту линию — значит умереть, и притом умереть как будто бы украдкой, ведь эта смерть не потушит свет в наших глазах и не унесет нашего здоровья.

Совесть при этом может быть совершенно спокойной, а душа — радостной; можно, как и прежде, испытывать все то же удовольствия жизни и заниматься своими обычными заботами.

Но Бог уже поставил невидимый знак на челе в такого человека, хотя люди его не видят, поскольку духовно слепы и ходят в темноте. Несмотря на это, обреченный человек может процветать в земной жизни, словно в Едемскому саду, и при этом даже не осознавать свою обреченность.

Вон знает и чувствует, что в него все в порядке, вон старается избавить себя вот всякого страха; вон живет, потом умирает и — пробуждается в аду, где вон не только обречен, но и проклят.

Ах, если бы можно было узнать, где же она находится, эта таинственная граница, пересекающая наш жизненный путь, за которой, как поклялся Сам Бог, нет спасения никому, кто ее переступит!

  • Насколько далеко человек может, заходит в своем грехе?
  • Как долго может длиться Божье долготерпение?
  • Где заканчивается надежда и начинается темница отчаяния?

На все эти вопросы нам дан с неба такой ответ: «Все вы, кто ушел вот Бог, пока еще можно говорит «сегодня», — покайтесь, и не ожесточите ваших сердец!»

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, поэтому грех. (Иак.4:17)

Источник: https://studizba.com/lectures/88-religiovedenie/1261-pnevmatologiya/23542-greh-protiv-duha-svyatogo.html

Хула на Духа Святого и падение во грех

Вопрос:

Добрый вечер, пастор Василий! Благодарю вас за внимание, и что вы уделили внимание моим предыдущим вопросам и дали мне ответ. У меня есть страх, который очень сильно мучает меня, и я очень прошу вас ответить на этот вопрос. Я прочёл ваши статьи о ХУЛЕ НА ДУХА СВЯТОГО. Мне хотелось бы, чтобы вы объяснили мне просто и понятно, как совершается этот грех, потому что я не знал и не понимал этого раньше.

Я прочёл ваши статьи и послушал некоторые видео проповеди, и всё ещё не понимаю. Я знаю Писание, читаю, слушаю проповеди, у меня было несколько моментов покаяния, и я покаялся, после чего старался не грешить, но снова падал.

Я хочу сказать вам, что я не крещён, и не принимал причастия, не посещаю церковь, смотрю проповеди дома по компьютеру, у меня есть некоторые соседи христиане, с которыми я беседую о многом Я не могу знать, был ли я действительно рождён свыше и получил ли Святого Духа. Я говорю вам, что в 2009 году у меня был момент покаяния, после чего примерно год я старался не грешить.

Затем я снова упал и, на протяжении многих лет, меня преследовала мысль, у меня не было состояния спосокойствия Прошло время с 2009, и сейчас, прошлым летом, у меня снова было состояние самоанализа и покаяния, и я почувствовал ещё больше освобождения на душе. Хочу отметить, что я не покаялся в церкви перед братьями или с возложением рук, это было не так, я был дома один.

У меня был период спокойствия, и я ходил с Богом, но, что самое ужасное, я снова упал, и я чувствую себя так плохо, чувствую печаль и боль, до нынешнего момента я не знал о ХУЛЕ НА СВЯТОГО ДУХА. Недавно я узнал и ужаснулся, и сейчас я в состоянии страха. Вообще-то, это я и хотел бы у вас спросить — моей деятельностью и жизнью до нынешнего момента я хулил Духа? Пастор Василий, прошу вас прислать мне ответ, потому что я обеспокоен, и мне страшно, я не знаю, что делать Спасибо!

Перед тем, как ответить на вопрос, я хочу дать остальным читателям ссылки на статьи, опубликованные мной ранее о хуле на Духа Святого:

Мне кажется, что я достаточно объяснил в предыдущих статьях, чем является хула на Духа Святого, но я сделаю это ещё раз. Итак

Что такое хула на Духа Святого?

В Евангелии от Матфея 12:22-37 описано столкновение Господа Иисуса с фарисеями, которые, увидев, как Иисус исцелил глухонемого одержимого бесами, сказали, в присутствии свидетелей: “Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского!”.

Господь Иисус ответил, что Сатана не может изгонять Сатану, и добавил, что Он изгоняет бесов с помощью Духа Божьего и, в заключение, сказал, что хула на Духа Святого не будет прощена ни в этом веке, ни в грядущем, давая фарисеям и всем остальным людям понять, что слова, сказанные фарисеями, когда они присвоили Сатане работу Святого Духа, как раз были хулой на Духа Святого.

Кстати, они не сказали ничего о Святом Духе, но хулили на Духа Святого, так как отрицали личность Христа и его работу по спасению, когда ясно это видели. Они совершили много плохих вещей, как эта, так как их переполняла горькая зависть. Точно также они поступали, когда искали всевозможные объяснения, лишь бы не сказать, что Иисус есть Христос, Сын Божий.

Затем, когда Господь Иисус воскрес, явив самое большое доказательство того, что Он — Мессия, они всё таки предпочли прийти к стражникам и заплатить им денег, чтобы те солгали, сказав, что ученики пришли и украли тело Христа.

В Евангелии от Марка 3:20-30 описан другой случай, когда родственники пришли забрать Иисуса, так как думали, что он сошёл с ума.

Тогда же книжники, которые спустились из Иерусалима, говорили, что Иисус одержим Вельзевулом и изгоняет бесов с помощью господина бесов.

Это утверждение рассматривалось Господом Иисусом как хула на Духа Святого, и Спаситель ещё раз сказал, что этот грех не будет прощён им. Последние стихи объясняют, почему Иисус сказал эти слова, и что значит хула на Духа Святого:

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух. (Марка 3:28-30)

Были ли твои грехи хулой на Духа Святого?

У меня нет дерзновения сказать это. Из того, что ты мне написал, я не вижу, чтобы ты отрицал когда-либо божественность Господа Иисуса, и тот факт, что он — Спаситель мира. В то же время, я не думаю, что ты испытал истинное покаяние и рождение свыше и, следовательно, ты не был крещён Святым Духом. У тебя есть желание жить святой жизнью, но у тебя нет сил, так как эту силу мы получаем тогда, когда крещены Святым Духом.

Как освободиться от страха, что ты хулил на Духа Святого?

Если ты не покаялся и не испытал рождение свыше, ты ещё под тяжестью всех своих грехов и идёшь в вечную погибель. Ты должен принять конкретное решение перед Богом и не допускать больше никаких компромиссов. Я не знаю, что за компромиссы ты делал до этого, но очевидно, что ты не решился умереть для себя и воскреснуть для Христа, чтобы жить полностью для Него. Я призываю тебя принять это решение прямо сейчас.

Склони колени перед Богом и скажи Ему о своём решении. Затем, прийди завтра в церковь и скажи пастору, что ты решил креститься и стать членом церкви, так как крещение — это не выбор, а заповедь Господа Иисуса Христа для всех тех, кто решил быть Его учениками. Тот, кто не хочет креститься, пусть не считает себя учеником Господа Иисуса, потому что он им не является. Затем, посредством крещения ты станешь членом Церкви Христа.

Господь Иисус даёт нам Духа Святого тогда, когда мы твёрдо решаем жить полностью для Него. Есть много тех, кто заблуждается, полагая, что они стали христианами, лишь повторив молитву на евангелизации или в христианском лагере и т. д., но которые не хотят покаяться и живут дальше так, как им нравится. Нет, мои дорогие, не заблуждайтесь. Вы не ученики Христа и не достойны Его.

Вы не спасены, и ваши грехи остались на ваших плечах, как это было до нынешнего момента. Те, кто приходит в Церковь Благая Весть в Кишинёве, наверное заметили, что, с некоторых пор, я даже не вызываю людей вперёд для покаяния, а приглашаю лишь тех, кто решил креститься. Кто не принял этого решения, не решил жить для Бога, а заблуждается. Если ты тоже так делал, прекрати так делать.

Пойди к пастырю и скажи ему, что ты хочешь креститься и следовать во всём учению Христа, что бы это не включало в себя, до конца свой жизни. Только так ты будешь истинным учеником Христа.

Не откладывай больше покаяние

Не заблуждайся, как это делают другие, как ты, думая, что шансы на спасение никогда не исчерпаются. В Послании к Евреям написано:

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне «, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. (Евреям 3:12-13)

Диавол тот, кто обманывает тебя и постоянно убеждает тебя отложить покаяние, поразвлекаться ещё, взять от жизни то, что ещё успеваешь. Чем больше ты откладываешь покаяние, тем больше благословений, которые Бог приготовил для тебя, ты теряешь, а диавол выигрывает время, чтобы сделать две вещи, которые уничтожат тебя.

  1. Обманывает тебя, чтобы ты откладывал
  2. Использует эту задержку, чтобы ожесточить тебя, сделать тебя нечувствительным к призыву и к Слову Божьему.

Поспеши покаяться, креститься и присоединиться к церкви, чтобы служить всеми своими духовными дарами. Поспеши спасти свою душу.

Перевод: Елена Столерь.

Источник: https://moldovacrestina.md/ru/khula-na-dukha-svyatogo-i-verootstupniche/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотитвослов
Откуда на самом деле берется благодатный огонь

Закрыть