Какой собор был построен Пожарским

Храм Василия Блаженного — история и загадки

Какой собор был построен Пожарским

Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву.

2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое  достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г.

Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене.

Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились.  Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров.

  Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва А затем все простились друг с другом.

Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места.

Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек.

Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести.

Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора.

Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни.

В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь.

Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада.

В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле

Россия — страна архитектурная

Храм Василия Блаженного — наши дни

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Источник: https://www.pravmir.ru/hram-vasilija-blazhennogo/

Какой собор был построен Пожарским — Духовная жизнь

Какой собор был построен Пожарским

Адрес: Москва, Красная площадь
Первое упоминание: 1625 год
Начало строительства: 1990 год
Окончание строительства: 1993 год
Автор проекта: О. И. Журин, Г. Я. Мокеев
Святыни: Казанская икона Божьей Матери
Координаты: 55°45'19.5″N 37°37'09.0″E

: 

История знаменитой иконы

История строительства

История храма в XVII-XX веках

Возрождение храма

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Современное состояние собора и режим посещения

Как добраться

Казанский собор на карте

Небольшой по размеру собор обладает особым статусом среди храмов, которые окружают Московский кремль. Он появился, благодаря князю Дмитрию Пожарскому — национальному герою и одному из руководителей народной борьбы против захвативших Москву поляков. В 1930-е годы Казанский собор полностью разрушили, но спустя 60 лет отстроили заново.

Собор на фоне Государственного исторического музея и Никольской башни

История знаменитой иконы

В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.

Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.

С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.

История строительства

В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.

Вид собора от Красной площади

Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.

Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича — российский государь Алексей Михайлович.

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона.

Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом.

Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня — знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик.

К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор.

Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда начинается служба в церкви в Рождество

Возрождение храма

С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.

Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери

Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.

Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Собор Казанский иконы Божией Матери — это одностолпный храм. Его опоясывают ряды живописных кокошников, которые делают одноглавую церковь очень нарядной. С северо-востока расположен придел, посвященный святому Аверкию Иерапольскому, а северо-западный угол занимает стройная шатровая колокольня.

Внутри храма можно увидеть почитаемую икону и мощехранительницу. Все побывавшие в соборе отмечают красоту его интерьеров и прекрасное исполнение церковного хора.

Современное состояние собора и режим посещения

Православный храм – действующий. Верующие и туристы могут попасть в него с 8.00 до 18.30. Церковные богослужения здесь проводятся в 8.30 и 16.50.

Как добраться

Собор стоит возле северо-восточного угла Красной площади, рядом со зданиями ГУМа и Государственного исторического музея. Сюда легко дойти пешком от станций московского метрополитена «Театральная», «Площадь Революции» и «Охотный ряд».

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Казань Санкт-Петербург Владимир Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://velskoe.ru/tserkvi/kakoj-sobor-byl-postroen-pozharskim.html

Академия художеств в Петербурге — старейшее здание с самым большим в мире круглым двором (Музей) | Санкт-Петербург Центр

Какой собор был построен Пожарским

Здание Академии художеств относится к ряду старейших построек города на Неве, которые хорошо сохранились до наших дней. К тому же, этот дом — настоящий шедевр XVIII века, раскрывающий как нельзя лучше путь и суть Санкт-Петербурга.

Примечателен необычный и несколько аскетичный двор Академии, мощёный брусчаткой и имеющий выходы только через двери. Стилевую строгость композиции оживляет памятник основателю ВУЗа — графу Шувалову.

Мировой авторитет российского изобразительного искусства, а вместе с ним и Академии художеств в Санкт-Петербурге, равно как и других элитных отечественных художественных школ — общеизвестен.

Строительство и особенная архитектура здания

Здание Академии художеств было построено в стиле классицизма 1764-1788 гг. Оно представляет собой гениальное творение 3-х архитекторов, таких как Жан-Батист Валлен-Деламота, Александр Филиппович Кокоринов и Юрий Матвеевич Фельтен.

https://www.youtube.com/watch?v=9fuCagLyZVE

В плане сооружение — замкнутый блок с несколькими внутренними дворами. В основе композиции — круг, вписанный в прямоугольник. Здание Академии художеств — самый большой в мире круглый двор. Малые дворы сдвинуты к углам. Лицевой фасад в центре выделен круглым выступающим вестибюлем, украшенным восьмиколонным портиком. Во двор из здания ведут 4 двери, над которыми значатся 4 основные направления деятельности школы:

  • Живопись
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Воспитание

В центре здания — портик главного входа. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры. Геракл опирается на палицу, изготовленную из ясеня Киферонских садов. На палицу наброшена шкура Немейского льва. В левой руке за спиной он держит 3 золотых яблока из сада Гесперид. Рядом богиня цветов — Флора.

Над дверью здания надпись

Свободным художествам. Лета 1765.

В круглом дворе установлена скульптура графа Шувалова работы Зураба Церетели. В саду за оранжереей — маленькая постройка «Хрустальный дворик», это мастерская батальной живописи. Её устроили отдельно еще в XIX в. При мастерской — небольшая конюшня. Конюшня была восстановлена в 1990-х гг.

Также в саду расположены рисовальная мастерская с дорическим портиком и мозаичная мастерская. В 1820-е президент Академии Алексей Оленин задумал возвести в саду, если не копии конкретных шедевров, то примеры важнейших стилей. Портик, возведенный архитектором А. А. Михайловым 2-м — образец греческой классики.

Коринфская колонна посреди сада, прежде стоявшая в круглом дворе и перенесенная сюда Александром Брюлловым в 1840-е, осталась лишней при строительстве Казанского собора. Брюллов увенчал ее лирой.

Что написано в Паспорте памятника «Колонна в саду Академии художеств»:

Колонна сооружена по инициативе гр. А. С. Строганова, бывшего президентом Академии Художеств в период с 1800 по 1811 г. Для памятника употреблена гранитная колонна, оставшаяся от постройки Казанского собора и переданная в Академию.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется одежда монаха

На заседании Академического Совета, 10 августа 1807 года, Строганов предложил поставить ее а круглом дворе Академии, для чего архитектору Воронихину было поручено «начертить рисунок сей колонны с приличными к ней украшениями и принять нужные меры, чтобы оная колонна к сентябрю месяцу была на своем месте».

Постройка колонны под наблюдением Воронихина была возложена на архитектора Михайлова. В 1817 г. колонна была перенесена в сад Академии. На ее месте на круглом дворе долгое время стояла модель памятника Минину и Пожарскому работы Мартоса.

Рядом с Академией эффектно оформленная набережная, сооружённая тут по проекту архитектора К. А. Тона в 1832-1834 гг. Это гранитная пристань на Неве с изваяниями египетских сфинксов, восседающих на гранитных пьедесталах. Первоначально предполагалось, что на пристани будут установлены конные статуи работы Клодта, но привезти сфинксов из Египетской Александрии оказалось дешевле.

Бородки у сфинксов были отбиты после смерти фараона Аменхотепа III, портретным изображением которого являются головы сфинксов. На груди между лапами и вокруг плиты высечена иероглифическая надпись, в которой перечисляются титулы Аменхотепа III. На нижней площадке пристани возле каменных скамей стоят попарно четыре бронзовых грифона, которые создал — скульптор П. П. Геде в 1834 г.

История Академии художеств как учреждения

Сегодня это федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования под названием «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств».

Данный образовательный институт был учреждён Указом Правительствующего Сената от 6 (17) ноября 1757 г. Художников тут обучают до сих пор. Высшая школа мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны — «Академия трех знатнейших художеств» была основана по инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова указом Сената в 1757 г.

Занятия начались в 1758 году сразу в нескольких классах — живописном, скульптурном, архитектурном и медальерном. А через 6 лет — 4 ноября 1764 году высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены «Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств» — законодательное признание правительством самоценности и самостоятельности художественной деятельности.

Сегодня об этой знаменательной дате напоминают выложенные мозаикой на полу вестибюля Академии римские цифры

MDCCLXIV

Уже в первые годы в Академии сложилась и в дальнейшем совершенствовалась строго последовательная система обучения. Начинали с рисования — на первых порах постигали простое черчение без линейки, затем переходили к копированию образцов: гравюр с картин лучших мастеров или рисунков; гипсовых античных образцов и, наконец, рисунок с обнаженной натуры.

Параллельно с рисованием живописцы начинали писать с обнаженной натуры, скульпторы — лепить ее, а архитекторы занимались изучением ордеров, обмерами, отмывкой архитектурных элементов, проектированием небольших декоративных и парковых сооружений, а затем и созданием масштабных объемно-пространственных композиций.

Наряду с этим в Академии преподавали пластическую анатомию, архитектурную графику, общеобразовательные предметы, языки. Заканчивали курс исполнением достаточно сложной композиционной работы по избранной специальности. Наиболее одаренные, чьи произведения отмечались золотыми медалями первого или второго «достоинства» отправлялись в «пенсионерскую» поездку для усовершенствования мастерства, как правило, в Италию и Францию.

Авторитет Академии художеств

История Академии теснейшим образом связана с историей русской художественной культуры. Были периоды подлинного взлёта, когда она являлась единственным авторитетным арбитром в области художественной политики, и время менее заметного влияния на творческую практику русских художников.

Однако всегда, на всем протяжении своей истории, Академия художеств оставалась крупнейшей в мире художественной школой, воспитательницей выдающихся мастеров изобразительного искусства. Замечательным было и то, что учащиеся часто работали совместно с педагогами, как правило, крупнейшими художниками своего времени.

Они были свидетелями творческой практики своих воспитателей и наблюдали весь процесс создания художественного произведения, а иногда выступали в качестве участников этого процесса, помогая мастеру. Все это давало положительные результаты, ибо в процессе учения нет ничего более эффективного, чем непосредственное наблюдение за работой опытного художника, изучение всех ее стадий.

Знаменитые ученики Академии

Многие известные русские художники учились в Академии и в ней приобрели профессиональное мастерство, позволившее им стать во главе художественной жизни своего времени. Воспитанники Академии прославили русское искусство, создав образы глубокой мысли, воспевавшие красоту русского человека и благородство его стремлений. В Академии художеств в Санкт-Петербурге учились:

Художники

  • А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, С. Ф. Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков
  • Здесь же получил образование великий украинский поэт и художник — Т. Г. Шевченко.

Архитекторы

  • В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, В. П. Стасов

Ваятели:

  • Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, М. М. Антокольский и многие другие.

Современность Академии художеств

Вот уже не одно столетие верно служит российской культуре величавое здание на Неве. За свою историю Академия ни разу не меняла своего назначения — воспитание молодых художников. С самого начала основой образования являлась стройная методическая система. Эта система изменялась и совершенствовалась, отражая новые растущие потребности времени.

И сегодня основой учебного процесса Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств является принцип преемственности лучших традиций отечественного и мирового искусства. На 5 факультетах учатся — более 1000 студентов на дневном отделении и порядка 500 — на заочном из России и зарубежных стран.

Опираясь на свой богатый творческий опыт, развивая и обновляя его применительно к потребностям меняющегося времени, Институт имени И. Е. Репина уверенно смотрит в будущее, не забывая о традиционном сознании высокой общественной роли художника и долга служения своему Отечеству.

Музей Академии художеств

При Российской Академии художеств был открыт первый российский публичный музей, возведенный в ранг научно-исследовательских, что представляет собой явление во всех смыслах уникальное и неординарное.

Музей Российской академии художеств — один из старейших музеев России, является первым художественным музеем, который был возведён в ранг научно-исследовательского. Музей занимает историческое здание Императорской Академии художеств, построенное в 1764—1788 гг.

Он является не только старейшим собранием художественных ценностей в масштабах страны: здесь аккумулирован многовековой отечественный опыт творческого восприятия действительности, направлений и техник, жанров и подходов.

Основанный в середине XVIII века одновременно с альма-матер музей располагается в здании, построенном в 1764-1772 годах по проекту Кокоринова и Деламота в традициях раннего классицизма. Исторический фонд включает эскизы, гравюры и другие бесценные работы русских живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов.

  • Все подробности в аудиогиде о Музее художеств в Санкт-Петербурге

Адрес Академии художеств и другая полезная информация

  • Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
  • Ближайшая станция метро: «Василеостровская», «Адмиралтейская»
  • От ст. метро «Василеостровская» ~ 13 минут = 1,1 км.
  • От ст. метро «Невский проспект», «Гостиный двор»: троллейбусы 1, 10, 11; автобусы: 7, 24
  • Время работы Академии: с 9:30 до 18:00
  • Ректор: Семён Ильич Михайловский
  • Телефоны (812) 323-61-89: (812) 328-79-18
  • Время работы Музея: Ср., Пт., Сб., Вс. 11:00-19:00. Чт. 12.00-20.00. Выходные дни: Пн., Вт.
  • Телефоны Музея: (812) 323-64-96; (812) 323-35-78

Источник: https://peterburg.center/story/akademiya-hudozhestv-v-peterburge-stareyshee-zdanie-s-samym-bolshim-v-mire-kruglym-dvorom

Чудеса Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает

Казанская икона Божией Матери — одна из самых любимых в России. Ни одна из икон Богородицы, почитаемых в Русской православной церкви, не распространена в таком количестве, как Казанская.

Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году — 21 июля (8 июля по старому стилю) — в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Иконография Казанской иконы

Sputnik / РИА Новости

Икона «Казанской Божьей Матери».

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл.

Пресвятая Богородица является Путеводительницей людей к Богу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на людей благодать Божию, заступаясь за них пред Христом. С другой стороны, будучи человеком по природе, Богородица ведет каждого ко Христу.

Sputnik / Вадим Русу

На иконе фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем.

На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос. Правой рукой Он благословляет Богоматерь, а в ее лице всех христиан, левой — держит свиток, реже — книгу. 

Взгляды Божьей Матери и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Они выражают собой полноту общения двух личностей – Бога и Его творения, человека.

Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед сыном – Господом Иисусом Христом. Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас.

Обретение чудотворной иконы

Sputnik / Максим Богодвид

Празднование Дня Казанской иконы Божией Матери

В 1579 году через 27 лет со дня взятия Казанского ханства войсками Ивана Грозного и через 26 лет после основания в городе епархии Русской Православной Церкви в Казани произошел страшный пожар. Начался он около церкви Николы и перекинулся на Казанский Кремль .

После этого маленькой девочке Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина во сне начала являться Пресвятая Богородица. Божья Матерь повелела 9-летней Матреше пойти на пепелище и откопать свою икону.

Маленькой девочке никто не поверил, но сон повторился во второй и третий раз. Тогда в страхе перед Богородицей дочка вместе с мамой пошли копать в том месте, что привиделось во сне. О, чудо — посреди развалин действительно была найдена икона Пресвятой Богородицы, завернутая в кусок сукна.

Историки предполагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших веру от мусульман.

Обретенную икону торжественно перенесли в храм святителя Николая, а откуда после молебна с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.

Сразу стало ясно, что икона чудотворная – во время крестного хода прозрели два казанских слепца Иосиф и Никита.

Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею Богородицкого монастыря стала та самая благочестивая девица Матрона.

Казанская икона в российской истории

Sputnik / Сергей Пятаков

Девушка молится в церкви, архивное фото

Смутное время 1598 — 1613

В Смутное время, когда страна была подверглась иностранным захватчикам, а изнутри раздиралась гражданской войной, святитель Ермоген, Патриарх Московского и всея Руси, призвал всех прекратить распри, объединиться перед общей угрозой и собрать ополчение.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде было сформировано ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве. В Ярославле к ополчению присоединились казанцы, которые принесли с собой список Казанской иконы Божией Матери. С этого момента Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

Накануне штурма Кремля участники  ополчения держали трехдневный пост и молились перед Казанским образом Богородицы. В ночь перед штурмом архиепископу Арсению Элассонскому явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

На следующее утро, 22 октября 1612, русские войска штурмом взяли Китай-город, а затем освободили весь Кремль. Три дня спустя ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.

Именно 22 октября (4 ноября) стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом. 

Отечественная война 1812 года

В войне 1812 года Пресвятая Богородица стала духовной предводительницей русского народа. Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов молился пред образом Богородицы перед отбытием в действующую русскую армию.

https://www.youtube.com/watch?v=-gkwNV0rYSc

В сражении под Вязьмой 22 октября, в день празднования в честь Казанского образа, русские войска генералов Милорадовича и Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

Великая Отечественная война 1941 — 1945

Во время Великой Отечественной  чудотворный образ Казанской иконы несли Крестным ходом в осажденном Ленинграде, перед иконой служили молебен в Москве, после чего икона была отвезена в Сталинград. Там где находилась чудотворная икона – враг был разбит.

Чудотворную икону возили на фронт перед важными сражениями.

Похищение иконы

Sputnik / Максим Богодвид

Праздник Казанской иконы Божией Матери в городах России

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) икона Пресвятой Богородицы была похищена из Богородицкого женского монастыря в Казани.

В начале третьего часа ночи одна из послушниц услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

Икона Божьей Матери в дорогой ризе была украдена, а вместе с ней похищены 365 рублей пожертвований.

Преступников удалось задержать по горячим следам. Молодой крестьянин с женой были задержаны в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске у них были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам свидетелей, иконы были порублены и сожжены в печке. 

Казанский окружной суд приговорил воров к 10 и 12 годам каторжных работ. Сторож храма был оправдан.

До сих пор неизвестно, действительно ли иконы были уничтожены. По некоторым версиям, воры продали икону старообрядцам. Кроме того, воры могли украсть лишь список чудотворной иконы, поскольку на ночь ее убирали с иконостаса и заменяли на поддельную как раз на случай воровства.

В 2005-м патриарх Алексий II передал в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря привезенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери, туда, где некогда пребывал оригинал.

О чем молятся Казанской Божьей Матери

Sputnik / Максим Богодвид

Праздник явления Казанской иконы Божией Матери

Казанскую икону Божьей Матери, прославившуюся чудесами, считают чудотворной.

Именно этой иконой венчают молодых, именно ее вешают у детских кроваток.

Перед Казанской иконой Божьей Матери молятся об исцелении глазных и других болезней, о защите дома от беды и пожара, избавлении от вражеских нашествий, благословении молодоженов, рождении детей, семейном благополучии.

Божьей Матери молятся о помощи в трудные периоды жизни, во время уныния, депрессии или сильного горя.

Кроме того, православные верят, что искренние молитвы к Богородице, которая имеет возможность молить Своего Сына о каждом из людей, точно будут услышаны.

Чудеса Казанской иконы

Sputnik / Максим Богодвид

Крестный ход в честь праздника Казанской иконы Богоматери

Есть множество свидетельств об исцелении у Казанской иконы. С древности у чудотворного образа и его списков исцелялись незрячие.

  • В казанский храм пришла женщина со слепым ребенком на руках. Мать долго в слезах молилась перед чудотворным Образом Богородицы о прозрении ребенка. И вдруг, в какой-то момент, младенец начал руками трогать лицо матери. Тогда архиепископ повелел принести яблоко, которое младенец стал тут же хватать. Именно тогда все удостоверились, что ребенок прозрел чудесным образом перед иконой.
  • В Смутное время, 18 августа 1612, в день выступления ополчения к Москве, был отслужен молебен, по окончании которого резко переменился ветер: из сильного встречного стал сильнейшим попутным. Летопись сообщает, что от ветра в спину всадники еле держались в седлах. При сражении у стен Новодевичьего монастыря «крылатые гусары» Европы были разбиты и далеко отброшены от Москвы.
  • В Зимнем дворце произошел взрыв 5 февраля 1880. Из под обломков стали вытаскивать погибших и раненых. Там в солдатной караульной находилась икона Казанской Божией Матери. Оклад и стекло разбились, но икона была найдена без следов повреждения. 
  • В Великую отечественную войну в госпитале долгое время лежал раненный солдат Никифор Рудин, которому в живот попала разрывная пуля. Ранение было серьезное, и с каждым днем пациенту становилось все хуже. Перед операцией в больнице служили всенощную службу с Чудотворной иконой Божьей Матери. Солдат попросил медсестру поставить свечку и горячо за него помолиться. После этого произошло чудо — из раны пошли обильные выделения гноя, температура спала, боли стихли. После операции он окончательно исцелился.
  • Пожилая прихожанка Богородицкого женского монастыря пришла в храм помолиться перед операцией — она страдала от врожденного порока сердца. Она искренне молилась Богородице об исцелении. Той же ночью ей во сне явилась Дева Мария — она благословила больную и сказала, что все беды ее закончились. На обследовании выяснилось, что в операции нет необходимости, и женщина за короткое время полностью избавилась от болезни.

Церкви Казанской иконы Божией Матери

Sputnik / Максим Богодвид

Крестный ход в праздник Казанской иконы Божией Матери

Казанский собор на Красной площади
Самый знаменитый Казанский храм построен в первой половине XVIII века при царе Михаиле Федоровиче Романове. Собор много раз перестраивали, но он всегда оставался одним из самых главных храмов Москвы. Здесь хранился чудотворный список Казанской иконы, который перед этим помог народному ополчению во главе с Мининым и Пожарским изгнать поляков из Кремля.

В 1918-м чудотворная икона была украдена, а в 1936-м уничтожен сам храм.

какое-то время на ее месте был общественный туалет.

В 1990-1993 Казанский собор отстроили заново по сохранившимся фотографиям и рисункам. 

Казанский собор в Петербурге

Один из символов Петербурга начали строить в 1801-м в присутствии императора Александра I.

Казанский собор стал памятником победы русского народа в войне 1812 года.

В 1932-м храм закрыли, чуть позже здесь открылся музей религии и атеизма. Верующие смогли совершить литургию в соборе лишь в 1991-м.

святыня собора — чудотворная икона Казанской Пресвятой Богородицы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как окропить квартиру святой водой

Казанская церковь в Коломенском

Храм построен в первой половине XVII века.

святыня — икона Божией Матери Державная. Она явилась 15 марта 1917 в подвале Вознесенского храма в Коломенском в день отречения от престола Николая II. В советский период икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990-м образ передали в Казанскую Церковь в Коломенском.

В храме также есть список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

Казанская церковь в Казанском монастыре

Это место, где икона Казанской Божией Матери явилась в 1579-м девочке по имени Матрона. Почти сразу был заложен Богородицкий женский монастырь. 

При советской власти монастырь был закрыт. Восстановление святыни началось в 1994-м, а сама обитель с 2005-го стала мужской. В наши дни начали заново строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/society/20190714/1029364428/kazanskaya-ikona-bozhey-materi-chudesa.html

Дмитрий Пожарский и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади

Мало кто знает, что Дмитрий Пожарский, герой ополчения 1612 года после смуты и победы ополчения, пожертвовал деньги на строительство Собора, в который перенесли икону Казанской Божией Матери.

Обет Дмитрия Пожарского

Москва была освобождена от поляков 22 октября 1612 года в честь чего был организован крестный ход. Участники крестного хода торжественно внесли в город икону Казанской Божией Матери.

Князь Дмитрий Пожарский дал торжественный обет – построить храм в честь иконы Казанской Божией Матери, которая чудесным образом даровала победу русским воинам в борьбе с иностранными захватчиками.

История иконы Казанской Божией Матери

Обретение иконы датируется 1579 годом, когда сильный пожар превратил часть Казани и Казанский кремль в руины. Стрелец Даниил Онучин, чье жилье сильно пострадало от огня, сразу же начал отстраивать новый дом, и под слоем пепла обнаружил икону Божией Матери. По легенде Богородица трижды являлась во сне десятилетней дочке стрельца.

Божия Матерь просила девочку отыскать спрятанную икону. Вначале ребенку никто не поверил, но отправившись в указанное место, Даниил нашёл священный образ, завернутый в ткань.Помимо неимоверной красоты, икона оказалась чудотворной. Согласно свидетельствам, слепым она возвращала зрение, страдающие мигренью обретали успокоение от головных болей.

Тогда же было решено сделать копию образа и послать его ко двору московского царя Ивана Грозного с приложением подробных описаний истории появления и произведенных чудес. Государь был настолько очарован рассказанным, что приказал на месте приобретения иконы построить девичий монастырь.

Туда же было велено доставить для сохранения чудодейственный лик.

Список Казанской иконы Божией Матери был передан князю Димитрию казанцами, присоединившимися к ополчению. Это произошло уже в 1611 году. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

Казанская икона Божией матери

С иконой Казанской Божией Матери связывают освобождение Москвы от захвативших город поляков в 1612 году. Победы русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном в 1812 году также связывают с ее помощью.

Есть свидетельства о помощи иконы и во время Великой Отечественной войны. Согласно историческим документам икона Казанской Божией Матери была доставлена в окруженный фашистами Ленинград. Здесь ее пронесли по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву – и немцы были разгромлены. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией.

Первый храм Казанской иконы Божией Матери

Первый храм, построенный по обету князя Пожарского, был деревянным. Князь Дмитрий Пожарский, после победы над интервентами, выделил средства на строительство деревянного храма. Собор освятил патриарх Филарет в октябре 1625-го .

Освящен он был в честь Казанской иконы-помощницы для русских воинов, главной святыни второго народного ополчения. С момента открытия к собору устраивались крестные ходы: в день обретения иконы в Казани — 8 июля, и в день взятия Китай-города — 22 октября.

Деревянный храм простоял до пожара 1630 года.

Каменный храм Казанской иконы Божией Матери

После пожара, на месте деревянного храма в 1632 г. возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова и на средства царского семейства Романовых. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. построенный, был освящен
Освящение главного престола Казанского Собора произошло в 1636 году.

Год спустя был устроен Северный его придел во имя равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, день памяти которого – 22 октября – ознаменовался освобождением Китай-города. 3 октября 1647 года состоялось освящение Южного придела во имя святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского.

Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона — фельдмаршал Михаил Кутузов.

Реконструкция Собора

Собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1805, 1825, 1865 гг.

Казанский собор Москва. (Нач. XX века.)

В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек.

В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной.

В 1920-е гг. собор некоторое время был захвачен обновленцами. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.

В 1920-е гг. собор некоторое время был захвачен обновленцами. В 1923 г.на средства прихода была начата реставрация Собора под руководством известного архитектора П.Д Барановского. Перед ее началом П.Д. Барановский успел сделать обмеры храма. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор по ходатайству сотрудников Государственного Исторического музея закрыт.

Летом 1936 года Казанский храм был разобран.

Восстановление Казанского собора

Во второй половине 1980-х годов среди жителей столицы возникло движение за восстановление Собора Казанской Божией Матери на Красной площади. 5 июня 1990 года Исполком Моссовета принял решение о восстановлении храма.

4 ноября этого же года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском Соборе Кремля, многолюдный крестный ход во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви направился к месту будущего строительства.

Его Святейшество освятил закладной камень, заложил капсулу и освятил крест, установленный на месте строительства храма. В дар храму он передал Казанскую икону Божией Матери, которая ныне находится в местном ряду главного иконостаса.

в 1990 -93 гг. на средства мэрии Москвы началось воссоздание православного памятника по исследованиям историка С. А. Смирнова и обмерным размерам П. Д. Барановского. Авторы проекта: Журин и Мокеев. Финансированеи строительства в оснвоном велось на народные пожертвования.

Заново возведенный на средства, собранные всей православной Россией, этот храм явился зримым свидетельством пробуждения исторической памяти нашего народа. 4 ноября 1993 года Святейший Патриарх Алексий II освятил возрожденный Казанский Собор. Роспись была начата в ноябре 1996 года и производилась в строгом соответствии с описанием исторического облика Собора.

Собор Казанской Божией Матери на Красной площади был воссоздан в первоначальных формах как «памятник воинской славы» в 1993г. на народные пожертвования.

Литература

  1. Историческая записка о Московском Казанском соборе, составленная в 1860-х гг. прот. А. И. Невоструевым // Памятники Отечества: Ил. альм. ВООПИиК.. — М., 1997. — № 37. — С. 24—34. — ISSN 0207—2203.
  2. Беляев Л. А., Павлович Г. А. Казанский собор на Красной площади. — Центр Восточнохристианской Культуры. — М: «Бизнес МН», 1993. — 98 с. — (Архитектура православного храма). — 5000 экз. ISBN 5-87343-050

Источник: http://a-minin.ru/sobor-kazanskiy-pozharskiy/

Храмы и соборы Московского Кремля

Московский Кремль сам по себе известен во всем мире, но отдельную его достопримечательность составляют церкви и соборы, размещенные на его территории и подле него.

Всего таких сооружений 8, хотя было значительно больше — но некоторые были снесены ещё до революции, когда планировалась постройка других зданий, например, Большого Кремлёвского дворца, а некоторые были уничтожены уже в процессе построения коммунизма, причём уничтожены довольно бесцельно. Очень сильно соборы московского кремля пострадали и от французов, которые целенаправленно грабили богатые алтари и даже захоронения. Но речь сейчас не о превратностях истории, а о том, какие церкви здесь находятся. Итак, всего их 8.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного, он же Покровский собор — одно из самых узнаваемых зданий мира. Собор с двумя пределами (Рождества Святой Богородицы и Василия Блаженного) представляет собой восхитительное скульптурное сооружение с фигурными главами в количестве 11 штук, каждая из которых украшена своим особенным узором.

Собор был возведен к 1561 году, а вот имена мастеров до сих пор точно не установлены. Согласно одной версии, авторство принадлежало Николаю Постнику, известному как Барма, по другой Постник и Барма работали вдвоём.

Но если легенда о том, что архитекторы были ослеплены после создания храма, правдива, то над собором работали другие люди.

Так или иначе, собор был построен, а впоследствии совершенствовался и ремонтировался после многочисленных пожаров и нападений.

Надо отметить, что советская власть, признавая мастерство зодчих, сделала его культурным наследием, хотя другие церкви имели совсем другую судьбу, благодаря чему в 90-х годах храм не только имел практически нетронутый вид, но и смог возобновить богослужения.

Кроме того, там остался филиал Государственного исторического музея. Как и Кремль, собор Василия Блаженного стал одним из символов Москвы.

Как и остальные церкви, он был построен на месте деревянного храма. Его строительство было оплачено князем Иваном Калитой, который дал обет возвести каменный храм, если Россия будет спасена от голода (за год до этого случился неурожай ржи). Алевиз Фрязин, итальянский архитектор в 1505 году начал сооружение нового каменного собора, который получил пять глав и был украшен иконописью Федора Зубова и других известных живописцев.

Но более всего Архангельский собор был известен благодаря захоронениям князей и царей всея Руси, которых здесь более сотни, и первым там был похоронён сам Иван Калита. Сейчас там проводятся богослужения.

Благовещенский собор

Изначально был трехкупольным, но разрушения после одного из пожаров привели к тому, что собор был восстановлен уже с пятью куполами. Особо известен уникальной росписью, выполненной сыном иконописца Дионисия Феодосием, а в иконостасе сохранились образа Андрея Рублева и Феофана Грека. Был возведен в 1489 году, служил домовой церковью (т.е. церковью, к которой было принято ходить ”от дома”) царских семей.

Успенский собор

С начала XVI века на месте, где сейчас находится Успенский собор, стояли храмы. Первый Успенский собор, как и Кремль, был деревянным, второй, построенный в XIV веке, из белого камня (тоже как весь Кремль, но это был первый каменный храм на Руси).

И уже нынешний Успенский собор был построен к 1479 году. Из святынь в нем сохранились Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Часть святынь была утеряна во время войны с Наполеоном.

Также здесь находится небольшой некрополь, в котором похоронены служители церкви (практика таких захоронений была практически полностью остановлена после эпидемии чумы).

Колокольня Ивана Великого

На колокольне Ивана Великого, возводимой с 1505 по 1508 года Боном Фрязиным, из семейства знаменитых итальянских архитекторов, 34 колокола. Спустя без малого 30 лет Петрок Малый, русский зодчий, пристроил к ней звонницу, ещё спустя 100 лет — Филаретова пристройка. У каждого из колоколов, находящихся здесь, своё имя — Успенский (он же Царь-колокол), Ревун, Медведь, Лебедь и другие.

Кроме того, на колокольне возвышается восьмиконечный позолоченный крест, который водружён вместо разбитого французами. Историки свидетельствуют, что Наполеона отговаривали снимать этот крест, и, когда тот настоял на своем, люди, которым было приказано это сделать, были атакованы стаей ворон, которые мешали мародёрам. А колокол Ревун печально известен тем, что однажды он сорвался и пробил в колокольне пол, из-за чего погибло несколько человек.

Верхоспасский собор

Этот собор отличается интересным архитектурным решением — его можно назвать одиннадцатиглавым, хотя эти главки появились в результате объединения двух храмовых групп. В эти группы входили церкви Екатерины и Евдокии (храма Гроба Господня) и церкви Иоанна Предтечи и Распятского храма. Был включен в композицию Большого Кремлёвского дворца, однако сейчас ведутся работы по его возвращению в отдельный ансамбль.

Церковь Двенадцати Апостолов

Церковь Двенадцати Апостолов была построена в XVII веке Баженом Огурцовым и Антипом Константиновым, русскими зодчими (если быть точными, то в 1635-1656 гг.), Возле церкви находится Патриарший дворец, где впоследствии расположили Синод, — это было одно из самых роскошных зданий России как по наружному виду, так и по внутреннему убранству. Сейчас Патриарший дворец является музеем, а церковь открыта для верующих.

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Построен псковскими мастерами в конце XV века, после чего стал домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Одноглавый храм считается одним из красивейших зданий Москвы, выполненных с большим архитектурным искусством. Надо заметить, что значительных святынь в нем не хранилось (а главной ценностью считается иконостас кисти Назария Истомина), но здесь решались многие церковные и политические вопросы того времени. Впоследствии храм получил прямой ход к царским покоям.

Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская

Источник: https://rusmystery.ru/xramy-i-sobory-moskovskogo-kremlya/

Казанский собор

Официальное название: Собор Казанской иконы Божией Матери

Адрес: Казанская площадь, дом 2

Годы постройки: 1801 — 1811

Архитектор: Воронихин А. Н.

Стиль: Ампир

Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

 Икона Казанской Божьей матери впервые была явлена в 1552 году при взятии Казани. Поскольку явилась она именно воинам, бравшим Казань, к ней обращались в самые трагические дни истории России: в дни наполеоновского нашествия и в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны.

В 1612 году с этой иконой народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского освобождало страну от поляков. В 1613 году на русский престол был избран Михаил Федорович – основоположник рода Романовых на русском престоле. Икона Казанской Богоматери становится семейной реликвией царского дома.

В 1710 году Петр I, «следуя обычаю православных царей», повелевает перенести икону Казанской Божьей Матери из Москвы в Петербург, «в благословение новому городу». Икона была помещена в деревянную часовню, построенную в том же году на месте нынешнего фонтана перед Казанским собором.

Эта икона является списком с чудотворной Казанской иконы Божьей матери, оригинал которой был похищен из Богородицкого собора Казани в 1904 году и безвозвратно утрачен.

В 1737 году, при императрице Анне Иоанновне вместо часовни возводится каменная церковь Рождества Богородицы. Невский проспект в это время еще не был главной улицей города и был застроен в основном двухэтажными домами и церковь с многоярусной колокольней со шпилем являлась заметным его украшением.

Во второй половине XVIII века роль этой магистрали начинает меняться, и к концу столетия ветшающая церковь уже не соответствует новому назначению Невского проспекта, как главной улицы Санкт-Петербурга. Император Павел I принял решение построить на месте церкви новый кафедральный собор.

Павел хотел, чтобы главный храм Петербурга был похож на собор святого Петра и немного — на Санта Мариа ди Маджоре в Риме. Понравился императору проект молодого архитектора Воронихина, бывшего крепостного графа Строганова, которому принадлежала земля, на которой планировалось возвести храм.

Трудность постройки любого православного храма на Невском проспекте состояла в том, что проспект тянется с запада на восток, а православная традиция требует, чтобы с западной стороны находился вход, а с восточной — алтарь.

Воронихину удалось решить обе проблемы с помощью колоннады, которая позволила придать боковой части собора парадный вид и добиться частичного сходства с собором Святого Петра. Несмотря на некоторое сходство, очень велико и отличие.

Если римские колоннады, описывая полный овал, образуют замкнутую площадь, то воронихинская, раскрытая к Невскому проспекту, стала не только главным звеном архитектурного ансамбля, но и смысловым центром всего окружающего пространства. Полностью проект собора осуществлен не был. По проекту Воронихина еще одна такая же колоннада должна была украсить южный фасад.

Не было закончено и внешнее скульптурное оформление храма. Мощные каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обеим сторонам колоннады, предназначались для фигур двух архангелов. До 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии, которые так и не были заменены бронзовыми.

Непосредственное участие в строительстве Казанского собора принимал член Государственного совета, президент Академии художеств граф Александр Сергеевич Строганов, который очень гордился тем, что собор выстроен силами коренных россиян и из собственных (добытых на территории России) строительных материалов. Чуть ли не до самой своей смерти он ежедневно поднимался на леса осматривать постройку.

Задолго до кончины графа в народе появилось поверье, что он «немногими днями переживет освящение храма». По воспоминаниям современников он и сам верил этим предсказаниям. После окончания первой службы в соборе он будто бы подошел к митрополиту со словами: «Ныне отпущаеши раба своего, Владыка, с миром».

Скончался Строганов в 1811 году через двенадцать дней после освящения Казанского собора (справедливости ради стоит отметить, что было графу Строганову к этому времени уже 78 лет). 

Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.

В результате войны 1812 года храм превратился в хранилище реликвий победоносной войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от городов, личный жезл маршала Даву. В 1813 году было решено похоронить под сводами Казанского собора национального героя, победителя Наполеона и освободителя России Михаила Илларионовича Кутузова, неожиданно скончавшегося 16 апреля 1813 года в прусском городе Брунцлау.

В 1837 году в честь двадцатипятилетия победы над Наполеоном перед Казанским собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные по моделям скульптора Орлова. Эти памятники так органично вписались в архитектурный ансамбль, что кажутся включенными в первоначальный проект Воронихина.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в городе Ярославль

С памятниками у Казанского собора связано поверье времен Великой Отечественной войны. Говорили, что пока бомба или снаряд не заденет памятники русским полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю, врагу в городе не бывать.

Памятники полководцам всю блокаду простояли открытыми и ни один осколок снаряда их не коснулся.

В 30-е годы ХХ века собор был закрыт, в нем находился Музей истории религии и атеизма, ставший со временем уникальным даже в мировом масштабе собранием предметов культа. Богослужения возобновились в Казанском соборе в 1991 году в левом приделе. Полностью храм был возрожден в 1998 году. С 2000 года он стал кафедральным собором Санкт-Петербурга.

Собственно храм имеет сравнительно небольшой объем. Воронихин первым претворил в жизнь новые принципы организации пространства, дал пример первого ансамблевого решения, благодаря колоннаде, которая прикрывает объем собора. Входы в собор акцентированы шестиколонными портиками с широкими ступенями, по всему фасаду идет мощный аттик, скрывающий кровлю. Фасады украшены рельефами и крупными скульптурами. Легкий купол барабана подчеркивает центр всего ансамбля.

Внутреннее пространство собора разделено на три нефа двухрядными колоннадами красного полированного гранита. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом, а боковые — кессонами. Огромные окна делают интерьер похожим на дворцовый зал, наполняя обширное пространство светом. Этой светоносности способствуют и гранит колонн, и мраморный мозаичный пол.

В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые скульптуры Святых князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Скульптурный декор интерьеров почти не сохранился и был заменен росписями. В 1804 – 1807 годах были были выполнены рельефы (среди них «Медный змий» и «Источение воды из камня Моисеем в пустыне»).

Очень интересны и двери собора – копии с дверей флорентийского баптистерия XV века мастера Лоренцо Гиберти, на которых изображены 10 бронзовых рельефов.

Интересен был иконостас главного придела собора: в 1834—1836 годах он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

Казанский собор на карте

Источник: https://guida-spb.com/kazanskij-sobor.html

Храм Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (храм Василия Блаженного) — яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.

Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием.

В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого,  Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

Архитектура

Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду.

Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной — придел в честь Василия Блаженного.

Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.

Высота собора составляет 65 метров.

В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один — над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) — над колокольней.

Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим.

По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 — 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.

Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

История Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи Алевизова рва, который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного — в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца.

Василий Блаженный — легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей.

Существует версия, что легендарные Барма и Постник — один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения.

Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.

Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.

Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке.

В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие.

По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.

По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.

В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.

В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану.

С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея.

Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

После распада Советского Союза — с 1991 года — здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих — Барму и Постника, — чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание.

Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми — Иваном Бармой и Постником Яковлевым — или это был один человек — Постник Яковлев по прозвищу Барма.

Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён — если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного «зашифрован» образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций.

Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн.

Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: «Лазарь, поставь на место!» — и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного — одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов.

Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России — и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях.

Если где-то говорят или пишут о Москве и России — слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Источник: http://mosprogulka.ru/places/hram_vasilija_blazhennogo

Феодоровский собор с крепостной стеной на улице Миргородской

В центре Санкт-Петербурга, недалеко от Московского вокзала Вы неожиданно встретите старинный величественный храм. Это Феодоровский собор, построенный в стиле допетровской эпохи. Несмотря на кажущуюся старину, храм был возведен сравнительно недавно — в 1913 году, к 300-летнему юбилею царствования Дома Романовых. В начале 20-го века был модным древнерусский стиль. Позже этот стиль стали называть неорусским или псевдорусским.

Рядом с храмом Вы увидите крепостную стену из красного кирпича, с башенками и арками, напоминающую стену Московского Кремля.

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге интересен тем, что он строился в начале XX века, а внешний вид его, как и было задумано, соответствовал стилю времен царствования Михаила Романова.

К 300-летию Дома Романовых готовились задолго до его наступления и одним из предложений было построить собор, напоминающий храмы первой половины XVII века, когда на престол взошел первый представитель семейства Романовых – Михаил Фёдорович.

Храм пятиглавый, с куполами, покрытыми золоченной медью. Его внушительные размеры впечатляют: площадь – 350 кв. метров, высота – 48 метров, а вместимость – 3500 человек (1500 в нижнем храме и 2000 – в верхнем).

Строительство велось с размахом, так на колокольню было поднято 11 колоколов, 9 из них — с именами членов царской семьи. Один из колоколов «Михаил-Николай» имел вес почти 9 тонн.

Стены церковного здания были покрыты белым камнем, при оформлении фасадов использовалась резьба и красочные изразцы. Главным украшением фасада со стороны парадного входа стало майоликовое панно размером 4,24 на 12,76 метра, выполненное по эскизу художника Сергея Васильевича Чехонина. На нем изображен Успенский собор Москвы, Божья Мать и родословное древо Романовых.

К сожалению, в годы преследования церкви эта замечательная керамика была полностью уничтожена, не сохранилось ни одного ее фрагмента. Благодаря сохранившемуся эскизу и фотографиям панно было заново создано в 2011-2012 годах.

Из истории

На территории, где в настоящее время расположен Феодоровский собор, во второй половине XIX века находилось подворье Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии. Здесь, по инициативе Александра III, было решено построить храм.

По результатам конкурса был выбран проект русского архитектора Семена Кричинского.

Средства на строительство собирали по всей России, свои пожертвования внесли самые разные организации и многие частные лица, всего было пожертвовано более 500 тысяч рублей.

Храм заложен в 1911 году, основные работы продолжались более трех лет, Дом причта был построен в 1915-1916 годах.

Главный придел верхнего храма освящен в 1914 году в честь Феодоровской иконы Божией Матери, главный придел нижнего храма посвящен Александру Невскому, покровителю императора Александра III (освящение предположительно прошло в 1920 году).

Приход существовал до 1932 года, пока советские чиновники не придумали разместить в храме базу объединения «Союзмолоко». Здание перестроили, купола снесли, а в подвале была устроена настоящая помойная яма. В 1972 году к визиту президента США Никсона с крыши изуродованного здания были убраны и барабаны, в итоге храм стал похожим на кубик.

Восстановление Феодоровский собора

В 1992 году было принято решение о возвращении храма Санкт-Петербургской епархии, но только через 12 лет Феодоровский собор был передан прихожанам.

Рядом с собором был построен, а в 1998 году освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. В этой часовне, созданной также в допетровском стиле, проходили богослужения в период восстановления Феодоровский собора. Белые стены, купол в виде золотой луковки делают ее похожей на церкви первой половины XVII века.

Оформлением нижнего храма Феодоровский собора руководил художник-иконописец, теоретик церковного искусства, Лауреат Государственной премии России иконописец архимандрит Зинон.

В ходе реставрации здания нижний храм оформили в стиле новгородских церквей XIII века – с белокаменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и каменной сенью (навесом) над ним.

Благодаря светлым стенам верхнего храма, высоким окнам и отсутствию колонн в средней его части, он выглядит просторным и, словно, наполнен светом. Мраморный пол имеет шахматный рисунок, а в центре выложена розетка.

Южный придел верхнего храма в наше время посвящен святым Царственным страстотерпцам, а северный — святым Новомученикам и Исповедникам Российским.

Феодоровский собор с крепостной стеной на ул. Миргородской – это храм-памятник династии Романовых, напоминающий кусочек Москвы и символизирующий объединение русских земель под властью Дома Романовых после смутных времен 1598 — 1613 годов.

По замыслу архитектора Семена Кричинского, вокруг храма планировалось возвести целый комплекс зданий, своего рода уголок Святой Руси. Однако, были построены только Феодоровский собор, звонница и часовня, граненая башня и Дом причта. В настоящее время крепостная стена отделяет храм от жилого комплекса «Царская столица».

Виртуальные прогулки

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21597.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотитвослов