Что такое рукоположение в церкви

Церковные звания по возрастанию, церковные чины :

Что такое рукоположение в церкви

Священство Русской Православной Церкви подразделяется на три степени, установленные ещё святыми апостолами: диаконов, священников и епископов. Первые две включают в себя как священнослужителей, принадлежащих к белому (женатому) духовенству, так и чёрному (монашествующему). В последнюю, третью степень возводятся только лица, принявшие монашеский постриг. Соответственно этому порядку установлены все церковные звания и должности у православных христиан.

Церковная иерархия, пришедшая из ветхозаветных времён

Порядок, в соответствии с которым церковные звания у православных христиан делятся на три различные степени, восходит к ветхозаветным временам. Происходит это в силу религиозной преемственности. Из Священного Писания известно, что примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова основоположником иудаизма пророком Моисеем были избраны для богослужения особые люди – первосвященники, священники и левиты. Именно с ними связаны наши современные церковные звания и должности.

Первым из числа первосвященников был брат Моисея – Аарон, а священниками стали его сыновья, руководившие всеми богослужениями. Но, для того чтобы совершать многочисленные жертвоприношения, которые были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, были необходимы помощники. Ими стали левиты – потомки Левия, сына праотца Якова. Эти три категории священнослужителей ветхозаветной эпохи стали основой, на которой в наши дни строятся все церковные звания православной церкви.

Низшая ступень священства

Рассматривая церковные звания по возрастанию, следует начать с диаконов. Это низший священнический чин, при рукоположении в который обретается Божья Благодать, необходимая для выполнения той роли, которая отводится им при богослужении. Диакон не имеет права самостоятельно проводить церковные службы и совершать таинства, а обязан лишь помогать священнику. Монах, рукоположенный во диакона, именуется иеродиаконом.

Диаконы, прослужившие достаточно длительный период времени и хорошо себя зарекомендовавшие, получают в белом духовенстве звание протодьяконов (старших диаконов), а в чёрном – архидиаконов. Привилегией последних является право служить при архиерее.

Следует заметить, что все церковные службы в наши дни построены таким образом, что при отсутствии диаконов они без особого труда могут выполняться иереями или епископами. Поэтому участие диакона в богослужении, не будучи обязательным, является, скорее, его украшением, чем неотъемлемой частью. Как следствие ― в отдельных приходах, где ощущаются серьёзные материальные трудности, эту штатную единицу сокращают.

Вторая ступень священнической иерархии

Рассматривая далее церковные звания по возрастанию, следует остановиться на священниках. Обладатели этого сана именуются также пресвитерами (по-гречески «старец»), или иереями, а в монашестве иеромонахами. По сравнению с диаконами это более высокий уровень священства. Соответственно, и при рукоположении в него обретается большая степень Благодати Святого Духа.

С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.

За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и почётным званием. Именно из архимандритов формируется епископат.

Архиереи православной церкви

Далее, перечисляя церковные звания по возрастанию, необходимо уделить особое внимание высшей группе иерархов – епископам. Они относятся к категории священнослужителей, именуемых архиереями, то есть начальниками иереев. Получившие при рукоположении наибольшую степень Благодати Святого Духа, они имеют право совершать все без исключения церковные таинства. Им даётся право не только самим проводить любые церковные службы, но и рукополагать во священство диаконов.

Согласно церковному Уставу, все епископы обладают равной степенью священства, при этом наиболее заслуженные из них именуются архиепископами. Особую группу составляют столичные епископы, называемые митрополитами.

Это название произошло от греческого слова «митрополия», что значит «столица». В тех случаях, когда в помощь одному епископу, занимающему какую-либо высокую должность, назначается другой, он носит звание викария, то есть заместителя.

Епископ ставится во главе приходов целой области, называемой в этом случае епархией.

Предстоятель православной церкви

И наконец, высшим чином церковной иерархии является патриарх. Он избирается Архиерейским Собором и вместе со Священным Синодом осуществляет руководство всей поместной церковью. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, сан патриарха является пожизненным, однако в отдельных случаях архиерейскому суду даётся право суда над ним, низложения и решения вопроса о его уходе на покой.

В тех случаях, когда патриаршая кафедра вакантна, Священным Синодом избирается из числа его постоянных членов местоблюститель, выполняющий функции патриарха до его законного избрания.

Церковнослужители, не имеющие Благодати Божьей

Упомянув все церковные звания по возрастанию и вернувшись к самому основанию иерархической лестницы, следует отметить, что в церкви, кроме священнослужителей, то есть духовных лиц, прошедших таинство рукоположения и сподобившихся обрести Благодать Святого Духа, имеется ещё низшая категория – церковнослужители. К ним относятся иподиаконы, псаломщики и пономари. Несмотря на своё церковное служение, священниками они не являются и на вакантные места принимаются без рукоположения, а только по благословению епископа или протоиерея – настоятеля прихода.

В обязанности псаломщика входит чтение и пение во время церковных служб и при исполнении священником треб. Пономарю доверяется созывать прихожан колокольным звоном в церковь к началу богослужений, следить за тем, чтобы были возжены свечи в храме, в случае необходимости помогать псаломщику и подавать кадило священнику или диакону.

Иподиаконы также принимают участие в богослужениях, но только вместе с архиереями. Их обязанности состоят в том, чтобы помогать владыке облачаться перед началом службы и, если необходимо, менять облачение в её процессе. Кроме того, иподиакон подаёт архиерею светильники – дикирий и трикирий – для благословения молящихся в храме.

Наследие святых апостолов

Мы рассмотрели все церковные звания по возрастанию. В России и у иных православных народов эти чины несут на себе благословение святых апостолов – учеников и последователей Иисуса Христа. Именно они, став основателями земной Церкви, установили существующий порядок церковной иерархии, взяв в качестве образца пример ветхозаветных времён.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-cerkovnye-zvaniya-po-vozrastaniyu-cerkovnye-chiny.html

Рукоположение — это: описание, таинство, препятствия

Что такое рукоположение в церкви

Православие – это древняя религия со своими обычаями. Важной частью ее обрядов являются церковные таинства. Шесть из них в обязательном порядке должен пройти каждый православный.

К ним относится крещение, через него человек делается членом церковного сообщества. Миропомазание путем нанесения на тело верующего святого мира направляет его к духовному росту и самосовершенствованию.

Покаяние освобождает от грехов, причастие примиряет и соединяет с Господом, соборование дарует исцеление от недугов.

Обязательным для всех истинно верующих православных, желающих вступить в брак, является также обряд венчания. Седьмое из церковных таинств предназначено не для всех, но при этом тем более считается ответственным и важным. Рукоположение – это церковная процедура, проводимая при посвящении человека в духовный сан.

Происхождение и значение термина

В самом слове «рукоположение» содержится видимый смысл всего обряда, так как он осуществляется путем возложения епископом рук на голову человека, желающего принять духовный сан. При этом читаются особые, соответствующие данному моменту, молитвы. Такой обычай имеет древние корни и заведен еще со времен Апостолов. Согласно учению христиан, через него, как считается, передается особая энергия – Божественный огонь, благодать Святого Духа.

Рукоположение – это действие, символизирующее церковное преемство. Апостолы получили свою власть и права (священство) от Христа, а далее передали их указанным образом своим последователям. Подобный ритуал у православных христиан принято именовать также хиротонией.

Варианты таинства

Рукоположение в сан принято разделять на три вида. Первое из них – диаконское. Вторым – является иерейская хиротония, которая также называется священнической. Третий вид – епископское посвящение. Наименование каждого вида указывает на то, в какой духовный сан производится лицо, над которым обряд совершается. В РПЦ считается, что первые два вида процедуры, то есть рукоположение иерея или дьякона, осуществлены могут быть одним лицом, лишь бы только оно имело сан епархиального епископа.

Для совершения третьего обряда требуется несколько священнослужителей такого сана – собор архиереев. Обычно ими руководит патриарх или, назначенный им, заслуженный митрополит. По окончании рукополагаемый облачается в одежды, соответствующие его новому сану.

Как проводится обряд

Процедура по обычаю совершается в момент проведения божественной литургии и происходит на алтаре храма. Во время нее поются хором соответствующие данному торжественному случаю молитвенные песнопения. При этом лицо, посвящаемое в сан, обходит по кругу святой престол три раза, далее опускаясь с правой стороны перед ним на колени. А епископ или собор архиереев совершает положенный ритуал.

Согласно законам православия, хиротония для иерея и епископа может быть совершена в любой из дней, когда проводится полная литургия с так называемым евхаристическим каноном. Рукоположение в дьяконы разрешено осуществлять также на литургии преждеосвященных Даров. Но в каждый из дней сан должен принимать только один человек.

Препятствия

Существует ряд органический для совершения данного таинства. Прежде всего оно проводится только для мужской половины православного население. При этом данное лицо должно либо, согласно монашеским обетам, отречься от всего мирского, либо, не будучи монахом, иметь определенное семейное положение – состоять обязательно в первом браке, заключенном в соответствие с церковными традициями.

Есть и другие препятствия к рукоположению, другими словами – обстоятельства, не позволяющие принять посредством указанного обряда священный сан. Это возрастные органические, состояние здоровья и физические недостатки, которые затрудняют данному конкретному лицу выполнение возложенных на него обязанностей.

И несомненными и очень большими препятствиями служат: недостаток веры, отсутствие опыта и знаний, нравственные пороки, испорченная общественная репутация. Также обряд хиротонии не может проводиться, если человек, помимо церковных, отягощен какими-либо другими обязательствами, и прежде всего – государственными.

Кто дает разрешение к таинству

Посвящения первых двух видов совершаются для лиц, уже прошедших низшие ступени церковного клира. К таковым относятся: иподиаконы, свещеносцы (певцы церковного хора), чтецы.

Решение по поводу принятия определенным человеком духовного сана и возможности допущения к обряду рукоположения в священники принимает архиерей, то есть духовное лицо, находящееся в священнической иерархии на самой высокой ступени. Это может быть патриарх, экзарх, митрополит, архиепископ, епископ. Также таковых в состоянии заменить специальный экзаменатор, ими назначенный. Он может получить нужные сведения от прихожан и почерпнуть их в беседе с претендентом.

И на основе всего этого выносит свое решение. Но окончательное слово остается за епархиальным архиереем. Часть препятствий на пути к рукоположению может быть устранена обрядом крещение (если таковое ранее не проводилось) и другими церковными таинствами. Но особенно важными причинами для отказа могут послужить недостатки нравственного характера.

Рукоположение в епископы

Обряд посвящения в епископы с глубокой древности считался крайне ответственным и важным и становился возможным только для служителей пресвитерского достоинства, то есть для лиц, находящихся на второй ступени церковной иерархии. В старину избрание и утверждение нового епископа осуществлялось всеми епископами и народом, которые должны были, посовещавшись, решить, что он достоин.

В настоящее время кандидатуру его предлагают и рассматривают Священный Синод и патриархи. А в день перед посвящением новоизбранный епископ проходит испытание, по окончании которого и совершается обряд хиротонии, а народ благословляет новопосвященного.

Внутренняя сторона обряда

Христиане полагают, что помимо видимой стороны, таинство рукоположения обладает и внутренней, то есть невидимой для простых смертных сутью. Православные верят, что данная сторона обряда состоит в обретении особой благодати Святого Духа. Подтверждение указанной точке зрения можно найти в Библии, в той части ее где повествуется о деяниях Апостолов – учеников, верных делу Иисуса Христа. Там же говорится о том, что подобный обряд установлен самим Господом.

Как утверждают строчки Нового Завета, Дух Святой был ниспослан на своих благодарных последователей в день Пятидесятницы. И с тех пор этот Божественный огонь действует во всех рукоположенных правильным образом священнослужителях, наставляя их, давая возможность исцелять людей духовно и телесно, передаваясь от посвященного лица к посвященному лицу, от епископа к епископу.

И, следовательно, преломлять священные хлеба, проводить венчания и панихиды, выслушивать исповеди и отпускать грехи может лишь человек рукоположенный правильным образом, то есть ставший приемником Апостолов, а значит и самого Иисуса.

Католическое таинство

Католичество является, как известно, одной из древних ветвей христианства. Церковные служители – приверженцы этого направления, так считается, получили благословение на свою деятельность еще от самих Апостолов. А значит все священники католических церквей тоже с уважением и верой принимают апостольскую преемственность, считаясь ее наследниками. Католики верят, что за многие века существования христианства, она не прерывалась.

Однако взгляды на рукоположение в церкви у представителей двух религиозных течений, католичества и православия, отличаются между собой. К примеру, в дьяконы у католиков не могут посвящаться лица, вступившие в брак, пусть даже он является первым и освященным церковью. Но, вместе с тем, обряд для епископов у них оказывается более упрощенным, ведь совершить его может даже один епископ, в то время, как согласно канонам, чтимым в православии, их должно быть не менее двух или трех.

О преемственности в протестантстве

Сложнее дело с апостольской преемственностью состоит в протестантстве. Это относительно молодое религиозное направление в христианстве.

Оно возникло в Европе лишь только в XVI столетии, как оппозиция католицизму, и потому, по мнению более древних направлений, отошло от истинных канонов христианства, не получив положенного благословения от последователей Христа.

А, следовательно, рукоположение в священники не является обрядом передачи Божественной благодати от епископа к епископу, как это было установлено изначально. Это дает повод противникам этого направления утверждать, что приверженцы этой религии не являются наследниками Апостолов, а значит и Иисуса Христа.

Протестанты отрицают подобные нападки, приводя аргументы о том, что трудно по истечении более двух тысяч лет однозначно утверждать, что преемственность через рукоположение у католиков и православных на каком-либо этапе не была прервана. А достоверность записей об этой, имеющихся в религиозных архивах, может быть подвергнута большим сомнениям. Тем более невозможно судить о том: являлись ли все рукополагаемые действительно достойными.

Из истории

Вообще рукоположение – это действие, которое даже вне религиозного контекста в обычном человеческом общении является довольно распространенным. Но ему издревле во многих случаях принято было предавать сакральный смысл.

Считалось, что лицо, возлагающее руки на другого, способно передать ему не только благословение, но и духовную силу, власть, великое предназначение для религиозного служения или грандиозной цели.

Еще до появления христианства рукоположение и обряды с ними связанные имели место во многих религиях, в том числе и в иудаизме, чему свидетельством являются многочисленные эпизоды Ветхого завета. По всему выходит, что христианство, вышедшее из иудаизма, лишь только переняло данный обычай у более древних предшественников.

Ярким библейским примером вышеуказанному является то, как Господь дает указание Моисею, чтобы он перед еврейским народом возложил руки на Иисуса Навина, таким образом дав частицу от своей власти и славы, духа премудрости, чтобы все сообщество уважало его и слушалось.

Наложением рук благословляли детей своих и преемников Иосиф и Иаков, а также многие другие библейские герои. Не говоря о том уже, что из Нового Завета известно, что сам Иисус Христос исцелял наложением рук, передавая тем самым часть своей силы.

Не удивительно, что издревле видели в данном действии особый знак.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где построен Успенский собор

Рукоположение в иудаизме

Обряд рукоположения в иудаизме носил название «смиха». Также само слово и переводится с еврейского языка. Таким образом в древности передавали раввинам не только религиозные, но и юридические полномочия, то есть право производить суд, решать финансовые вопросы, влиять своим авторитетом на судьбы людей. То есть получалось, что рукоположение – это одобрение на определенный ответственный род деятельности. Считалось что, когда заседают судьи, Бог незримо присутствует среди них.

Древние полагали, что человек, принимающий рукоположение, должен обладать правдивость, богобоязненностью, мудростью, ненавидеть корысть и обладать хорошим образованием. Сам обряд смихи сопровождался праздничной церемонией. А виновник торжества обращался к народу с торжественной речью и получал в ответ поздравление с рукоположением.

Рукоположение женщин

В иудаизме, как и в православии, женщина и не имела право проходить через обряд рукоположения и принимать священный сан. Таковы вековые традиции. Женщина не могла вести богослужение, быть раввином и судьей.

Но во второй половине прошлого столетия подобный вопрос не просто стал пересматриваться, но и приобретать постепенно крайне важное значение. Все больше высказывались мнения, что сама Библия не дает на этот счет каких-то особых указаний.

В то время как религиозные обычаи формировались нередко под влиянием предрассудков и предубеждений. Христианство и его обычаи приживались в мире, где витала атмосфера бесправия и угнетения женщин.

А исторические условия только усугубляли их незавидное положение.

Но современная церковь пытается правильно переоценить старые традиции. Все больше учащаются случаи, когда женщины рукополагаются в протестантских церквях. А католики и православные ведут по данному поводу серьезные дискуссии. Но законы, изменяющие церковные устои, пока еще не приняты.

Источник: https://FB.ru/article/455936/rukopolojenie---eto-opisanie-tainstvo-prepyatstviya

Таинство священства. Рукоположение во диаконы

Что такое рукоположение в церкви

В продолжение серии статей о Таинствах Церкви мы публикуем зарисовку известного московского регента, руководителя Московских Православных Регентских курсов при храме Трех Святителей на Кулишках, Е.С. Кустовского о рукоположении Сергия Серенко. Рассказ Евгения Сергеевича дополнен объяснением чина рукоположения во диаконы (источник — www.liturgy.ru).

Рукоположение во диаконы

В нашем храме — великое и волнующее событие. Один из наших прихожан, Сергей Серенко, был рукоположен епископом Алексием Орехово-Зуевским в диаконы.

Мой друг и коллега по служению, который когда-то начинал с того, что считывал службу с приходского аналоя, в течение нескольких лет прошел трудный и благодатный путь (чтец — алтарник — студент ПСТГУ — преподаватель там же — старший алтарник), а в минувшее воскресение стал диаконом нашего храма.

Хиротония

Сначала — хиротония за ранней Литургией в Новоспасском монастыре:

Диаконская хиротония совершается после освящения Даров, а именно после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами».Иподиаконы приносят кафедру и ставят ее перед престолом слева, на нее садится архиерей. Затем два иподиакона ведут рукополагаемого из середины церкви. Они ведут его между собою, каждый держа одной рукой его руку, а другую, возложив ему на шею, приклоняя его.Диакон возглашает в алтаре: «Повели», испрашивая согласия народа Божия на Хиротонию. На подступе к алтарю другой диакон возглашает: «Повелите», испрашивая согласия клира на принятие нового священнослужителя.Новопоставляемого подводят к царским вратам и преклоняют его перед архиереем. Протодиакон произносит: «Повели, Преосвященнейший Владыко», испрашивая согласия архиерея на рукоположение.

Рукоположение во диаконы

Наконец-то! Повели!!! Повели сердешного

В царских вратах рукополагаемого принимают протодиакон и диакон: один-за правую, другой- за левую руку. Он поклоняется архиерею, который, сидя на поставленной у левой стороны престола кафедре, осеняет его крестным знамением. Затем рукополагаемого трижды обводят вокруг престола с запада на восток и при каждом обведении указывают ему целовать четыре угла престола. После первого обхождения престола рукополагаемый целует руки и колено архиерея, после второго-палицу и руку архиерея, после третьего-три поклона перед престолом (два поясных и один земной). Руки, колено и палицу архиерея рукополагаемый целует в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божия.При первом обходе хор поет тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся», призывая страстотерпцев молиться перед Богом о спасении душ наших. Они указываются рукополагаемому как пример сохранения веры и чистоты.Вторая песнь: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников веселие» возвещает, что по их примеру проповедию рукополагаемого должна быть Святая Троица Единосущная.Третья песнь: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила» показывает, что основанием священства и Церкви послужило пришествие Спасителя.После этого архиерей встает с кафедры, которую убирают, и хиротонисуемый становится к правой стороне престола и трижды поклоняется ему, как Престолу Божию, произнося: «Боже, умило-стивися мне, грешному», и преклоняет одно колено в знак того, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только часть его: служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Затем посвящаемый полагает руки на престол крестовидно, а между ними-голову. По объяснению святого Максима Исповедника, это означает «всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобооб-разна всесвятейшему жертвеннику, освящающему Богообразные умы, — Самому Спасителю и Господу».В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя этим, что он готовится быть участником бремени пастырского служения. Благословив его трижды и возложив руку на его голову, по возглашении протодиаконом (или диаконом): «Вонмем», произносит вслух громко тайносовершительную формулу: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек) благо-говейнейшаго иподиакона во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Протодиакон произносит мирную ектению об архиерее и «ныне проручествуе-мом диаконе», в это время иереи в алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды), а хор медленно то же по гречески-«Кирие элеисон» (трижды) пока архиерей читает молитвы.

Таинство. «Божественною благодатию»

И в заключение: Аксиос!!!

По прочтении молитв рукополагаемый встает на ноги и «разрешают препоясание его», т. е. снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко произнося: «аксиос» (греч. — достоин), и хор вторит ему.

Затем новопоставленному надевают поручи (нарукавники), при этом архиерей вновь возглашает:.»аксиос», и оба клироса по очереди повторяют этот возглас. Этим возглашением объявляется, что рукоположение совершилось и новопоставленный диакон, получив благодать Духа Святого, сделался достойным совершать священнослужение.

Далее при пении «аксиос» ему вручается рипида, и рукоположенный, поцеловав плечо архиерея, становится у престола, обычно слева, «стрещи святая», т. е. охранять Святые Дары, слегка помахивая над ними рипидою; это продолжается до возглашения: «Святая святым», после которого наступает время Причащения. Рукоположенный диакон приобщается первым из диаконов, ибо в нем совершилось обновление и исполнение Божественной благодати.

Отец Сергий успел-таки в свой родной храм к середине нашей службы . В конце Херувимской шепот: «Приехал!» Ектению затягиваю до неприличия. Никто не ропщет: все знают, что Серега облачается в ризнице.

И вот возглас: Двери, двери

На солее — ОТЕЦ Сергий. Символ веры поем со слезами — так ждали мы этого дня!

«Исполним молитву нашу, Господеви». Подстраиваюсь под тон диакона. Теперь, Бог даст, у нас будет время и возможности притереться друг ко другу и по тону, и по темпу. Но сегодня не до технологий. Сегодня главное — радость рождения нового диакона!

Отче наш. Прихожане старательно и с охотой выводят молитву под новым для них управлением.

И, наконец, служба закончена. Поздравление нашего настоятеля, о. Владислава. Вместо «Многая лета» снова звучит «Аксиос» — но теперь не по уставу, а вырвавшись изо всех наших радостных сердец!

Ну все, трапеза. Можно расслабиться. Последние наставления в формате тостов от священников, старосты, регента ну, в смысле, меня, грешного.

Фотографии Анны Павловой

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/tainstvo-svyashhenstva-rukopolozhenie-vo-diakony/

Рукоположение в священники

В Православной Церкви существует 7 основных Таинств — это особые богослужения, на которых видимым образом на человека снисходит невидимая Божья благодать. Таинства очень важны для православных христиан, ведь именно через них исцеляется душа и соединяется с Богом. Одним из таких важнейших действ является Таинство Хиротонии или Священства.

Что такое хиротония

Во время Таинства Священства на человека снисходит Божья благодать, позволяющая ему совершать священнодействия и участвовать в богослужениях. Принять ее могут только мужчины, над женщинами это Таинство не совершается вовсе. Будущий священнослужитель должен быть верующим, исповедовать православную веру без искажений, состоять в первом браке, который был венчан, либо же быть монахом.

Хиротония – это рукоположение в одну из степеней священства

Рукополагают священнослужителей в такие степени исходя из церковной иерархии:

  • диакон;
  • священник;
  • епископ.

Рукоположение во священники происходит только на Божественной литургии, за исключением литургий Преждеосвященных Даров, которые служатся во святую Четыредесятницу. На последних литургиях не читается Евхаристический канон, в котором обязательно должен участвовать новый священник. А вот рукоположение во диаконы может быть совершенно на любой литургии.

Суть таинства

Хиротония имеет свои особенности в виде внутреннего и внешнего выражения священнодействия.

Внешне Таинство выражается в рукоположении архиереем, которое сопровождается чтением специальных молитвословий. Подобная практика, когда именно через рукоположение передается благодать Божья от одного человека к другому, идет еще со времен Ветхого Завета.

Христианская Церковь с самого своего основания благословляла новых людей на служение Христу именно путем возложения рук. Как апостолы получили свою благодать от Господа Иисуса Христа, так и передавали ее дальше своим ученикам и последователям, а тем, в свою очередь, велели поступать аналогично.

Важно! Именно через строгое следование принципу преемства благодати через Таинство Священства современная Церковь неразрывными духовными связями соединяется с апостолами и Самим Христом.

Внутренняя сторона представляет собой ту Божью благодать, которую Господь ниспосылает на своего служителя, дабы тот имел силы вступить на непростой путь служения. Упоминания о подобном можно найти в Библии, в Деяниях апостолов и в их святых Посланиях.

Вера в то, что при совершении Таинства на нового священнослужителя снизойдет благодать, заложена в текстах молитв, читаемых при посвящении.

Интересно! Это Таинство не придумано самостоятельно человеком, а установлено Самим Господом Иисусом Христом. Именно Он впервые совершил хиротонию, когда благословил своих учеников на труды по распространению христианской веры.

Читайте о других Таинствах:

  • Таинство Миропомазания
  • Таинство Причастия
  • Таинство Венчания

Хиротония и хиротесия

Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения — чтец, алтарник, иподиакон. Посвящение в чтецов и певцов является низшей степенью служения и называется хиротесией. Она выполняется по благословению правящего архиерея (епископа), происходит вне литургии (как правило, до ее начала) и не в алтаре, а в основной части храма.

Посвящение в священники происходит более торжественно, во время Божественной литургии и в алтаре. Совершается также епископом.

Как происходит рукоположение во священника

Исходя из слов Евангелия «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказал» (Титу, 1:5), «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1 Тим, 5:22) видим, что традиция посвящения именно через рукоположение идет с самых ранних апостольских времен. Во все времена это было правом и обязанностью епископов, как главенствующих архиереев.

При рукоположении священник получает всю полноту апостольской власти

На практике посвящение в священники происходит во время Божественной литургии, в первой ее части, сразу после пения «Иже Херувимы» и до освящения Тела и Крови Христовой в алтаре, чтобы новопосвященный священник также мог принять участие в этом священнодействии.

После того как будет выполнено все последование Таинства, сопровождаемое чтением специальных молитв, епископ отдает священнику его новое облачение — епитрахиль. Также вручается и Служебник, в котором детально расписано, как новоиспеченный батюшка должен совершать свое служение. Посвящаемый, принимая дары, целует сначала предметы, а затем и руку дающего архиерея.

После этого вручения наступает самый торжественный момент хиротонии — возглашение «Аксиос!», что в переводе означает «достоин». Этим возгласом Церковь свидетельствует духовное рождение своего нового служителя, который добровольно возложил на себя великое и почетное служение Господу, и отныне должен соответствовать своему высокому статусу.

Кто может стать священником православной церкви

Священнический чин — это почетное, высокое и очень ответственное духовное звание. Человек, принявший Таинство Хиротонии, отныне должен стать «добрым пастырем» для своей паствы. Исходя из значимости священнического служения, будущий батюшка должен обладать такими духовными и личностными качествами:

  • быть активным членом Православной Церкви, что означает регулярное участие в богослужениях, принятие причастия, исповеди;
  • иметь твердую и непоколебимую веру в Господа Иисуса Христа, исповедовать православный взгляд на христианство;
  • иметь высокие моральные, нравственные и духовные ориентиры, быть психически здоровым и уравновешенным человеком;
  • будущий священник должен быть на хорошем счету в обществе.

В православной церкви рукоположенными могут быть только мужчины

Для того чтобы к принятию Таинства не допускались люди недостойные и неготовые нести столь великое служение, Православной Церковью озвучены следующие канонические препятствия к рукоположению:

  • совершение каких-либо уголовно наказуемых деяний, преступлений (убийство, грабеж и т.д.). Даже если человек совершил убийство по неосторожности или защищая себя и это доказно соответствующими органами — он уже не может принять Таинство Хиротонии;
  • 61-м Апостольским правилом запрещено «входить в клир», т.е. принимать священство тем лицам, которые совершали смертные грехи — блуд, содомские грехи, любодейство и другие. Не отменяет это правило даже единоразовое совершение греха и принесенное покаяние;
  • не принимают рукоположения мужчины, которые повторно женаты, или женаты на разведенной женщине. Будущий священник должен быть «одной жены муж» согласно канонам православия;
  • жена православного священника также должна быть православной христианкой;
  • если человек повинен в грехе вероотступничества и отпадал от Церкви. В случае покаяния и возвращения в православие, такой человек становится частью Тела Церкви, но только как мирянин;
  • будущий священник не должен быть оскоплен.

Кроме того, существует ряд ограничений, связанных с физическим здоровьем будущего священника. Он не должен иметь каких-либо физических недугов и ограничений, которые могут воспрепятствовать совершению им священнослужения.

Каноны православия выдвигают довольно строгие требования к будущим батюшкам, но такая строгость оправдана. Священник, который не может или не хочет должным образом нести свое призвание — не только губит собственную душу, но и унижает достоинство всей Православной Церкви. Поэтому рукополагаться должны только те люди, которые уверены в своем призвании и готовы всю свою жизнь отдать на служение Богу и людям.

Что такое хиротония и как происходит обряд?

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/hirotoniya.html

Канонические правила рукоположения священнослужителей РОСХВЕ

  Принято внеочереднойГенеральной Конференцией  Российского объединённого Союзахристиан веры евангельской                                                (пятидесятников)«09» октября 2007 г.

Председатель С.В. Ряховский

Новая редакция утверждена Собором
Централизованной религиозной организации

Российский объединенный Союзхристиан веры евангельской(пятидесятников)«14» октября 2015 г.

Начальствующий епископ С.В. Ряховский

1. Организация управления и дары служений в Церкви

1.1.Управление Церковью Иисуса Христа осуществляется через поставленных Им священнослужителей (Еф. 4:11-12; Деян. 14:23).

1.2.Священнослужители бывают двух видов: административные (епископы, пасторы (пресвитеры), дьяконы) и харизматические (апостолы, пророки, евангелисты, пастыри[1] и учителя). Возможно сочетание харизматического и административного служения (Деян. 13:1).

1.3. Каждый священнослужитель должен быть призван на служение Господом (Евр. 5:4).

1.4. Духовный сан каждого священнослужителя подтверждается Церковью. В случае административных служителей такое подтверждение происходит через рукоположение (Деян. 6:3-6) в соответствии с данными Каноническими правилами. В случае харизматических служителей, это может происходить либо через возложение рук (Деян. 13:3), либо иным образом.

1.5. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз) организован в соответствии с епископально-конгрегациональной структурой. Административные священнослужители связаны в единую иерархию (структуру).

2. Структура управления Союза

2.1. Епископально-конгрегациональный принцип управления предусматривает три уровня служений: епископ, пастор (пресвитер) и дьякон.

2.2. Епископ – священнослужитель, ответственный за общины на определенной территории (епархии) или объединенные в централизованную религиозную организацию (ассоциацию). В его задачи входит:

  • духовное руководство и надзор за общим состоянием общин епархии (ассоциации);
  • организация и руководство служением епархии (ассоциации), координация взаимодействия общин, входящих в епархию (ассоциацию);
  • представление епархии (ассоциации) в органах государственной власти и в обществе;
  • духовное попечение о руководителях общин (пресвитерах и пасторах), а также помощь им в исполнении их служения;
  • разрешение конфликтных ситуаций в общинах и между общинами, если его вмешательство необходимо;
  • рукоположение пасторов (пресвитеров) и дьяконов.

2.3. Пастор (пресвитер) – руководитель отдельной общины. В общине может быть несколько пасторов (пресвитеров), один из которых, как правило, является старшим. Задачи пастора (пресвитера):

  • духовное руководство и надзор за общим состоянием общины;
  • организация служения общины;
  • наставление членов общины в верном евангельском учении;
  • забота о духовном состоянии членов общины;
  • обучение и подготовка новых служителей;
  • разрешение конфликтных ситуаций в общине.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кем был построен Храм Христа Спасителя

2.4. Дьякон – священнослужитель, помогающий пастору (пресвитеру) в руководстве общиной, как правило, в административных вопросах или душепопечении.

3. Требования к священнослужителям Союза

3.1. Писание показывает, что каждый священнослужитель Церкви должен соответствовать определенным требованиям. Даже если человек призван Богом, несоответствие этим требованиям не позволяет утвердить (рукоположить) его как священнослужителя (1 Тим. 3:10).

3.2. Основные требования к священнослужителю изложены в 1 Послании Тимофею, 3 гл. и Послании к Титу, 1 гл. Эти требования относятся к трем сферам: семья, характер и квалификация.

3.3. Семейная жизнь:

  • должен быть женат (замужем) не более одного раза, за исключением, если супруг умер или если развод был до его обращения к Христу, по причине любодеяния второго супруга, либо по инициативе второго супруга;
  • умение поддерживать в доме должный порядок;
  • достойно воспитывающий своих детей.

Всякого рода аморальное поведение (сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.п.) абсолютно несовместимо с позицией священнослужителя Церкви.

3.4. Характер священнослужителя:

  • умеющий владеть собой; вспыльчивость, раздражительность, грубость – качества, недопустимые для священнослужителя Церкви;
  • любящий людей, что должно проявляться в уважительном отношении к людям и практическом служении их нуждам;
  • гостеприимный и жертвенный;
  • некорыстолюбивый; любая непорядочность в вопросах финансов является препятствием для постановки на служение;
  • не подверженный какого-либо рода греховным зависимостям (пьянство, курение, употребление наркотиков и т.п.).

3.5. Квалификация священнослужителя:

  • хорошо знать Слово Божье и учение Церкви;
  • уметь противостоять заблуждениям и ереси;
  • быть подготовленным к исполнению соответствующих его сану обязанностей в служении;
  • пресвитер и епископ должны уметь проповедовать и учить как индивидуально, так и публично, что включает, в частности, высокую культуру речи.

Рекомендуется получение священнослужителем достойного духовного и/или светского образования, соответствующего его служению.

3.6. Каждому пастору (пресвитеру) и епископу рекомендуется иметь трех человек, которым он был бы подотчетен в своей духовной жизни, причем не менее двое из них должны быть священнослужителями Союза в сане не ниже, чем сам священнослужитель.

3.7. Решение о соответствии кандидата данным требованиям принимается полномочным коллегиальным органом епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, или Духовным Советом Союза и утверждается соответствующим епископом.

3.8. В случае несоответствия рукоположенного священнослужителя данным требованиям, должны быть предприняты попытки помочь человеку исправиться. Если эти усилия не принесли результата, священнослужитель должен быть отстранен от выполнения служения, а в крайних случаях – лишен духовного сана.

3.9.Решение об отстранении от служения и лишении сана принимается полномочным коллегиальным органом епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, и утверждается епископом соответствующей епархии (ассоциации), а в случае отстранения от служения (лишения сана) епископа (в отдельных случаях – пастора) – Духовным Советом Союза.

Священнослужитель, снятый со служения или лишенный сана, не может исполнять служение ни в одной из общин и объединений Союза до тех пор, пока он не будет восстановлен органом, принявшим решение о снятии со служения (лишении сана), либо вышестоящим органом Союза.

  Решение об отстранении от служения (лишении сана) доводится до сведения всех членов Союза и является обязательным для исполнения во всех общинах и объединениях Союза.

3.10. Священнослужитель может добровольно сложить с себя священный сан в случае, если Бог призывает его к другому служению, не связанному или не совместимому со священным саном. Решение о добровольном сложении священного сана утверждается полномочным коллегиальным органом епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, или Духовным Советом Союза.

4. Рукоположение священнослужителей Союза

4.1. Подтверждением духовного сана священнослужителя является его рукоположение в соответствии с данными Каноническими правилами. В рукоположении священнослужителей Церковь подтверждает Божье призвание на служение в жизни данного человека, а также его соответствие требованиям к священнослужителю Церкви.

4.2. В рукоположении человеку передается авторитет (духовная власть), необходимый для исполнения возложенного на него служения, а также духовные дары (1 Тим. 4:14).

4.3. Священнослужитель должен быть выдвинут церковью и рукоположен вышестоящими священнослужителями (Деян. 6:3-6). В случае недавно образованных общин допускается назначение священнослужителя епископом соответствующей епархии (ассоциации).

4.4. Рукоположение в сан дьякона и пастора (пресвитера) осуществляется епископом соответствующей епархии (ассоциации). Рукоположение в сан епископа осуществляется не менее чем тремя другими епископами, не менее двух из которых должны быть священнослужителями Союза.

4.5. Выдвижение на служение дьякона или пастора (пресвитера) происходит в поместной общине на собрании членов общины. Возможно выдвижение на служение дьякона и пресвитера на собрании представителей общины (например, на собрании лидеров) с последующим утверждением на собрании общины в соответствии с Уставом религиозного объединения и настоящими Каноническими правилами.

4.6. Выдвижение на служение епископа происходит на собрании пасторов и представителей от общин епархии (ассоциации).

4.7. После выдвижения на служение кандидат утверждается вышестоящим священнослужителем и проходит проверку в течение испытательного срока от 6 месяцев до года, исполняя соответствующее служение.

По окончании испытательного срока полномочный коллегиальный орган епархии (ассоциации) – Духовный Совет, Правление либо иной полномочный орган согласно структуре управления данного объединения, или Духовный Совет Союза принимает решение о соответствии данного кандидата своему служению и, в случае положительного решения, происходит его рукоположение, о чем выдается свидетельство установленного образца.

4.8. Рукоположение дьяконов и пресвитеров рекомендуется осуществлять на собрании (богослужении) поместной общины.

4.9. Рукоположение епископа осуществляется во время собрания (богослужения), на котором присутствуют пасторы и представители церквей соответствующей епархии (ассоциации).

4.10. В отдельных случаях допускается рукоположение во время иных богослужений Церкви.

5. Отношение к рукоположенным священнослужителям других христианских конфессий

5.1. Союз считает себя частью единого Тела Христова по всей Земле. Союз уважает различия в структуре и наименовании священнослужителей других конфессий.

5.2. При переходе священнослужителя другой конфессии в Союз вопрос рассматривается  полномочным коллегиальным органом соответствующей епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, или Духовным Советом Союза, после чего принимается решение о соответствии духовного сана данного священнослужителя, принятым в Союзе.

5.3 После принятия решения данный священнослужитель представляется на собрании поместной общины или пасторов епархии (ассоциации).

6. Порядок внесения изменений и дополнений в Канонические правила

6.1 Изменения и дополнения в настоящий документ осуществляются Собором Союза по представлению Духовного Совета или Правления Союза.

[1]Изначально «пастор» и «пастырь» – одно и то же понятие (по гречески ποιμήν — поймен), что значит «пастух стада» или, в переносном смысле – духовный наставник.

Исторически сложилось так, что словом «пастырь» обоозначают служение заботы о духовном состоянии христиан (пастырство), которое может осуществлять любой зрелый христианин, не обязательно облеченный духовным саном.

В то время как понятие пастор означает позицию, конкретный духовный сан (равный сану пресвитера), а пасторство – служение руководства в церковной общине. Этого различения мы придерживаемся и в данном документе.

Источник: https://www.cef.ru/documents/docitem/article/1378246

Требования к кандидатам в священнослужители и препятствия к рукоположению

   Священнослужитель как духовный пастырь, учитель и наставник народа Божия должен обладать определенными качествами и вести определенный образ жизни, соответствующий духу Церкви.

Кандидат в священнослужители должен глубоко знать и понимать учение Православной Церкви и обладать крепостью христианской веры, вести безупречный образ жизни в соответствии с заповедями Господа Иисуса Христа и учения Церкви.

Как показывает опыт Церкви далеко не все люди, считающие себя христианами, могут быть рукоположены в церковно- и священнослужители.

Неспособность к священству

   В Православной Церкви существует понятие о двух видах неспособности к священнослужению: абсолютная неспособность, когда рукоположение недопустимо в любом случае; а если оно и было совершено, то считается Церковью недействительным. Существует еще относительная неспособность к священству, ввиду какого-либо недостатка, являющегося препятствием к священству, но допускающего возможность рукоположения, если на это будет дано разрешение (благословение) со стороны высшей церковной власти.

С точки зрения Церкви абсолютно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеный человек, по определению не может быть священнослужителем, так как он не является членом Церкви, а, следовательно, и не может быть духовным пастырем народа и выполнять священнодействия Церкви.

Женщины, конечно же, могут исполнять различные обязанности в храме: хозяйственные дела, пение на клиросе, работа в церковных учреждениях, помощь в храме по различным вопросам. Но, с другой стороны, быть священнослужителями женщины не могут и в этом мнении Церковь основывается на свидетельстве Св. Писания.

Во-первых, Сам Господь Иисус Христос, когда выбирал Себе учеников, остановился только на мужчинах, тем самым дав образец для подражания при выборе кандидатов в священнослужители.

Во-вторых, Церковь отталкивается и от слов апостола Павла, который по поводу места женщины в храме писал: Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит (1 Кор. 14: 34). Стоит также отметить тот факт, что в древней Церкви существовали должности диаконисс и пресвитерисс, но данные лица все же не являлись членами церковной иерархии.

Что касается основных видов препятствий для священства, то в настоящее время, исходя из церковного права, все препятствия можно разделить на три группы: препятствия физического, духовного и социального характера.

Препятствия физического характера

    Препятствия физического характера можно, в свою очередь, разделить на две группы: препятствия, связанные с возрастными ограничениями, и препятствия по состоянию здоровья или при наличии телесных недостатков.

В связи с тем, что священническое служение дело ответственное и серьезное, за исполнение которого священник будет давать ответ Самому Богу, то вполне естественно, что кандидат в священнослужители должен иметь определенный возрастной показатель. Именно возраст определяет в человеке наличие зрелого ума, крепости веры и определенного жизненного опыта.

По канонам Церкви, выработанным на Трулльском Соборе (14-е правило), для поставления в диаконы определяется возрастной ценз равный 25 годам, а в священника – 30 годам. Это связано с тем, что Сам Господь Иисус Христос вышел на Свою проповедь достигнув 30 лет. По 15-му правилу этого же Собора в иподиаконы можно поставлять не ранее достижения кандидатом 20 лет.

Стоит, однако, отметить, что в опыте Церкви часто случается отступление от этих правил. Поставление во епископа не имеет четко определенных возрастных рамок. Так, например, по Апостольским постановлениям, возраст для епископского рукоположения определен в 50 лет.

При патриархе Фотии в книге «Номоканон» был установлен минимальный возрастной ценз для поставления во епископы – в 35 лет, а в исключительных случаях – в 25 лет. Самое раннее служение в Церкви можно начать с чина чтеца, для которого нет жестких возрастных ограничений.

По ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви в чины диакона и пресвитера (священника) можно поставлять с 18 лет (гражданское совершеннолетие), в епископа можно поставлять кандидата не моложе 30 лет.

Что касается вопроса о физических недостатках, то здесь Церковь указывает на два обстоятельства. С одной стороны, сам по себе физический недостаток еще не может быть препятствием для рукоположения во священство. С другой стороны, не могут быть священнослужителями те лица, чьи физические недостатки могут непосредственно затруднить служение Богу.

Так, например, по 77-му Апостольскому правилу священнослужителями могут быть лица имеющие повреждения ока (глаза), а также имеющие болезни ног. Но по 78-му правилу не могут быть священнослужителями лица страдающие глухотой или слепотой. По 1-му правилу Первого Вселенского Собора разрешено быть в клире людям, ставшим скопцами в результате не зависящих от них причин, но для тех, кто оскопился добровольно, предусмотрено исключение из состава клира.

На основании 79-го Апостольского правила не могут быть рукоположены и душевнобольные, как лица несвободные в своем разуме и действиях.

Препятствия духовного характера

    К препятствиям духовного характера относятся три вида обстоятельств: недостаточная вера у кандидата, отсутствие необходимых для служения знаний, наличие нравственных пороков.

Кандидат в священнослужители должен исповедовать строго православную веру в Господа Иисуса Христа и Его Церковь. Вера кандидата должна быть твердой и крепкой. Недостаток веры у кандидата может быть выявлен в результате следующих обстоятельств произошедших с ним.

Во-первых, не могут быть рукоположены лица уже отпадавшие от Церкви. 10-е правило Первого Вселенского Собора по этому поводу гласит: «Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».

Во-вторых, лица обратившиеся к вере в результате крайних стечений обстоятельств, также не могут быть рукоположены во священство. Однако, по 12-му правилу Неокесарийского Собора, если данные лица после своего обращения доказали свою веру добродетельной жизнью и духовными подвигами и если нет других достойных кандидатов, то эти лица могут быть рукоположены во священство.

Еще две категории людей не могут быть рукоположены без особого на то позволения – это перешедшие из ереси и новокрещеные (неофиты). Так, например, апостол Павел писал в своем Послании к Тимофею по поводу требований к кандидату в епископы: Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим. 3: 6).

Церковь учит также о том, что только те лица, которые обратили ко Христу всю свою семью (всех своих домашних), могут быть рукоположены в священнослужители. В 45-м каноне Карфагенского Собора по этому поводу говорится: «Епископы и пресвитеры, и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами». Также не могут быть рукоположены во священство невольные убийцы (43-е правило Василия Великого).

Необходимо также отметить, что сама жизнь кандидата в священнослужители должна быть наполнена добродетельными поступками, любовью к ближнему, крепкой верой во Христа и не должна быть запятнана порочными делами.

Целый ряд порочных дел является препятствием для рукоположения в священническое служение. В данную группу препятствий для священнического служения Церковь относит: убийство, святотатство, кражу, гробокопательство (6-е правило св.

Григория Нисского), блуд, прелюбодеяние, содомию (61-е Апостольское правило).

Необходимые качества, которыми должен обладать кандидат в священнослужители, включают в себя: смирение, кротость, миролюбивость, а также учительство и способность наставлять паству в вере. Об этом подробно писал апостол Павел: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1: 7 – 8).

Что касается вопроса об образовании, то в настоящее время кандидаты в священнослужители должны иметь соответствующее духовное образование, но, в крайнем случае, могут рукоположить и без него. Однако, в любом случае, кандидат в священство должен обладать знаниями о своей вере, разбираться в догматах и в литургических текстах, знать богослужебный устав.

Препятствия социального характера

   Социальные требования к кандидату в священство в свою очередь делятся на три группы: семейное положение, ответственность перед государством и общественная репутация.

Происхождение кандидата во священство не может быть препятствием для его рукоположения (8-е правило Никифора Исповедника). Таким образом, лица являющиеся незаконнорожденными, или рожденными в результате второго и третьего браков имеют право быть рукоположенными.

По поводу семейного положения стоит также отметить, что Церковь не рукополагает во священство второбрачных (и в целом всех тех, кто состоял более чем в одном браке) (17-е Апостольское правило). Таким образом, для кандидата во священство обязательным требованием является моногамия (единобрачие). Пассивная бигамия, т. е.

женитьба на вдове или брошенной, также является препятствием для рукоположения в священнический сан (18-е Апостольское правило).

По целому ряду церковных канонов препятствиями для рукоположения являются также следующие обстоятельства: жизнь с женой, уличенной в прелюбодеянии (8-е правило Неокесарийского Собора), брак с близкой родственницей – племянницей (19-е Апостольское правило), брак с нехристианками и с неправославными женами (36-е (45-е) правило Карфагенского Собора). При всем вышесказанном следует отметить, что все эти требования касаются только кандидатов в чины диакона и пресвитера, а для епископов (13-е правило Трулльского Собора) обязательным является безбрачие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как попасть в Покровский монастырь

В отношении к государству кандидат в священнослужители также должен соответствовать определенным требованиям Церкви.

Так, по канонам Церкви, не может быть рукоположено лицо, занимающееся «делами народного управления» (81-е Апостольское правило), а также лицо, состоящее на военной службе (83-е Апостольское правило).

Лица, частично или полностью утратившие гражданскую свободу, также не могут быть рукоположены в священнические чины: рабы и крепостные (в различные исторические эпохи), лишенные свободы по приговору суда (в настоящее время).

Кандидаты в священнослужители должны обладать хорошей репутацией в обществе, а, следовательно, по канонам Церкви, не могут быть рукоположены, такие лица, как ростовщики (14-е правило Василия Великого и др.), актеры (55-е правило Карфагенского Собора), содержатели игорных домов и т. п.

В целом, следует заметить, что лишь требования, касающиеся крещения и пола, являются безусловными для исполнения их Церковью. По остальным моментам Церковью могут быть допущены отступления от правил (диспенсации), ввиду выдающихся качеств кандидата в священнослужители, и это не будет являться нарушением учения Церкви.

Источник: https://www.shamordino-m.ru/osnovy-very/o-tainstvah-cerkvi/tainstvo-svjaschenstva/trebovaniya-k-kandidatam-v-svyashchennosluzhiteli-i-prepyatstviya-k-rukopolozheniyu.html

Иерархия в Православной Церкви — Православный журнал

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.

Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.

Митрополит — епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) — епископ  — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

из белого духовенства

Иерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах.  При оставлении должностинастоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым

саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств и богослужений, но не может совершать их самостоятельно.

Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.

Церковнослужители

Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.

Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.

Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.

Скачать и распечатать:

Источник: https://foma.ru/ierarhiya-v-pravoslavnoy-tserkvi-infografika.html

О служащих в храме

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 — 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или МонахНо венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Епископы, Архиепископы

Епископ — высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области).

Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования.

Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей — это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу.

Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита.

Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон — это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно.

Помимо помощи священнику, задача диакона — призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом).

Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Ипподиаконы

Ипподиаконы — это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) — читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик — это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) — помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники — в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок — насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах — насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах — монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Настоятель

Настоятеля — это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея — это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит  помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/pravoslavnaya-vera/o-sluzhashchikh-v-khrame/

Таинство Священства

Таинство Священства, или Хиротония (рукоположение – греч.), совершается при возведении в священный сан. Есть три священных сана – диакон, священник и епископ. Соответственно этому Таинство Священства бывает трех степеней: диаконская Хиротония, иерейская (священническая) и епископская Хиротония.

Все шесть Таинств, о которых было уже рассказано, имеет право совершать священник. Это же, седьмое, – только епископ. Оно называется еще Рукоположением, потому что при его совершении епископ кладет свои руки на голову того, кто должен стать священником, и благодать Божия через руки епископа сходит на человека, посвящая его в священный сан.

Это Таинство совершается особенно торжественно в храме на литургии в присутствии народа, как бы подтверждающего слова епископа «Аксиос!», что значит «Достоин!»

Над кем совершается Таинство

Священником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это напоминает нам об облике Христовом, которого представляет священник во время совершения Таинств. Но и не каждый мужчина может быть священником.

Апостол Павел в послании к Тимофею называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, должен любить принимать дома странствующих, должен быть в состоянии учить народ. Он не должен быть пьяницей, не должен заниматься рукоприкладством, должен быть не сварлив, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги.

Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?».

Запрещается поставлять священников из новообращенных, «чтобы не возгордился». Священник должен быть также уважаемым не только членами Церкви, но и «внешними», чтобы «не попасть в нарекание».

Смысл Таинства

Чрез положение рук епископа на избранного в Таинстве Священства сходит Святой Дух и дарует ему особенную священническую благодать.

Для диакона – это служение при Таинствах, помощь священнику и епископу.

Для иерея (священника) – это возможность совершать шесть Таинств Церкви, кроме одного – Рукоположения. Священник совершает Таинства в том случае, если на это у него есть позволение епископа, а не по своей воле.

Наконец, при архиерейском Рукоположении благодать Божия позволяет поставленному в епископы совершать все Таинства, в том числе и священнические Рукоположения, и надзирать за порядком и благочестием в Церкви. Епископ в соборе с другими епископами может рукополагать и в сан епископа. Один он этого совершать не может. Таковы церковные правила.

В древней Церкви епископов и священников выбирал народ. Но это не значит, что власть священническая управлять народом, учить его и предстоять за него перед Господом дается священнику народом на выборах, как депутатам. Эту власть дает священнику Господь в Таинстве Рукоположения. В апостольских постановлениях говорится, что епископ должен избираться всем народом. Запрещено рукополагать в епископы тех, кого назначают светские власти.

Совершение Таинства

Существуют три степени священства: диакон, иерей и епископ. В зависимости от того, в какую степень священства происходит Рукоположение, оно относится к тому или другому моменту литургии.

Поставление во епископа совершается сразу после чтения Апостола (см. «Богослужение»).

Рукоположение священника бывает после окончания Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, а Рукоположение диакона – после освящения Даров, после слов: «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Поскольку во диаконы рукополагают только иподиаконов, то в случае, если кандидат в диаконы не был посвящен в иподиаконы, его посвящают перед началом литургии.

Рукоположение во священники

Протодиакон испрашивает согласия на Рукоположение у архиерея возгласом: «Повели, Преосвященнейший владико». Владыка благословляет посвящаемого, и он трижды обводится вокруг престола с теми же песнопениями, которые положены при совершении Таинства Брака: «Святии мученицы», «Слава Тебе, Христе Боже», «Исайе, ликуй».

Поклонившись трижды престолу, посвящаемый склоняет к нему голову, епископ покрывает голову краем омофора, кладет сверху свои руки и читает молитву: «Божественная благодать, которая всегда врачует немощных и восполняет то, что оскудевает, моими руками поставляет благоговейнейшего диакона во пресвитера.

Помолимся же о нем, чтобы сошла на него благодать Всесвятаго Духа.

После молитв епископ подает священнику поочередно все детали священнической одежды: епитрахиль, пояс, фелонь, а также служебник. В это время хор от лица верующих поет «Аксиос!», то есть «Достоин!». Затем новопосвященный становится в ряд других священников как равный.

Рукоположение во диакона совершается после возгласа «Благодать Господа нашего Иисуса Христа буди со всеми вами». В основном оно похоже на священническую Хиротонию. После Хиротонии диакон берет в руки рипиду и крестообразно ею водит над Святыми Дарами, стоящими на престоле.

Рукоположение во епископа. Это торжественное событие для всей Церкви. Епископы все равны между собою по священному сану, поэтому один епископ не может совершать Рукоположение, а только двое или больше, то есть соборно. Заранее бывает чин наречения будущего епископа, когда собор архиереев впервые объявляет об этом.

В самый день Рукоположения избранник в присутствии архиереев и народа перед литургией читает Символ веры и дает обещание соблюдать правила церковные, соблюдать церковный мир, повиноваться Патриарху, быть в согласии со всеми архиереями, с любовью и страхом Божиим управлять паствой.

Он обещает, что не будет делать ничего против церковных канонов даже под угрозой смерти, не вмешиваться в дела других епархий. В заключение он обязуется исполнять и все гражданские законы своего Отечества. Текст этого обещания, подписанный им, он отдает первому из собравшихся архиереев.

Само Рукоположение бывает сразу после чтения Апостола. Собравшиеся архиереи возлагают руки на голову посвящаемого, и старший из них читает две молитвы, затем посвящаемый облачается в архиерейские одежды и принимает участие в богослужении уже как епископ.

Материал создан: 05.09.2014

Источник: http://iamruss.ru/sacrament-of-priesthood/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотитвослов