Что такое храмовая икона

Иконостас. Инфографика — Православный журнал

Что такое храмовая икона

Кликните по изображению, чтобы открыть в большем размере

Ряды иконостаса:

Праотеческий
В этом чине изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Здесь могут быть иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Ноя, Мелхиседека и других. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге.

Пророческий
Здесь расположены иконы ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Христе: цари Давид и Соломон, пророки Илия, Захария, Даниил, Иезекииль и другие. В центре — икона Богородицы «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.

Праздничный 
Иконы двунадесятых и великих праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы. Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке.

Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники.

Деисус
Главный ряд иконостаса. Основная тема: второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисус» — моление). В центре чина — Спаситель на престоле. Справа и слева иконы молящихся Христу: слева — Богородица, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов.

Праздничный чин и Деисус могут меняться местами.

Завершение 
Икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя.

Местный:

Местночтимая икона

Дьяконские двери
Чаще всего на них изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия.

Икона Богородицы
Если престол храма освящен в честь какой-то богородичной иконы или события из жизни Богородицы, то именно эта икона будет находиться здесь.

Царские врата
символизируют вход в Царство Божие. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Тайная вечеря
Центральное место в богослужении занимает Евхаристия, совершаемая по образу Тайной вечери.

Спаситель с Евангелием
Если престол храма освящен в честь события из жизни Спасителя, то именно эта икона будет находиться здесь.

Храмовая икона
изображает святого или праздник, в честь которого освящен храм.

Скачать и распечатать:

Источник: https://foma.ru/ikonostas-infografika.html

Чудотворные иконы России. Названия и где находятся? Резные копии

Что такое храмовая икона

В православии принято обращаться к Святым через иконы — так легче адресовать молитвы. Искренние просьбы и вера помогают в трудную минуту. Успокаивают и настраивают на положительные мысли. Большинство икон имеют чудесную историю обретения из глубокой древности. Некоторые образы считаются особенными, сильными, их ещё называют Чудотворными. Они «живут» в храмах, монастырях, куда может прийти каждый, поставить свечу и обратиться к лику за помощью.

Что это за иконы и где они находятся – мы и расскажем в данной статье. А также покажем резные копии этих икон, выполненные нашими мастерами.

Святые Чудотворцы:

Каждый святой с иконы имеет прообраз из реальности. Жизнеописания этих людей полны чудес, праведных дел, тяжёлого труда и смирения. Ещё при жизни они исцеляли, помогали молитвой, наставляли на путь истинный. После смерти были не просто причислены к лику святых, но и названы Чудотворцами. Их лики с икон продолжают нести свет и творить благие дела:

  • Николай Угодник – помогает в любых искренних просьбах, будь то удача в бизнесе, выздоровление, зачатие и благополучные роды, исполнение заветного желания. Все изображения святого считаются чудотворными, известные находятся на Никольской башне Московского Кремля, в Третьяковской галерее бережно хранится Угрешская икона. Чудотворные – в Псково-Печорском монастыре в Печоре и в Соборе Богоявления (Елохово);

                                                                             Смотрите также другие иконы Св. Николая

  • Никола Можайский – тоже очень сильный святой, чудотворный образ которого можно увидеть в Церкви Сошествия Святого Духа (Можайск). Помогает в любых начинаниях, защищает от дурных мыслей, людей и поступков;
  • Спиридон Тримифунтский – главный святой для экономистов и бизнесменов. Покровительствует тем предпринимателям, кто вершит добрые дела. Чудотворный образ хранится в Храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва);
  • Ксения Петербургская – достаточно «молодая» святая, жившая в веке в Петербурге. Она вела праведную жизнь, отказавшись от богатства, дома и роскоши. Сегодня её чудотворный образ и мощи хранятся в Часовне её имени на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Сюда приходят молиться о семейных делах;

                                                           На фото: образ Святой Ксении из отдельного раздела каталога

  • Василий Блаженный в молении ко Христу – икона помогает обрести терпение и смирение, спокойствие души. Находится в Соборе Покрова-на-Рву (Храм Василия Блаженного, Красная Площадь, Москва);
  • Матрона Московская – как и Ксения, была канонизирована относительно недавно. При жизни была помощницей всем страждущим, ищущим свой путь, мечтателям. В этом теперь помогает её изображение. Главный образ находится в Покровском монастыре (Москва), а список есть почти в каждом храме.

Чудотворные образы Богородицы:

Божья матерь с младенцем – популярный христианский образ, имеет множество вариантов (около 400). Особенную чудотворную силу в России имеют:

  • Казанская – защитница, помощница в избавлении от болезней, в обретении веры в себя. Находится в Казанском Соборе (Санкт-Петербург);

                                                                 На фото выше — вариант резной копии Чудотворной иконы Казанской Богоматери

  • Владимирская – «живёт» в Храме Святителя Николая в Толмачах (Москва). Чудеса творит тем, кто молится искренне об избавлении от недугов, принятии верного решения, защите от злых людей;
  • Тихвинская – защищает от несчастий, оберегает в трудную минуту, придаёт сил. Созерцать и молиться чудотворной иконе можно в Тихвинском Успенском Монастыре;

                                                               Наш резной вариант Тихвинской

  • Знамение – помогает обрести истинную веру и найти своё предназначение. Хранится в Софийском Соборе (Великий Новгород);
  • Феодоровская – защитница гонимых, истинная поддержка всякому верующему, пришедшему поклониться ей. Находится в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре (Кострома).  

Чудотворные образы Спасителя:

Иисус и архангелы помогают, в первую очередь, обрести веру и спасение души. Его просят о помощи, когда учатся жить праведно, смиренно, по заповедям и безгрешно. Чудотворные образы Спасителя способны излечивать от болезней, даровать младенца, наладить отношения между супругами, обрести духовную чистоту.

  • Спас Елеазаровский – находится в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псков);
  • Спас Нерукотворный – Третьяковская галерея;
  • Спас Златая Риза – Успенский Собор (Москва).

Копии чудотворных икон. Варианты из дерева для домашнего иконостаса:

Копии образов, признанных чудотворными, принято хранить в домашних иконостасах. Наши деревянные резные иконы тоже похожи на чудо: они проработаны до самых мелких деталей, вырезаны из массива дерева, сделаны с любовью, с молитвой и по всем православным канонам.

Мы взяли на себя обязанность восстановления старинных традиций русской православной резной иконы и предлагаем вашему внимаю действительно достойные варианты.

Купить иконы из дерева можно в храмах и соборах, список которых есть на главной странице. Также вы можете заказать резной образ любого Святого на нашем сайте или через любой удобный для вас способ связи: по телефону, через соцсети и мессенджеры, через электронную почту.

Источник: https://ikona.ru/stati/chudotvornye-ikony-v-hramah-rossii.html

Иконы в доме. как выбрать и куда поставить

Что такое храмовая икона

Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ

Раньше практически в каждом доме был собственный иконостас — место, где располагались иконы и где к святым и к Господу возносились молитвы. Теперь же многие христианские традиции забыты, в результате чего в некоторых семьях не знают, как правильно содержать и располагать иконы в доме.

В домах верующих для икон ранее выделялось самое почетное место, называемое красным или святым углом. Такое место богато украшалось, содержалось в безукоризненной чистоте, оно служило в качестве своеобразного домашнего алтаря, где члены семьи могли помолиться, испросить у Господа благословения. В наши дни подобная практика почти не встречается, и все чаще в домах верующих есть просто одна или несколько отдельных икон, расположенных как и где придется.

Конечно же, подобное отношение к иконам не приветствуется, ведь это святые образа, с которыми обращаться нужно соответственно. Поэтому важно знать хотя бы основные принципы выбора и размещения икон в доме заранее, чтобы не осквернять их.

Согласно догматам православной Церкви, икона является изображением Бога или Его святых. Образы являются напоминанием о действительном существовании духовного мира. Почитая их, православные христиане выражают должное отношение к Тому, Кто на них изображён. К иконам необходимо относиться с благоговением и любовью, как к изображению самого родного и близкого.

Иконы предназначены для молитвы, то есть для общения человека с Богом и святыми. Взирая на иконы, православные христиане должны возноситься умом к Богу, вспоминая вечную жизнь. Иконопочитание не является идолопоклонством, так как служение совершается не иконе, а изображенному на ней Святому.

Какие выбрать иконы для дома?

Строгих предписаний о том, какие иконы должны быть в доме не существует – это всегда личный выбор верующего человека, который он делает исходя из своих предпочтений и духовной привязанности к тем или иным православным святым. Впрочем, одно общее правило все же есть — в православных семьях обязательно должны быть дома иконы Спасителя и Божией Матери.

Икону Спасителя для домашних молитв обычно выбирают с изображением Господа Вседержителя (Пантократора) или же Спаса Нерукотворного. Икона Богородицы в доме, в свою очередь, выбирается преимущественно среди таких иконографических типов, как «Умиление» («Елеуса») и «Путеводительница» («Одигитрия»).

В молодых семьях в качестве двух главных икон в доме часто используется венчальная пара. Это допустимо, но важно проследить, чтобы такая пара была по размеру больше остальных икон в доме и при этом совпадала с ними по стилю написания.

Иконы с изображением святых необязательны, но желательны. Их выбор свободен. Но чаще всего верующие приобретают в дом иконы святых небесных покровителей членов семьи (именные иконы), иконы очень почитаемых в семье святых, иконы праздников. При этом также довольно часто в домах верующих встречаются образа святителя Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца — особенно чтимых и любимых в народе святых.

Как располагать иконы в доме?

В соответствии с православными христианскими традициями, иконы в доме либо вешаются на стены, либо расставляются на специальных полочках. Куда же именно можно вешать иконы?

На самом деле строгого регламента порядка размещения икон в доме нет. Но все же нужно придерживаться ряда важных принципов при выборе места для каждой иконы.

Так, никакая икона не может быть больше и расположена выше, чем икона Спасителя, за исключением иконы Святой Троицы.

Рядом с образом Христа обычно располагается икона Богородицы, причем взаимное расположение этих икон должно быть таким, чтобы икона Спасителя по отношению к обращенному к ней лицом верующему была справа, а икона Пресвятой Богородицы — слева.

Ниже икон Христа и Пресвятой Богоматери или же сбоку от них можно располагать именные иконы членов семьи, а также другие иконы. При этом обычно соблюдается принцип иерархии: например, иконы святых не размещаются выше главных икон (Святой Троицы, Спасителя, Богородицы) и выше икон апостолов.

Нужно отметить, что перебор в иконах не приветствуется церковью. Лучше, если у вас будет всего два образа, но таких, чтобы на них хотелось молиться и возносить восхваление Господу. Подобный подход принесет куда больше пользы, чем если вы обвешаете всю стену изображениями праведников.

В православных храмах алтари обращены на восток, и в домашнем иконостасе святые образа располагаются обычно также на восточной стороне.

Но если из-за планировки помещений в доме так разместить иконы не получается — ничего страшного, ведь иконы разрешено располагать в любом доступном месте.

При этом важно помнить, что перед иконами должно быть достаточно свободного пространства для совершения молитвы сразу несколькими членами семьи, часть комнаты, где находятся иконы, не должна быть захламлена.

Выбор комнаты для размещения икон в доме может быть практически любым: иконы можно располагать в гостиной, в детской, на кухне, допускается также расположение икон над входом в дом. И уж конечно можно вешать на стены или ставить на полочку иконы в спальне, в том числе и супружеской: супружеская близость в браке не является грехом, поэтому ничего предосудительного в том, что иконы располагаются над супружеской кроватью, нет и быть не может.

Царское Село. Спальня Александры Федоровны и Николая II

В заключение стоит отметить, что иконы в доме всегда должны располагаться отдельно, и неуместно их ставить на полки с книгами, фотографиями членов семьи, игрушками, сувенирами. Не допускается также расположение икон в окружении картин, пусть даже и религиозного характера, а также в окружении фотографий праведников или священников.

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1194150

Росписи Благовещенского собора Кремля. Фрески. Иконы

Отели и гостиницы

Экскурсии

Продолжаем подробный обзор Благовещенского собора Московского Кремля. Начало в статье “Благовещенский собор. Северная и западная галереи”.

Если взглянуть в пространство храма из западной галереи, в проёме портала видна  икона Богородицы из Деисусного чина. Она как бы приглашает войти в церковь.

Собор невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи. На широкие хоры западной части храма ведёт лестница, устроенная в толще северной стены.

Покрытие пола Благовещенского собора

Сразу стоит обратить внимание на пол храма. Он вымощен  подмосковным кремнем. Его  обрабатывали особым образом, поэтому он похож на яшму. Этот “яшмовый” пол впервые упоминается в XVII веке, но, по всей вероятности, его выложили ранее, ещё в XVI веке.

Первое упоминание о нём в летописях  не даёт оснований датировать эти каменные плиты XVII веком. Скорее всего, его положили гораздо раньше, чем об этом упомянули в грамотах.

Есть основания верить, что ещё  Иван Грозный заказал камень для пола, ведь именно при нём перестроили Благовещенский собор.

В XIX веке, в связи со строительством Большого Кремлёвского дворца, в храме сделали некоторые изменения, в том числе добавили  балкон наверху. Окна в северной и южной части храма растесали в XVIII веке. Подлинные оконные проёмы не сохранились.

Роспись Благовещенского собора. Верхний ярус

Вертикальное движение храма подчёркнуто освещением – из барабана льётся поток света, а нижнее пространство затемнено. В скуфье, куполе храма, помещено погрудное изображение Спаса Вседержителя.
Ниже написаны восемь архангелов. Между окнами барабана – ростовые фигуры библейских праотцов – Адам, Ева, Авель с пастушьим посохом, Ной с ковчегом, Енох, Сиф, Мельхиседек с чашей и Иаков. Лучше всего сохранилась фигуры Евы в восточной части барабана.

В парусах, по традиции, помещены евангелисты.

Центральное место в росписи отведено праздникам, они написаны в люнетах храма. На восточных столпах над иконостасом помещено Благовещение. В люнете южной стены – Рождество Христово XIX века., северной – Успение Богоматери – фреска XVI века.

Роспись Благовещенского собора. Сцены Апокалипсиса

Большое место в программе росписей храма занимает Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Апокалипсис вошёл в канонический Новый Завет достаточно поздно, лишь в конце XIV века, до этого много спорили, включать его в Евангелие или нет. Апокалипсис состоит из трёх частей, в нём рассказывается о том, что происходит 1.на небе, 2.на земле и 3.описывается картина самого Страшного Суда.  Повествование достаточно сложное, остановимся лишь на некоторых эпизодах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое учреждение патриаршества

1.Фреска на северной стене собора – изображение видений божества. В окружении ангелов на троне восседает Спас Эммануил с огненным ликом, а из его уст исходит обоюдоострый меч, в руке – семь звёзд. На коленях перед ним – потрясённый Иоанн Богослов.

2.Фреска на промежуточной восточной стене над аркой. Справа – конь рыжий одного из всадников Апокалипсиса.
Слева – конь бледный. Конь бледный означает смерть, конь рыжий – войну.

На северной стене – Агнец открывает книгу с 7 печатями, после снятия каждой печати на землю сыпятся новые страшные бедствия. Ниже, под окнами, изображено Снятие пятой печати. Пятиглавый храм на фреске напоминает Успенский собор. Христос и ангелы раздают праведникам белые одежды, как отличительный знак. Христос в белых одеждах ведёт войско сразиться с неправедными.

Далее переходим на западную стену, где изображён Страшный суд. Согласно канону слева на стене изображают райские кущи, а справа – Геену огненную.

Фреска на северной стене – “Жена, облачённая в солнце”.  Видна жена на фоне солнца, ногами опирается на луну. Под ней изображён дракон, он хочет затопить её водой. И справа ангел спасает младенца, он уносит его к Богу Саваофу. Видна лишь часть изображения Бога-отца (он срезан)

В православной традиции младенец означает души спасшихся праведников, а “жена, облачённая в солнце” – христианскую Церковь.

Роспись Благовещенского собора. Столпы

На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых – византийских императоров и русских князей. В верхнем ярусе юго-западного столпа – император Михаил и императрица Феодора, в их правление было восстановлено иконопочитание.

На нижнем ярусе этого же юго-западного столпа изображены Константин и Елена, это поздняя фреска XIX века.

На северо-западном столпе – святая княгиня Ольга и её внук, равноапостольный князь Владимир.

Также на столпах изображены воины-мученики святой Георгий и Дмитрий Солунский и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.

Роспись Благовещенского собора. Иконостас

Иконостас. В соборе хранится один из самых ранних многоярусных иконостасов в России. Верхний, праотеческий чин получил новый оклад в 1896 году, его сделали мастера прославленной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова.
Деисусный чин писали греческие мастера, это иконы XIV века (!) Лучшая икона деисуса – это образ Богородицы. Необыкновенно красив одухотворённый лучащийся добротою лик Богородицы, обрамлённый синим мафорием.

Точного утверждения, что это работа Феофана Грека нет, но искусствоведы предполагают его авторство и не оспаривают, что икону писал греческий мастер XIV века. Однако точное утверждение, что это работа Феофана Грека, сомнительно. После пожара 1547 года, по приказу Ивана Грозного, в Благовещенский собор перенесли древние иконы из разных храмов.

В праздничном чине находятся иконы работы московских мастеров, но авторство  Андрея Рублёва и Прохора с Городца не установлено. Но даже если иконы праздничного чина писали  другие мастера, это не умаляет их ценности.

Пророческий и Праотеческие чины состоят из  икон XVI века. Местный чин в основном собран из образов,  перенесённых в Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного.

Пядичный чин – такие чины были, в основном, домовых храмах, в иконостасах церкви Ризоположения, домовом храме Патриарха, тоже есть такой чин. В этом ряду в Благовещенском соборе были совсем другие иконы, многие уничтожили в 1812 году. Эти иконы были написаны после 1812, в XIX веке. Некоторые из них не в лучшем состоянии, покоробились, поскольку написаны на холсте.

Не сохранились и подлинные царские врата, они пропали в 1812 году после ухода из Кремля французских войск. Современные врата изготовили в 1818 году из вышедших из употребления серебряных изделий, которые хранились в ризнице Благовещенского собора. Врата серебряные, позолоченные.

Тихвинская икона Божией Матери в Благовещенском соборе Кремля

О богородичных иконах в Кремлёвских соборах подробно рассказано в статье “Богородичные образы”.  Напомним, что в местом чине у северной стены обращает на себя внимание Богоматерь Одигитрия Тихвинская XVI века.

Первоначально икона перенеслась в Тихвин из Константинополя и это восприняли как знамение перехода столицы православия из Византии в Москву. В клеймах иконы рассказывается о её чудесном перенесении, о том, что икона осталась невредима в двух пожарах Тихвинского монастыря. В нижнем длинном клейме справа среди молящихся видна фигура Ивана Грозного в шапке, напоминающей шапку Мономаха.

Смоленско-Шуйская икона

Икона Смоленская-Шуйская. Ранее здесь была икона Богородицы Донская. Рама эта – XVII века и есть непрямые доказательства того, что заказана она была царицей Софьей Алексеевной. Лики святых жен-праведниц (кроме Евы и Сусанны – Сару, Ребекку и др.) писал западноевропейский мастер, по типу изображения с большой долей вероятности можно сказать, что это работа нидерландского мастера.

Храмовая икона Благовещенского собора

Храмовая икона “Благовещение” XVII века. Такой иконографический тип, где младенец Иисус входит в лоно Богородицы, называется “Воплощение”.

В клеймах иконы изображён Акафист.

Другие значимые иконы Благовещенского собора

Спас на престоле. Спас благословляющим жестом указывает на Евангелие.  К этой иконе, к такой иконографии, апеллировал патриарх Никон, когда говорил, что патриаршая власть не подвластна царской. Икону XIV века переписали в XVI-XVII веках. От живописи XIV века сохранился лишь золотой фон и фрагменты на лике Спасителя.

Икона Алексия Человека Божьего. Икона местного чина иконостаса находится напротив царского места. Поскольку последним царём, чьим домовым храмом был Благовещенский собор, стал Пётр I, то здесь должна быть икона святых Петра и Иоанна. Но она сейчас находится на реставрации и временно заменена другой иконой, после реставрации её вернут в собор.

Четырёхчастная икона

Большая икона “Четырёхчастная” расположена на южной стене храма. Написана икона в середине XVI века и вызвала множество споров, в частности, дьяк Иван Михайлович Висковатый считал, что эта икона не должна находиться в домовом храме. Претензии Висковатого даже разбирали на церковном соборе.

Митрополит Макарий и другие церковные иерархи утвердили законность и обоснованность  такой иконографии.

На иконе в лицах изображена история земного мира в её связи с миром космическим и предопределённость спасения человечества через смерть Сына Божия и утверждения троичности и единства Бога.

Чтение иконы идёт по кругу, начало – в верхней левой части, где изображено Божественное домостроительство.

Затем следуют события ветхозаветной истории, чтение переходит в нижнюю левую часть иконы, затем – в нижнюю правую часть, где изображена победа над смертью через крестную смерть Христа. Повествование заканчивается в верхней правой части, там написано возвращение Единородного сына в лоно Отца. Над каждой частью иконы помещена надпись, где раскрывается основное содержание сюжета.

Интересно, что со временем на иконе из-под красочного слоя проявляются пометки о цвете разных частей изображения. Видимо, икону писали много мастеров и для них точно указали цвет той или иной группы.

Оклады на многие иконы выполнены в XIX веке.

На южной стене храма – проход в южную галерею. Об экспозиции расскажем в статье “Благовещенский собор. Южная галерея”.

Начало цикла в статье “Благовещенский собор Кремля. Северная и западная галереи”.

Печатается на основе материалов лектория Московского Кремля. Лекция “Иконы и фрески Благовещенского собора” из цикла “Страницы истории средневекового Кремля”, лектор Л.В.Соловьёва. В статье использовались данные из книги И.А.Журавлёва, И.Я.Качалова. “Благовещенский собор. Путеводитель”, М., 2003.

Далее:
Изображения государей в соборах Московского Кремля
Двухэтажный автобус в Москве

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide

(2 5,00 из 5)

Источник: https://kraeved1147.ru/blagoveshhenskiy-sobor/

Иконографический канон: язык условностей, понятный всем

Иногда изображения святых на древнерусских фресках или мозаиках называют иконами. Это, конечно, неправильно. Но фигуры на фресках и иконах в самом деле похожи. Это потому, что в древнерусской живописи существовали строгие правила, или каноны, как изображать святых и библейские сюжеты, одинаковые для икон, фресок и мозаик.

 Основой для возникновения русской живописи послужили образцы византийского искусства. Именно оттуда пришли на Русь и каноны.

Царь Авгарь получает от апостола Фаддея Нерукотворный образ Христа.

Створка складня (X век).

Для восприятия иконописи современным зрителем важно помнить, что икона – очень сложное произведение по своей внутренней организации, художественному языку, не менее сложная, чем, например, картина эпохи Возрождения. Однако иконописец мыслил совершенно иными категориями, следовал иной эстетике.

Что такое иконописный канон?

После трудного периода иконоборчества росписи церквей в Византии были приведены в единую, упорядоченную систему. Все догматы и обряды Греко-Восточной Церкви полностью сформировались и были признаны боговдохновенными и неизменяемыми. Церковное искусство должно было придерживаться определенных схем основных композиций, совокупность которых принято называть «иконографическим каноном».

Канон — совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида.

Целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство. Отсюда — главные канонические требования к иконографии:

  • образы на иконах должны подчеркивать их духовный, неземной, сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность, спокойная созерцательность и внутреннее величие;
  • поскольку сверхъестественный мир — это мир вечный, неизменяемый, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными;
  • икона предъявляла специфические требования к отображению пространства и времени.

Византийский иконографический канон регламентировал круг композиций и сюжетов священного писания, изображение пропорций фигур, общий тип и общее выражение лица святых, тип внешности отдельных святых и их позы, палитру цветов и технику живописи.

Откуда брались образцы, которым иконописец обязан был подражать? Первоисточники были, такие иконы называют «первоявленными». Каждая «первоявленная» икона — результат религиозного озарения, видений. Икона «Христос-Пантократор» из монастыря Святой Екатерины на Афоне выполнена в технике энкаустики. Она создана в VI веке — задолго до оформления канона. Но вот уже 14 столетий Христа-Пантократора

в основном пишут именно так.

Как изображались святые на иконах

Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. Осталось выяснить и регламентировать то, как следует изображать внешность святых и божественные сюжеты.

В основе иконографического канона лежало представление об истинности изображаемого. Если евангельские события были в действительности, их следовало изображать так, как они и происходили.

Но книги Нового Завета крайне скупы на описания обстановки тех или иных сцен, обычно евангелисты дают лишь перечень действий персонажей, опуская характеристики внешности, одежды, места действия и тому подобное.

Поэтому наряду с каноническими текстами образовались и канонические схемы изображения различных священных сюжетов, ставшие опорой для иконописца.

Например, святых, архангелов, Деву Марию и Христа следовало рисовать строго в фас или в три четверти, с широко раскрытыми глазами, устремленными на верующего.

Некоторые мастера для усиления эффекта писали глаза так, что они словно следили за человеком, с какой бы стороны он ни смотрел на икону.

Иконография предписывала, как передавать внешность различных святых. Например, святителя Иоанна Златоуста полагалось изображать русым и короткобородым, а святитель Василий Великий представал темноволосым мужем с длинной заостренной бородой. Благодаря этому фигуры святых были легко узнаваемы даже на большом расстоянии, когда не было видно сопровождающих надписей.

«Сергий и Вакх», VI век (Государственный музей западного и восточного искусства, Киев). На этой одной из ранних византийских икон запечатлены святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз.

В этих образах особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.

Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.

Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот — мелкими, глаза — большими, миндалевидными. Взгляд — строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.

Чтобы персонажи иконы выглядели бестелесными, подобными ангелам, византийские мастера делали их плоскими, практически сводили к простым силуэтам.

Цветовая палитра

Основные цвета имели символическое значение, изложенное в трактате VI века «О небесной иерархии».

Например, фон иконы (его еще называли «свет»), символизирующий ту или иную божественную сущность, мог быть золотым, то есть обозначал Божественный свет, белым — это чистота Христа и сияние его Божественной славы, зеленый фон символизировал юность и бодрость, красный — знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников. Пустое пространство фона заполняется надписями — именем святого, словами божественного писания.

Произошел отказ от многопланового пейзажного или архитектурного фона, который постепенно превращался в своеобразные знаки архитектурного ландшафта или пейзажа, а зачастую и вовсе уступал место чистой однотонной плоскости.

Иконописцы также отказались от полутонов, цветовых переходов, отражений одного цвета в другом. Плоскости закрашивались локально: красный плащ писался исключительно киноварью (так называлась краска, содержавшая все оттенки красного цвета), желтая горка — желтой охрой.

Григорий Чудотворец, вторая половина XII века. Блестящий образец византийской иконы того периода

(Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Так как фон иконы писался одной интенсивности, то даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень.

Поэтому, чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли: например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги.

Возникла особая техника последовательного наложения друг на друга высветляющихся слоев краски, при этом самой светлой оказывалась как раз та самая выпуклая точка поверхности, независимо от ее расположения.

Сами краски тоже стали другими: на смену энкаустике (в этой технике живописи связующим веществом красок является воск) пришла темпера (водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов).

«Обратная» перспектива

Также произошли изменения и в отношениях изображенных на иконе персонажей друг с другом и со зрителем. Зрителя сменил молящийся, который не созерцал произведение живописи, а предстоял перед своим Небесным Заступником. Изображение было направлено на человека, стоящего перед иконой, что повлияло на смену перспективных систем.

Благовещение (конец XII века, Синай). Золотой фон в христианской символике означал Божественный свет. Мерцающая позолота создавала впечатление нематериальности, погруженности фигур в некое мистическое пространство, напоминавшее о сиянии небес горнего мира. Причем это золотое сияние исключало какой-либо иной источник света. А если на иконе и были изображены  солнце или свеча, они не влияли на освещение других предметов,

поэтому византийские живописцы не использовали светотень.

Линейная перспектива античности («прямая» перспектива), которая создавала иллюзию «глубины» изображенного пространства, была утрачена. Ее место заняла так называемая «обратная» перспектива: линии сходились не за плоскостью иконы, а перед ней — как бы в глазах у зрителя, в его реальном мире.

Изображение представлялось как будто бы опрокинутым, нацеленным на смотрящего, зритель включался в систему живописного произведения, а не заглядывал в него, как случайный прохожий в чужое окно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто отменил патриаршество

Помимо «эффекта включения» обратная перспектива способствовала также уплощению трехмерных объектов — они словно распластывались по поверхности расписанной стены или же доски. Формы становились стилизованными, освобождались от «ненужных» деталей. Теперь художник писал не сам предмет, а как бы идею предмета.

У пятиглавого храма, например, все пять куполов выстраивались в прямую линию, без учета того факта, что в реальности две главы были бы заслонены. У стола должно быть изображено четыре ножки, несмотря на то, что задние ножки не видны.

Предмет на иконе должен открываться человеку во всей полноте, таким, каким он доступен Божественному Оку.

Особенности отображения времени

Передача времени в пространстве иконы также имеет свои особенности. Святой, на которого смотрит молящийся, вообще находится вне времени, ведь он обитает в ином мире.

Но сюжеты его земной жизни разворачиваются и во времени, и в пространстве: в житийных иконах показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда путешествия, иногда страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей.

Формой объединения временного и вечного стала житийная икона с клеймами — небольшими картинками, образующими раму вокруг крупной фигуры святого.

Святой Пантелеимон в житии. (XIII век, монастырь святой Екатерины на Синае).

И все же пространство и время на византийской иконе достаточно условны. Например, в сцене казни может быть изображен палач, который занес меч над склонившим голову мучеником, и тут же, рядом — отрубленная голова, лежащая на земле. Часто более важные персонажи оказываются крупнее остальных или повторяются несколько раз на одном изображении.

Жесткие рамки или свобода творчества?

С одной стороны, иконографический канон ограничивал свободу художника: он не мог свободно построить композицию и даже выбрать краски по своему усмотрению. С другой стороны, канон дисциплинировал живописца, заставлял тщательное внимание уделять деталям. Жесткие рамки, в которые были поставлены византийские иконописцы, заставляли мастеров совершенствоваться внутри этих границ — изменять оттенки цвета, детали композиций, ритмическое решение сцен.

Благодаря этой системе условностей возник язык византийской живописи, хорошо понятный всем верующим. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. А символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это и есть язык иконы.

Владимирская Богоматерь (начало XII века, Государственная Третьяковская галерея), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 году, по праву считается шедевром византийской иконописи. Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа — левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом,
что видна подошва ступни.

Канонические требования вошли в систему художественных средств византийского искусства, благодаря которым оно достигло такой отточенности и совершенства. Эти иконы уже не вызывали упреков в язычестве и идолопоклонстве. Получается, что годы иконоборчества не прошли даром — они способствовали напряженным размышлениям о сути священного образа и формах церковной живописи, а в конечном итоге — о создании искусства нового типа. 

Источник: https://xn--n1abh7c.xn--p1ai/blogs/o-pravoslavii-i-krasote/ikonograficheskiy_kanon_yazyk_uslovnostey_ponyatnyy_vsem/

Иконы храма

В 2009 году в храме установлены три ряда иконостаса. Изготовлен он  в мастерской Сергиева Посада, выполнен в древнерусском стиле.

Нижний ряд(чин)или местный. На нем располагаются царские врата с изображением на двух створах Благовещения и четырех евангелистов.  Обрамление царских врат имеют изображение святителей, а сверху икона Евхаристии – Причащения апостолов Христом.

Справа от царских врат —  икона Спасителя  «Спас на престоле».  На этой иконе Иисус Христос сидит на царском троне. На плече материя – покрывало, в левой руке —  открытая Библия. Престол – символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того – царственный знак славы Спасителя.

Слева от царских вратикона Божией Матери  «Пантанасса» (Всецарица). Эта икона относится к иконографическому типу Панахранта, что в переводе с греческого означает «Пренепорочная», «Пречистая». «Всемилостивая» — второе название икон Богородицы данного типа. Общим признаком таких икон является то, что Богородица изображается восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях.

Трон символизирует царственное величие и славу Божией Матери, самой совершенной из всех рожденных на земле.   Образ иконы «Всецарица» находится на святой горе Афон в Греции. Древнее монастырское предание гласит, что однажды к иконе подошел некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам, что вел греховную жизнь и занимался колдовством.

Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния.  

На северных и южных вратах изображены архангелы Михаил и Гавриил.

Справа от иконы Спаса на Престоле находится поясная икона – Александра Невского.  В иконографии часть икон изображают период с 1221 года по 1262 год – время, когда благоверный князь Александр Невский был воином и великим полководцем. На таких иконах его обычно изображают с оружием, в княжеской одежде. Другая часть икон указывает на конец жизни Александра Невского, когда в 1263 году он принял схиму с именем Алексей и стал монахом.

Такая икона Святого живописует благоверного князя в монашеском одеянии. Такой тип изображения иконы соответствует в  допетровской России. 15 июня 1724 года Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «в одеждах великокняжеских» . Именно к этому типу иконографии относится наша икона святого князя Александра Невского.

Эта традиция соединяет в себе старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской.

Слева на иконостасе от Божией Матери располагается икона Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского. История образа этой иконы связана с событиями  16 века. В 1521 году при ходатайстве преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского перед Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет – Гирея. Об этом  повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской.

Справа от иконы Александра Невского, располагается икона всех Новгородских Святых. Собор новгородских святых известен с 1831 года. Празднование Его установлено по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова)  в  третью неделю по Пятидесятнице. В собор включено более ста святых. 

Слева от иконы преподобных Сергия и Варлаама находится  икона царственных страстотерпцев,  особо чтимая в нашем храме, в связи с тем, что он был построен в честь трехсотлетия царствования дома Романовых.

На ней изображены во весь рост царская семья – император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дети – Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, Алексей. На иконе император со своей семьей изображены в стилизованных облачениях, напоминающих облачения русских царей и княжон 16-17 веков.

Икона царственных страстотерпцев выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих икону «Державной Богоматери», написанную в сугубо иконописной технике.

Второй ряд в нашем иконостасе —  праздничный.  В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых и некоторых великих праздников.

https://www.youtube.com/watch?v=NGTnsQK01MY

Слева направо на втором ряду нашего иконостаса изображены следующие иконы:

1.     Рождество Богородицы

2.     Воздвижение Животворящего Креста Господня

3.     Покров Пресвятой Богородицы

4.     Введение во храм Пресвятой Богородицы

5.     Рождество Христово

6.     Крещение(Богоявление)

7.     Сретенье Господне

8.     Благовещенье Пресвятой Богородицы

9.     Вход Господень в Иерусалим

10.   Сошествие Христа во ад

11.   Вознесение Господне

12.   Троица

13.   Сошествие Святого Духа

14.   Святые апостолы Петр и Павел

15.   Преображение Господне

16.   Успение Пресвятой Богородицы

Следующий ряд иконостаса – деисусный, который представлен у нас сокращенно. В центре — икона  «Спас Вседержитель». На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон, держа в руках открытую Библию. Слева от Него, —  в позе молитвенного обращения к Своему Сыну, Богородица.

Склоненная голова, поднятая рука, взгляд – так писали молящуюся Богородицу византийские мастера IX в., а русские изографы продолжали следовать их традиции.  Справа от Спасителя изображена икона «св. Иоанна Предтечи» . Образ этой иконы является одним из самых ранних из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, датируется 2-й половиной 6 века.

Иоанн Предтеча облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток.

Последний ряд иконостаса храма — пророческий. Установлен он был летом 2013 года. В центре расположена икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Слева от нее иконы пророков Иезекииля, Даниила, Моисея, Давида, а справа пророки — Соломон, Исайя, Иеремия и Илия.

Каргопольская икона Божией Матери

На  южной  стороне храма,  рядом  с  иконами Николая Чудотворца и целителя Пантелеимона, можно увидеть Каргопольскую икону Божией Матери..

Каргопольская икона Божией Матери является одним из списков Казанской чудотворной иконы. Отличается наличием слезинок на ланитах (щеках) Богородицы.

Чудо, прославившее этот образ Богородицы,  произошло в  1714году в городе Каргополе, о чем  было сообщено тогдашнему митрополиту Новгородскому, Великолуцкому и всего Поморья Иову и  в  Новгородской летописи сделана запись:

Источник: http://anhram.ru/khram/ikony-khrama

Чудотворные иконы: список самых сильных реликвий

Когда я лежала в больнице, готовясь к операции (должны были удалять карбункул, и дела у меня шли очень плохо — лихорадка, озноб, высоченная температура, а главное, не самые утешительные прогнозы врачей), мама принесла в палату маленькую иконку. Операция прошла успешно, я пошла на поправку.

Сначала просто радовалась жизни, которая — о, счастье! — не закончилась таким бесславным образом. Потом присмотрелась к образу Богородицы, стоявшему на больничной тумбочке между пачками ампул. Что это за образ? Оказалось, это была копия «Целительницы». С тех пор я интересуюсь чудотворными иконами, так как знаю: одну из них лучше обязательно держать при себе, отправляясь в больницу И не только!

Иконы Божьей Матери

Богородица очень милосердна. Неудивительно, что больше всего чудес связано именно с Ее образами.

Семистрельная

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Этот лик один из сильнейших. К сожалению, он связан с грустными событиями в жизни Девы Марии.

На 40 день после рождения Иисуса она отнесла Его в храм. Там старец Симеон признал младенца Сыном Господним (этот день празднуется как Сретение), но также предсказал Деве, что ей «оружие пройдет душу», но «откроются помышления многих сердец».

То есть, пророк видел наперед истязания и казнь Иисуса — для матери действительно страшная боль увидеть все это!

Неудивительно, что чаще этой иконе молятся люди, тоже переживающие не лучшие дни своей жизни.

Они просят:

  • защитить их от проблем и злых людей,
  • защитить их дом,
  • примирить враждующих,
  • помощи в важном деле.

А если носить образок на груди, считается, что он защищает от сглаза и порчи.

Также икона считается «противоведьмовской»: ее вешают напротив входа, чтобы образ «видел» каждого входящего. Считается, что злой человек после этого в ваш дом не войдет.

Неупиваемая чаша

Это поддержка для всех оступившихся. Образ призывает обратиться к Иисусу — «чаше» со светом и счастьем, которая никогда не опустеет.

  • Ей молятся родственники пьяниц и алкоголиков, прося Богородицу спасти родного человека от пагубной привычки.
  • В наши дни «Чаше» начали молиться также родные наркоманов и людей, поддавшихся иным пагубным пристрастиям (казино, геймерству).

Святой лик нужно вешать возле изголовья кровати больного человека.

Целительница

Списки этой иконы отличаются — на одном больным изображен юный парень, на другом — мужчина, на третьем — женщина. На самом деле история создания иконы связана с исцелением грузинского клирика. Богоматерь пришла лично, чтобы помочь ему.

  • Молятся ей, как нетрудно догадаться, о здравии — своем и родных. Можно даже просить о здоровье для врага, только искренне.
  • Она также помогает во врачевании душевной боли, поэтому поклонитесь ей, когда жизнь станет тяжела или нападет депрессия.

Нечаянная радость

На этой иконе изображен коленепреклонный человек. Это лицемерный «праведник», который страшно грешил, но перед этим молился Богородице. И однажды он увидел, что у Иисуса открылись раны и из них потекла кровь. Богородица рассказала ему, что это — из-за бесчестной жизни, которую ведут вот такие вот «верующие». Грешник стал просить помиловать его, и Иисус простил. Тот человек стал жить праведно.

Иконе молятся:

  • о небесной поддержке,
  • о том, чего не чают получить (не только материальном, но и духовном),
  • о здравии,
  • о примирении отцов и детей, исправлении подростков, попавших в дурную компанию,
  • о завершении ссоры,
  • о возвращении пропавшего (чаще всего об этом просят дети и внуки стариков, уходящих из дому и забывающих обратную дорогу).

Троеручица

Одна из самых неоднозначных икон.

У Девы Марии тут три руки. Но это — только списки оригинала, хранящегося в Афонском монастыре. Там рука не нарисована, а изготовлена из металла и приложена к иконе. И принадлежит она не Богородице, а Иоанну Дамаскину. Руку ему отрубили по злостному навету за проступок, которого он не совершал. Иоанн долго молился именно этой иконе, и случилось чудо — она приросла.

Ей молятся о:

  • исцелении от болезни, связанной с руками,
  • спасении от других болезней,
  • избавлении от проблем,
  • а также прося защиты от пожара.

Неопалимая Купина

Она символизирует одну из сцен Старого Завета. Когда пророк Моисей молился на горе Синай, Господь снизошел к нему в виде горящего, но не обжигающего тернового куста.

В Новом Завете Купиной считается Богородица, которая так же сияет истинной верой и святостью.

Ее просят о:

  • прощении грехов,
  • исцелении психических расстройств и заболеваний,
  • защите дома или квартиры от пожара,
  • она — покровительница летчиков, врачей, солдат и пожарных.

Неувядаемый Цвет

В руках Мадонны или Младенца изображена лилия. Цветок означает чистоту. Икона рассказывает о том, что Мария была непорочна во время зачатия Сына Божьего.

Она поможет:

  • юным девушкам не потерять их чистоту,
  • повенчаться с любимым человеком,
  • замужним женщинам она приносит тихую и счастливую семейную жизнь.

Нерушимая стена

Оригинал иконы изображен в мозаическом стиле. Он находится в Киевском Софийском соборе. Свое название образ получил потому, что остался невредимым, какие бы войны и бедствия не проносились над этой святой обителью.

  • Икона считается заступницей и защитницей от многих бед: болезней, недоброжелателей, воров, даже развода. Поэтому многие вешают ее напротив входа, чтобы зло не проникло в их квартиру или дом.

Скорбящая

В мире есть много разных образов, на которых Богоматерь изображена без маленького Иисуса, и лик Ее печальный. Этим словом называют иногда даже икону «Семистрельная». Но в нашей стране чудотворным считают вот это изображение. Также оно известно как Крымское, ведь было обретено в районе Феодосии.

Одна прихожанка пожертвовала церкви старую, потемневшую от времени икону. Когда ее поставили в алтарь, краски на ней вдруг стали яркими, икона чудесно преобразилась. При этом ее никто не реставрировал.

Ее почитают 6 ноября, в тот же день, когда вспоминают икону «Всех скорбящих радость».

К ней обращаются:

  • когда жизнь становится особенно трудной, на душе грусть и печаль,
  • когда человек болен (имеются в виду не только телесные, но и душевные недуги),
  • ее просят о благах (скажем, обращаются пары, мечтающие о собственном жилье, или даже дети, желающие действительно дорогую игрушку),
  • она считается защитой купцов, отправившихся в дальнее странствие, так что купите образок, если кто-то из ваших родных часто ездит в командировки, особенно торговые.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется главная книга в буддизме

Радость всех радостей

Второе название иконы — Серафимово Удивление. Название связано с Серафимом Саровским. Эта икона («Умиление») была его келейным образом. Когда он молился ей, его душа улетела к Богу.

Молиться ей нужно спокойно, без злости, а главное — суеты.

Просите:

  • о помощи, если вас оклеветали,
  • о спасении из тюрьмы, а также помощи на суде,
  • о том, чтобы нашлась потерянная вами важная вещь,
  • о защите на чужбине,
  • о заступничестве за солдата, который служит в опасном месте.

Владимирская

Очень старинный образ. Он видел много коронований царей, а также избраний первосвятителей.

Он помогает:

  • примирить людей, находящихся в ссоре,
  • успокоить злого человека (многие держат образок на рабочем столе, опасаясь скорого на расправу начальника),
  • также он облегчает страдания бесноватых людей.

Казанская

Во времена Ивана Грозного в Казани был страшный пожар, сгорел храм, и в той части города не осталось святынь. Но Богородица пришла во сне к маленькой девочке и попросила выкопать из земли ее икону, спрятанную в давние времена. Она оказалась целительной. Святыня очень поддержала пошатнувшихся в вере после обрушившихся на них проблем казанцев.

Она может:

  • решить проблемы (разные — личные, рабочие),
  • защитить от принятия неверного решения,
  • также это покровительница семьи; идущих на венчание молодых хорошо благословлять именно этой иконой.

Образа других святых

Конечно, у нас есть и другие чудотворные лики. Их много. Но самыми сильными считаются

Серафим Саровский

Один из самых популярных святых в России.

Серафим родился в Курске, к церкви пришел в Киево-Печерской Лавре, а всю жизнь служил Господу в Саратовской пустыне.

Ему молятся о:

  • душевном спокойствии, обретении истинного пути,
  • о здоровье (в том числе об исцелении от действительно тяжелых заболеваний),
  • девушки просят о замужестве,
  • некоторые предприниматели просят об удаче в их деле (правда, икона поможет, только если пообещаете часть заработанного отдать на благотворительность — и конечно, исполните это обещание).

Георгий Победоносец

Этот святой считается покровителем Москвы.

Георгий при жизни был воином, поэтому чаще всего к нему обращаются солдаты и другие работники силовых ведомств (ну, и конечно, их матери и жены). Также о помощи просят спортсмены. Наконец, к Георгию обращаются бизнесмены.

Николай Угодник Чудотворец

А этот святой самый популярный в Украине. Малыши здесь верят, что святой Николай в свой зимний праздник ходит по домам послушных детей и кладет им под подушки сладости, а то и игрушки.

Угодника просят о:

  • спасении от нищеты и бедности (так как при жизни святой помогал всем попавшим в беду),
  • своим покровителем его считают моряки и летчики, водители, а также путешественники (маленькую иконку стоит взять с собой как в командировку, так и в отпуск).

Но конечно, все иконы, которые вы здесь видите — это просто копии оригинальных чудотворных ликов. Стоит ли молиться им, покупать в церкви маленькие образки? Или лучше ехать в паломничество к оригинальным иконам, а все остальные молитвы не помогут? Отвечает батюшка:

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/chudotvornyie-ikonyi.html

Древнерусская тоска: девять самых странных сюжетов православных икон

Святой Христофор существует и в православии, и в католичестве, причем в нескольких ипостасях, но нас интересует только святой с собачьей головой. По одному из преданий, Христофор был родом из страны кинокефалов; их упоминает еще древнегреческий историк Геродот, рассказывая о Карфагене: «рогатые ослы, собакоголовые люди».

По другой версии, симпатичного богобоязненного юношу так донимали женщины, что он выпросил у Господа голову пса, чтобы те отстали — «Красавицу и чудовище» тогда еще не создали, и девочки собакоголовых не любили. Есть и версия, по которой голова собаки символизирует мерзкий характер Христофора до крещения: мол, язычником он был груб и свиреп.

В любом случае в формате иконы святой с собачьей головой выглядит сногсшибательно.

В русской традиции он формально не запрещался, но ощущался каким-то сомнительным, даже иногда подвергался редактуре: на части икон и фресок у Христофора обычная человеческая голова, написанная поверх собачьей. Чтобы прочувствовать мощь святого Христофора, можно упороться романом Алексея Иванова «Псоглавцы».

Богоматерь с тремя руками

Тип образа Богоматери — Одигитрия, «Путеводительница». Правая рука младенца Иисуса благословляет, левая — держит свиток. У Богоматери на одной руке сын, вторая указывает на него, а третья — просто лежит. Технически говоря, это рука не Марии, а преподобного Иоанна Дамаскина.

После долгой молитвы Богоматерь вернула Иоанну отсеченную несправедливо (но это длинная история) кисть руки, а в благодарность тот прикрепил к иконе Богоматери в районе живота изваяние руки из серебра.

Кстати, традиция эта вполне себе античная: больные несли в асклепионы — храмы бога Асклепия — мраморные ноги, золотые уши и вотивы.

Позже икона, прозванная «Троеручицей», оказалась в Хилендарском монастыре на Афоне и даже одно время работала там игуменом. Копии с нее — списки — стали распространяться по православному миру, но в традиции постепенно третья рука от элемента оклада мигрировала в рисунок и стала частью самой Богоматери, укрытой тем же мафорием.

Расчленение младенца

Младенец Иисус, лежащий на блюде или в чаше, — это Агнец, готовый к закланию, или буквальная иллюстрация к Литургии, во время которой совершается причастие: хлеб с вином освящен и употреблен, потому как «сие есть тело Мое сие есть кровь Моя».

На иконах Мелисмос тело Младенца иногда изображено не просто на блюде, но расчлененным — символизм настолько прямолинейный, что глазки вываливаются: это ровно тот момент, когда перед разделением просфор произносят «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй». А в самом хардкорном варианте это взрослый карлик, которому отрезали руки и ноги. Такая история.

Иоанн Креститель подглядывает за родителями

Икона «Зачатие Иоанна Крестителя» опирается на текст Евангелия от Луки (Лк.1:5 — 25, 57, 65). Слева изображена первая встреча святого Захарии и Елизаветы, будущих родителей Иоанна Предтечи, а справа стоит взрослый Иоанн Предтеча.

Вроде как «Назад в будущее», но с верой и благодатью. Впрочем, для иконографии это норма: она закономерно предпочитает символизм.

Например, там, где смысл композиции — образ церкви, Иоанн Богослов отображается старцем даже среди апостолов, хотя все они были плюс-минус ровесниками — Иоанн просто прожил дольше всех.

Иоанн Креститель выгуливает в пустыне свою голову

Еще один Иоанн Креститель, только теперь он — Ангел пустыни. Сформировался иконографический тип в конце XIII века, а распространился шире всего в древнерусском искусстве XVI–XVII веков.

Елизавета Шошина, художник-реставратор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: «Это эзотерическая составляющая образа Иоанна Крестителя. Святой имеет широкие ангельские крылья — символ чистоты его бытия. Сформирована иконография на основе отрывка из Евангелия от Луки, где Христос говорит: „Сей есть, о Котором написано: Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицеем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“».

В руках у «Иоанна Предтечи — Ангела пустыни» может быть блюдо или с Младенцем Иисусом, или с собственной Иоанновой отрубленной головой — как мы помним, Саломея владела искусством особо убедительного танца. По-прежнему причинно-следственные связи — ничто, символизм — все.

К тому же голова святого в его руках — наглядное напоминание о мученичестве.

Похожие «напоминалки» можно встретить на иконах других святых, а клейма-комиксы на некоторых житийных иконах состоят из сцен жестоких мучений чуть более чем полностью (смотри «великомученик Георгий» и его пытки).

Иисус качает на руках свою мать

Сюжет «Успение Пресвятой Богородицы» основан не на Евангелиях, а на апокрифах и посвящен смерти Богоматери.

Елизавета Шошина: «Внизу на ложе лежит тело умершей Богоматери, вокруг нее скорбящие апостолы — это земной мир. В верхней части за одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу; эта часть изображения есть божественный, небесный мир.

В руках он держит душу своей матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя. Очень трогательный момент: Христос прижимает к груди пречистую душу Богоматери, своего прародителя, и сейчас забирает ее к себе в небесные чертоги».

Прекраснее, чем сами иконы, могут быть только мелкие детали, которые нужно еще увидеть и понять. Например, на некоторых вариантах «Успения» на краю смертного одра Богоматери висят кисти рук, под ними стоит грустный человек, поднимая культи в обрубленных рукавах.

Это иудейский священник Афония, пытавшийся опрокинуть смертное ложе Марии — за это ангел отрубил ему руки, отчего священник раскаялся и стал христианином. А на иконе «Суд Пилата» в Музее имени Андрея Рублева ножка трона Пилата соскальзывает со ступеньки; так автор дает понять, что суд этот — неправедный.

Иисус в аду

В священных текстах сюжет «Сошествие Иисуса Христа в ад» упоминается вскользь, зато в апокрифах тема раскрыта как следует — например, в «Евангелии от Никодима». Считается, что после распятия Иисус спустился в ад, разнес его ворота и освободил оттуда Адама, Еву, праведников.

Иногда на иконе этого сюжета можно насладиться полным собранием хороших людей из обоих Заветов: прародители Христа, царь Давид и царь Соломон, а также Иоанн Предтеча, Авель, все в разных интересных шапочках Часто Иисус стоит на кресте, но это не тот самый — его личный крест, а обломки адских ворот.

Изображены, разумеется, на иконе и бездны ада, черные, как душа Ирода.

Иисус — хмурый тинейджер

Это симпатичный портрет Иисуса лет двенадцати от роду, почти тинейджера. Такой маленький, а природа уже божественная. Название «Спас Эммануил» (в переводе «с нами Бог») пошло от книги Исаии в Ветхом Завете.

Большелобый неулыбчивый ребенок, Спас Эммануил чаще появляется на иконах с другими сюжетами — хотя бы медальоном на груди Матери, Богородицы Оранты, — чем в одиночку.

Но дети на иконах всегда вызывают грусть, тем более дети, которых ждет трагическая смерть и казнь позорная; все-таки Библия — это такая книга ну, не о детях и не для детей.

Запрещенный Синодом мутант

Эту икону запретил Синод! Такого вы еще не видели!

Смесоипостасная «Святая Троица» — еще одна икона странная и прекрасная. Это Троица в буквальном смысле: трехликая, на одной не слишком худой шее и в одном облачении. По существу этот образ оказался еретическим: Отец, Сын и Святой Дух — то есть три ипостаси — смешаны, отсюда и «смесоипостасная».

Поэтому в XVIII веке был запрещен Синодом к божьей матери. «Смесоипостасная Троица» довольно редко встречается (и слава богу).

Ненамного лучше разрешенная «Троица Новозаветная Отечество»: на коленях у Бога-Отца сидит Спас Эммануил, у него на коленях — сфера с голубем – Святым Духом, смахивающая на ведро, — а всё вместе это выглядит как «Сходили на Птичий рынок».

По бокам — святые столпники Даниил и Симеон — наполовину люди, наполовину столбы; под ногами — «престолы», ангельские чины, поддерживающие трон, — изображаются они как красные глазастые и крылатые колеса. А над троном болтаются неприветливые шестикрылые серафимы. Словом, икона со своей атмосферой. Что за пластиковый стаканчик в руке у Отца и что в подобной таре дают на вынос, выяснить не удалось.

Источник: https://knife.media/weird-icons/

Как появились смесоипостасные иконы и почему их запретили

В истории иконописи было немало странных икон. Например, адописные иконы, где под ликами святых прятались изображения чертей. Не менее необычны и смесоипостасные иконы, небольшая часть которых сохранилась до наших дней.

В XIII–XVI веках такие иконы были весьма распространены и не вызывали сильного удивления. Но после XVI века их начали уничтожать по всей Европе, в том числе и в России.

Икона «Троица»

Первым известным иконописцем в истории принято считать одного из учеников Иисуса Христа — Луку. Он создал икону Пресвятой Богородицы, а после — икону святых Апостолов Петра и Павла. На протяжении многих лет после этого шло формирование канонов иконописи. Так возникла регламентированная система изображений — иконография Иисуса Христа и других святых. Отступление от канонов не приветствовалось церковью, но всё-таки происходило.

В X веке в западной Европе особое распространение получили иконы Святой Троицы, написанной в виде трёх идентичных друг другу фигур с ликом Христа. На некоторых иконах Троица имела одно туловище, но три головы с одинаковыми ликами. Это было связано с появлением в католицизме термина «филиокве».

Он означал, что Святой Дух исходит одновременно и от Бога Отца, и от Бога Сына. С филиокве были несогласны многие, из-за этого даже произошёл раскол католической церкви. Позднее многие иконы с изображением Святой Троицы в виде трёх одинаковых фигур с идентичными ликами уничтожили.

А им на смену пришли смесоипостасные иконы.

Какими были смесоипостасные иконы

Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась. В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью». Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.

На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно.

Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан.

Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.

Икона «Смесоипостасная троица»

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были. Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом. Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.

Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.

В Европе смесоипостасные иконы оказались под запретом в начале XVI века. Такое решение приняли на Тридентском соборе. В 1628 году указом Папы Римского Урбана VIII практика написания смесоипостасных икон Троицы была запрещена вновь. Все подобные иконы объявили кощунственными и еретическими.

После этого практически все смесоипостасные иконы в Европе сожгли. А те, что каким-то чудом сохранились, сегодня можно увидеть в музеях. Например, в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в одну небольшую церковь в Румынии.

В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви.

Священный синод также признал необычные иконы Святой Троицы еретическими. В указе предписывалось, чтобы «в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности все пресечены были». Из-за этого указа смесоипостасная икона Святой Троицы, которую церковь назвала «подобием еллинских (эллинских) богов» сняли с врат Благовещенского собора в Тюмени.

Несмотря на указ Священного синода, эту запрещённую икону не уничтожили. Как не уничтожили и некоторые другие смесоипостасные иконы, находившиеся в отдалённых от столицы церквях. Похожая участь постигла и трёхликие иконы, написанные по уникальной технологии.

Уникальная технология изготовления икон

Трёхликая икона «Благовещение. Господь Саваоф»

Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, в музее-заповеднике «Александровская слобода» во Владимирской области раньше можно было увидеть одну весьма необычную икону «Благовещение.

Господь Саваоф», датированную 1791 годом. При смене положения смотрящего относительно иконы происходила и смена изображения на ней. Неизвестный художник изобразил три лика на 16 тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме.

И для этого ему пришлось немало потрудиться.

Иконописец нанёс изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижал их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он написал один лик, а на другой — второй.

Третий же лик художник написал непосредственно на деревянном холсте. Дощечки с двумя другими ликами мастер установил в специальные пазы на раме, строго соблюдая расстояние между ними.

Похожую технологию сегодня можно встретить на некоторых рекламных щитах, где при движении трёхгранных пластин сменяется изображение.

Изображения на трёхликой иконе в «Александровской слободе» были не совсем типичными для такого вида икон. Человек, стоящий справа от иконы на небольшом отдалении, видел лик Богоматери в сине-сером покрывале. Стоящий слева же наблюдал архангела Гавриила — юношу в голубом одеянии, держащего в руке красный цветок.

Стоя по центру, можно было увидеть лик Саваофа — седовласого старца. Из его уст в образе белого голубя в белом сиянии исходил Святой Дух. Получается, что трёхликие иконы в некоторой мере тоже можно считать смесоипостасными, поскольку они отражают триединство Бога.

К сожалению, в 1997 году эту уникальную и необычную икону украли из музея, а воров до сих пор не нашли.

Зато в храме Живоначальной Троицы в нижегородском селе Шершово любой желающий может увидеть трёхликую икону. На ней изображены лики Бога Отца, Бога Сына и Саваофа в образе белого голубя. Похожая икона есть и в Свято-Вознесенском соборе, находящемся в Луганской области в Украине.

К тому же, в московском Музее древнерусского искусства тоже есть трёхликая икона «Иисус в темнице», но сохранившая только один лик. Деревянные пластинки, на которых были два других изображения, потерялись.

Известно, что и в петербургском Музее истории религии тоже есть трёхликие иконы, но они не входят в основную экспозицию и хранятся в запасниках.

Источник: https://www.factroom.ru/religiya/kak-poyavilis-smesoipostasnye-ikony-i-pochemu-ih-zapretili

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотитвослов
Что означает женское имя Даяна

Закрыть