Что такое помазание в храме

Елеопомазание – Таинство Соборования

Что такое помазание в храме

Елеопомазание – одно из семи Таинств церковных. Иначе оно называется Соборование. Что оно из себя представляет, и в чем его суть?

Что такое Елеопомазание (Соборование)

В названии Таинства есть слово «елей», что в переводе значит «масло». Это многое объясняет. Суть Елеопомазания (Соборования) состоит в том, что священник семикратно помазует человека освященным маслом. Название «Соборование» говорит о том, что совершается оно совместно, т.е. соборно. По идее, семеро священнослужителей должны помазать семь раз человека. Но в современной практике обычно такое невозможно, поэтому это выполняет один священник.

Для чего нужно Соборование?

В посланиях святого апостола Иакова говорится, что если кто болеет, пусть позовет служителей церковных для того, чтобы помазать его маслом во исцеление души и тела. Т.е. человека тяжко болящего должны помазать священники для того, чтобы он выздоровел.

Должен ли болящий быть верующим? Да, это – важное условие Таинства Елеопомазания. Как бы за него хорошо не молились, больной должен веровать и искренне молиться Богу. Иначе Таинство будет недействительным.

В молитвах Елеопомазания говорится также, чтобы человеку простились все его грехи, вольные и невольные, ведомые (о которых он знает) и неведомые. В последнее время это Таинство стали проходить и здоровые люди, мотивируя это тем, что во время помазания освященным маслом прощаются даже забытые грехи. Но раньше этот чин проходили только лежачие больные, близкие к кончине земной жизни.

Конечно, нельзя человеку запретить проходить это Таинство, поэтому пусть каждый решает сам, стоит ли ему в нем участвовать. Или можно спросить у духовника и действовать по его благословению.

Да, на Соборовании прощаются грехи, но лишь те, которые послужили причиной болезни. Ведь, как известно, все корни заболевания лежат во грехах.

Как проходит Соборование

Обычно Соборование совершается в пост, т.к. это – благоприятное время для покаяния, очищения души и тела. В таких случаях его совершают в храме, где собираются к указанному времени народ.

Если Таинство совершается над тяжело больным, то, естественно, его проводят на дому. К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания. Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз.

День Соборования

В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Принято заранее приносить крупу, масло растительное, свечи и т.д. для освящения. Крупу затем варят и вкушают, но это – народный обычай. Масло приносят для освящения и помазания.

Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв (Трисвятое по Отче наш), затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных. Потом читается канон, по окончания которого читается апостол. Затем священник читает отрывок из Евангелия. После чего следуют молитвы на освящение масла и о здравии больных (называются имена присутствующих).

Далее священник помазует людей крестообразно. Иногда прихожане поют слова во время помазания: «услыши мя, Господи, услыши мя, Владыко, услыши мя, Святый», затем: «исцели мя, Господи» Это – народный обычай, который допускается во время Таинства, но в последовании нет таких слов.

Обычно помазуются следующие места на теле

  • лоб (во освящение мыслей);
  • уши (во освящение слуха);
  • нос (во освящение осязания);
  • рот (во освящение языка);
  • руки (во освящение дел);
  • грудь (во освящение чувств).

Затем снова читается отрывок из апостольских посланий, Евангелие, молитвы. Потом снова помазание. Такое чередование происходит семь раз.

Понятно, что места для помазания (руки, уши, грудь) надо держать открытыми. Платок у женщин лучше завязать назад, чтобы не мешался.

После последнего, седьмого помазания, все становятся на колени, и священник, возлагая на голову каждому Евангелие и епитрахиль, читает разрешительную молитву. Затем бывает отпуст, и все прикладываются ко кресту и Евангелию.

Не нужно путать Соборование с Миропомазанием, которое происходит во время Таинства Крещения. Тогда желающий принять крещение, помазуется сначала освященным маслом (перед погружением в купель), а затем святым миром.

Кому не надо проходить Таинство Соборования

Не стоит проходить Таинство из-за любопытства, так же женщины в нечистоте тоже не должны приступать к Елеопомазанию. Но если кровотечение по причине какого-то заболевания (например, онкология) грозит смертью, тогда женщина может пройти это Таинство.

Детей до семи лет не соборуют, потому что они еще не способны понять и раскаяться во грехах.

Чего нельзя делать

Не стоит считать, сколько раз священник помазал, а лучше горячо молиться об оставлении грехов и исцелении души и тела.

Нельзя заменять Елеопомазанием исповедь, потому что это – два разных Таинства. Некоторые говорят: “Я пособоруюсь, и мне простятся все грехи, а исповедоваться необязательно потом”. Наоборот, это Таинство следует сочетать с последующей исповедью и причащением Святых Таин. Тогда выздоровление наступит скорее.

Митрополит Иларион о Таинстве Елеосвящения (Соборования)

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/soborovaniye/

Помазание в храме

Что такое помазание в храме

  • История обряда
  • Смысл помазания
  • Кто такой помазанник
  • Как проявляется помазание

Помазание — обряд, который проводится в церквях, заключающийся в помазании священником лба служителя или прихожанина. Для этой церемонии существует специальное священное масло, именуемое елеем. В процессе самого помазания рукой изображается знак креста, что является символом явления Божьей милости.

История обряда

Исторически обряд помазания (не надо его путать с соборованием или Таинством Елеосвящения, а также с Таинством Миропомазания) соотносится с помазанием священным маслом Аарона и его сыновей. В Новом Завете можно увидеть упоминание помазания освященным елеем болящего.

Помазание — одно из семи Таинств православной церкви

С давних времен, со времен Ветхого Завета, Библия говорит об использовании елея в целях благословения. Плоды, из которых получали масло — маслины или оливки, и нередко их представляли благословенных праведниками, с кем пребывает Господь. «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Псалом 51:10).

Важно! Маслина играет очень важную роль в жизни христиан. Вспомнить Ноя, которому голубь принес масличный лист. Это послужило неким предвестием о примирении с Господом.

В книге «Царств» в Ветхом Завете, елеем помазывались пророки и правители государств. Благодаря помазанию, на них сходили откровения, благости и прочие Божьи дары. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1-е Царств 16:1).

Смысл помазания

Существует несколько смыслов, которые вкладывают в данный священный обряд:

  1. Примирение с Богом. Как уже упоминалось выше, когда голубь принес масличный лист Ною в знак мира. Так и мы тем самым провозглашаем мир между нами и Богом, что отныне мы «прилепляемся» к Нему;
  2. Подготовка к борьбе с дьяволом. Когда-то воины обмазывались елеем, дабы приобрести преимущество над противником в контактном бою. Так и христиане проявляют свою готовность дать отпор греху;
  3. Смерть для греха. Ранее усопших помазывали елеем, для будущего погребения. Так, человек умирает для греха, но оживает вместе с Богом.

Таким образом помазание будто выстраивает путь от примирения со Всевышним до победы над грехом.

Освященным елеем в Ветхом Завете помазывались священники, цари и пророки

В библейские времена помазание елеем значило Божье благословение на что-то или свидетельствовало о его призвании. Цари помазывались для царствования, пророки для пророчеств. Однако помазанное призвание имели не только высокопоставленные люди или пророки, особой целью могли обладать и плотники, и повара, и т. д.

На заметку! Но все же воспринимать помазание, как нечто сверхъестественное не нужно. Это лишь обряд, который сам по себе никаких чудотворных свойств не имеет. Помазание на какое-либо дело в руках Бога и благословлять или нет, решать будет Он. Елей служит лишь символом Божьих деяний.

Читайте о православии:

Кто такой помазанник

Одно из значений имен Иисуса Христа — является «помазанник». Бог помазал Сына на распространение Евангелия по всему миру. После же смерти Христа, на земле обитает Дух Святой. Благодаря такой жертве, каждый верующий имеет свой собственный путь и помазание.

«Это Он, Бог, который укрепляет нас с вами в единении с Христом-Помазанником и который помазал и нас, — это Он отметил нас Своей печатью и послал как залог Своего Духа в наши сердца» (2-е Коринфянам 1:21-22).

Другими словами, уверовав во Христа, автоматически становишься помазанником Божьим. Помазанником можно назвать и президента и любого другого правителя, который верит в Иисуса.

В Таинстве помазания христиане получают печать дара Святого Духа

Однако в данном случае, после Крещения, правитель переживает Таинство миропомазания второй раз. Учитывая, тот факт, что главы государства редко причастны ко христианству, то как, правило, служители церквей, которые претендуют на управляющую должность проходят данный процесс.

Как проявляется помазание

Хоть это и является простым обрядом, но все же Бог благ и милостив, а значит, Он и благословляет. Порой случаются моменты, когда трудясь над чем-то годами, ничего не получается, но тут приходит помазание от Бога и в тот же день все выходит. Господь берет попечительство над жизнью, над всеми делами и планами.

Важно! Если помазание истинно, то Бог будет оберегать от различных неудач в той или иной сфере.

Становясь «избранным» Бог желает видеть хорошие плоды и результаты. Поэтому Он будет помогать.

На пути будут встречаться «нужные» люди, обстоятельства будут складываться как нельзя лучше. Но, нужно всегда помнить, что помазание Бог дает не для плотской выгоды, а для расширения Царства Божьего.

Так как Христос был помазан на Евангелие, то Иисус ожидает от людей покаяния и распространения Благой Вести.

Хоть и помазание является священным и очень важным обрядом в жизни верующего, нельзя забывать, что только Бог может благословить на великие свершения. Если помазание действительно коснулось жизни человека, значит, Иисус желает видеть добрые плоды.

В чем смысл помазания освященным маслом на вечерней службе?

Дек 14, 2019 00:33 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pomazanie-v-tserkvi.html

Что такое миропомазание в церкви — Православный мир

Что такое помазание в храме

Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.

Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.

Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре, а освящают в Храме Христа Спасителя.

Елеосвящение (Соборование)

Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве человек получает прощение своих забытых грехов и помощь в выздоровлении.

Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви Cоборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.

В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино — кровь.

Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.

Елеопомазание

Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.

Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.

Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» или просто «С Праздником!». Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.

Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом.

Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Грудь со словами — «Во исцеление души и тела», уши — «В слышание веры», руки — «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги — «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Источник: https://daronosica.ru/obryady-i-obychai/chto-takoe-miropomazanie-v-tserkvi.html

Таинство миропомазания

Миропомазание — это Таинство, в котором человек, возрожденный через Таинство Крещения, при помазании частей тела Святым Миром получает дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие его в духовной жизни.В Таинстве Крещения человеку дается новая духовная жизнь, так же как плотское рождение дпет человеку возможность существовать. Таинство Миропомазания же дает человеку силы, необходимые для развития и укрепления этой новой духовной жизни.

Как в жизни естественной человек имеет нужду в воздухе, свете и тепле, так и в духовной жизни ему необходимы благодатные силы Духа Святого, которые служили бы для него и духовным теплом, и духовным светом, и духовным воздухом; и при помощи которых он мог бы не только поддерживать свою новую духовную жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать. Эти-то «Божественные силы, яже к животу и благочестию» (2 Петр.

1, 3) подаются каждому, возродившемуся в Крещении через Таинство Миропомазания.Для Миропомазания в Церкви употребляется Миро. Миро — слово греческое и означает «жидкая мазь» или сок от растений. Миро употреблялось еще в Ветхом Завете для помазания первосвященников, царей и пророков. Сначала, по повелению Божию Миро состояло из пяти составных частей: смирны или мирры, корицы, благовонного тростника, кассии и елея (Исх. 30, 23-25).

В состав Мира Православной Церкви, ввиду многих развивающих и укрепляющих сил, подаваемых этим Таинством, входит порядка пятидесяти частей.По правилам Церкви, Миро всегда и везде освящалось только епископами. В Россию Миро присылалось из Константинополя, т.к. мы состояли под властью Константинопольского патриарха.

Там, в Константинополе, Миро варилось и освящалось не в определенное время, а по мере надобности: нужно было Миро в России — архиереи посылали за ним уполномоченных, и патриарх освящал его специально для нас. Это, конечно, было неудобно и Миро стали приготовлять и освящать в конце концов прямо в России. Древний обычай предоставил это право только Киевскому и Московскому владыкам, а теперь — Патриарху.Мироварение совершается в Москве.

Оно начинается в понедельник Страстной недели, а освящается в Великий Четверг. Патриарх в мироварной палата благословляет священникам вливать в котлы виноградное вино и масла и всыпать прочие вещества, и сам возжигает под котлами огонь. Потом патриарх начинает чтение Евангелия, которое продолжают после него священники и читают непрерывно до Великого Четверга.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто из зодчих возвел Успенский собор на территории Московского Кремля

Диаконы в это время постоянно размешивают в котлах варимое Миро особого вида веслами, оканчивающимися вверху серебряными крестами. В Великий Четверг, перед Литургией, сваренное и процеженное Миро переносится в сосудах с Крестным ходом из мироварной палаты в собор и освящается во время Литургии на престоле.

После этого, Миро передается епархиальным архиереям, которые, в свою очередь, передают определенное количество его благочинным, а те — священникам, непосредственно совершающим Таинство.Таинство Миропомазания установлено Самим Господом. Неоднократно предсказывая Своим ученикам о ниспослании от Отца Всесвятого Духа (Ин.

14, 16-17), Господь, перед самым Своим Вознесением, повторил это обетование: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24,49).И вот, на пятидесятый день по Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, все апостолы вместе с Пречистой Божией Матерью, с другими учениками Христовыми и прочими верующими находились в одном доме в Иерусалиме.

У евреев был тогда великий праздник Пятидесятницы — в память Синайского законодательства. Был третий час дня по еврейскому счету часов, или по нашему — девятый час утра

Внезапно послышался шум с неба и наполнил весь дом, где находились святые апостолы. Явились огненные разделяющиеся языки и почили по одному на каждом из апостолов. Тогда все они исполнились Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им проповедовать (Деян. 2, 1-4). Этот дар особенно нужен был апостолам, т.к. они шли с проповедью о Христе не только к евреям, но и по всему миру — к язычникам, говорившим на разных языках.

Как совершается Таинство Миропомазания?

Священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю», которой испрашивается дарование крещаемому печати дара Духа Святого. Затем омокает кисточку в сосуд с Миром и крестообразно (чем дает разуметь, что дары Духа Святого подаются ради страданий и крестной смерти Единородного Сына Божия) помазует новокрещенного на челе, на очах, ноздрях, устах и ушах, на груди, на руках и ногах.

При каждом знамении креста, священник произносит: «Печать дара Духа Святаго, аминь». Как печать, приложенная к какому-нибудь документу, делает этот документ достоверным и действительным, так и запечатление христианина священным Миром служит непререкаемым свидетельством принадлежности его Богу. Святой Ефрем Сирин говорил: «Печатью Святого Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все члены твои.

Царь как бы положил на тебя письмо свое, наложив на него печать огня, да не прочтут его чуждые и не испортят письмен».Интересно то, что первоначально апостолы совершали Таинство дара Духа Святого через возложение рук на крещенных. Но это было удобно тогда, когда число крещенных было невелико. Потом, когда число это стало все более и более возрастать, а число апостолов оставалось прежним, возложение рук было заменено Миропомазанием.

Итак, после того, как тело помазано, все крестники и крестные с зажженными свечечками и во главе со священником трижды обходят вокруг купели с пением стиха: «Елицы во Христа креститстеся, во Христа облекостеся. Аллилуйа!» (Гал. 3,27) или «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

Славьте Бога!» Шествие вокруг купели совершается против движения солнца, навстречу ему и выражает вступление новопросвященного в вечный (круг — символ вечности) союз со Христом — Светом мира.В древние времена Крещение и Миропомазание совершались не в храме или его притворе, а в особом здании — баптистерии (крещальне).

Поэтому, сразу же после Миропомазания новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, священнослужители вели в храм, чтобы уже с ними совершить радостную Пасхальную Литургию. Значит, шествие вокруг купели также означает радость.

Священник впереди — это, с одной стороны, знак того, что и он принимает живое участие в этой радости, а с другой стороны — выражает мысль, что радость христианина, сколько бы она ни была велика, не должна выходить из разумных пределов и приличий, а должна быть охраняема Церковью или ее представителем — священником. Зажженые свечи тоже выражают радость: в дни торжеств и праздников в наших домах всегда много света.

Кроме того, свечи означают духовное просвещение крещаемого: его душа чиста, как белый снег и облачена в светлую духовную ризу.После шествия читают Апостол (Рим. 6,3-11), где раскрыта мысль о плодах, какие приносит человеку Крещение; и Евангелие (Мф. 28,16-20), где говорится о явлении Господа апостолам в Галилее: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Но перед чтением Апостола поется стих-прокимен из 26 Псалма: «Господь Просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся?». Господь сказал: «Всякий, делающий злое — ненавидит свет и не идет к свету, дабы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3,20), — и потому-то злые дела творятся большей частью в потемках, или, по крайней мере, скрытно. Но мне, как бы говорит крещенный, нечего бояться тьмы! Господь — мой Свет и для меня нет мрака! Злые люди, злые силы не причинят мне вреда: Господь — Спаситель мой, Он спасет меня!

После чтения Евангелия произносится ектения «Помилуй нас, Боже», в которой есть особые прошения о восприемниках и новопросвещенном.

Обряды восьмого дня

Окончанием Таинства Миропомазания являются т.н. обряды (последования) восьмого дня. К ним относятся: омовение, пострижение волос и, отдельным обрядом, но неразрывно связанным с предыдущими — обряд воцерковления.Почему они носят название «восьмого дня»? В ранней Церкви, когда Крещение было связано с Пасхой, они совершались в следующее после Пасхи воскресенье, т.е. на восьмой день.

В Библейском откровении число семь является символом мира, сотворенного Богом, и поэтому, совершенного и законченного. Следующий день — восьмой — день ЭТОГО мира, день, который начинается от Воскресения Христова; и Таинства, совершенные в этот день, означают возвращение в «мир сей», начало христианской жизни.Первый обряд восьмого дня — это омовение (чтобы святыню предохранить от какого-либо осквернения) с тела новокрещенного святого Мира.

В древности новопросвещенный семь дней не снимал с себя белой одежды, избегал мирских развлечений, проводил время в посте и молитве. В течение всей Пасхальной Седмицы новокрещенные ежедневно собирались в храме для слушания проповедей, объясняющих Таинство Евхаристии (Причащения). Сейчас — смывание святого Мира и острижение совершаются непосредственно в день Крещения и Миропомазания.

Как добрая и ласковая мать, омывая ребенка, приговаривает нежные слова, так и священник, омывая Божие дитя, говорит ему: «Вот ты и крестился, и просветился, и миропомазался, и освятился и омылся во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».

После омовения, священник читает молитву о том, чтобы Господь благословил новокрещенных с восприемниками.

Потом крестообразно постригает волосы новопросвещенных с произнесением слов: «постригается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». У этого обряда, как минимум, три значения — он означает:

  • благодарственную жертву новокрещенного, которая является его собственностью, и которую он может дать без всякого ущерба для себя;
  • что со дня Крещения человек становится не только сыном Божиим, но и послушным, и верным, и покорным работником Его;
  • что человек посвящает себя служению Богу, подобно тому, как постригаются монахи и священники.

По объяснению книги «Лифос» (камень,- греч.), написанной в 1644 году Киевским митрополитом Петром Могилою, обряд этот, кроме всего прочего, означает, что постриженный становится воином Христовым и должен переносить все терпеливо, как без боли переносит стрижение волос.Воцерковление — это послекрещальный обряд принесения младенца в храм, а если это мальчик, то даже введение его в Святая Святых.

По примеру Божией Матери, которая в сороковой день по Рождении Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу, каждая мать-христианка должна сделать то же.Священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сподобил ее Причаститься Тела и Крови Христовых (до сорокового дня жены-родильницы не допускаются до Причащения), а затем — о младенце, чтобы Господь освятил, вразумил, уцеломудрил его и благословил на всякое доброе дело.

После этого священник совершает обряд воцерковления: берет крещенного за руку, подводит его к Царским Вратам и произносит: «Воцерковляется раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь; внидет в дом Твой и поклонится ко храму святому Твоему».

Далее, если воцерковляется женщина (девочка), она прикладывается к обеим половинам Царских Врат, а священник читает молитву «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко»; а если мужчина (мальчик), священник входит с ним в алтарь, обводит вокруг престола и выходит из алтаря. Затем новокрещенный также прикладывается к обеим иконам на Царских Вратах, а священник произносит «Ныне отпущаеши» После этого, священник производит отпуст и новокрещенные целуют Крест.

Братия и сестры! Святые Отцы говорят: «Дух Святой освящает все существо наше: через помазание чела — освящает ум наш и мысли, чтобы мы думали только о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно и что только добродетель и похвала» (Флп.

4,8); через помазание груди освящает наши чувствования и желания, чтобы мы любили не мир и что в мире, а Бога и Божие; через помазание органов чувств, освящает все наши чувства, слова и язык, чтобы мы воспринимали и чувствовали одно только доброе; через помазание рук и ног, освящает все дела и поведение человека, — одним словом, через помазание изливаются на человека «все дары Святого Духа: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Дух страха Божия!» (Ис. 11,2).» Так давайте же беречь эти дары Божии, хранить их как величайшее сокровище, в сравнении с которым ничего не значат все земные блага!

Источник: http://stal-nevsky.ru/?page_id=1048

Что такое миропомазание в православии

Практика помазания священным миром известна ещё со времён Ветхого Завета. Так, в книге «Левит» Господь предписывает израильтянам помазывать миром все принадлежности будущего храма, священников и храмовую прислугу – левитов. Миро приготовлялось из смеси растительных масел, взятых в определённой пропорции, и почиталось за великую святыню.

Помазание миром носило характер «освящения», однако Моисей решительно отказывает масляному составу в каком-либо волшебном воздействии. Наоборот, освящает – Господь, а миро – лишь символ Его добровольного обещания не поминать грехов людей и закрыть глаза на возможное несовершенство приносимых в храм вещей.

В быту помазание миром также использовали:

  • Больные и раненные – как лекарство;

«Левит» делает ударение на том, что миро, используемое для личных нужд не должно повторять состав священного мира.

Миропомазание в православии

В традиции Русской церкви Миропомазание совершается над каждым человеком единожды, как правило – сразу после Крещения.

Внешне таинство состоит в том, что миро – состав из многих благовонных ингредиентов, накладывается на тело человека в определённых местах: на лбу, устах, щеках, мочках ушей, руках, ногах. При этом действующий священник произносит слова: «Печать Дара Духа Святого».

Духовный смысл Миропомазания состоит в преподании человеку от Святаго Духа сил по усердию его бороться с соблазнами и страстями, а также – помогать в этом другим, ведь спасение во Христе невозможно в одиночку, но только при взаимной помощи и любви верующих.

Помазанный словно начинает жизнь с чистого листа, готовясь стать членом Церкви: непримиримым врагом греха, несущим миру свет христианских истин.

Таким образом Миропомазание в Православии кардинально отличается от такового в Иудаизме, поскольку в Новое время посредством таинства человек не только получает шанс услужить Богу, но и помощь в этом труде через искупительную жертву Христа: «человеку это не возможно, но не Богу – ибо Богу возможно всё».

По характеру последования Миропомазание напоминает:

  • Очищение прокажённого от нечистоты в Ветхом Завете – всякий, живущий вне церкви, в глазах Божих словно поражённый проказой;
  • Освящение священнослужителей – ибо каждый христианин есть в некотором смысле священник;
  • Помазание на царство – христиане названы в Библии «царственным священством».

Принявший таинство должен обращаться с ним почтительно. В современном христианстве, в том числе православии, это уже не означает уклонения от ритуальной нечистоты: прикосновения к мёртвым телам людей или нечистых животных, к больным проказой, имеющим истечения из органов промежности (женщинам и мужчинам) и так далее, но борьбу с грехом – истинной нечистотой человека.

Дух Святой всегда готов помогать человеку на его пути к Богу.

Источник: http://proruschurch.ru/chto-takoe-miropomazanie-v-pravoslavii/

Таинство Миропомазания

Таинство Миропомазания неразрывно связано с Таинством Крещения и совершается над человеком один единственный раз в жизни: так, чтобы сохранить душевную чистоту, получаемую в крещении, возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь Божия, которая и подается в Таинстве Миропомазания. Упоминания об этом таинстве встречаются уже в первые века.

После погружения в купель и соответствующей ектении и тайной молитвы о ниспослании на новообращенного Духа Святого, священник помазует крестообразно святым миром чело, глаза, уши, ноздри, уста, грудь и руки крещаемого со словами: «Печать дара Святаго Духа». На каждое помазание после слов «печать дара Духа Святаго» священник произносит особые стихи. Помазание чела (лба) означает освящение ума или мыслей. Помазание груди — освящение сердца или желаний.

Помазание глаз, ушей и губ — освящение чувств. Помазание рук и ног — освящение дел и всего поведения христианина.

Святое миро ( др. греч. μύρον «ароматное масло») есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле. Оно представляет собой особую смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего около 50-ти веществ).

Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла.

Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. 
 

История установления Таинства Миропомазания

Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам: уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1 Ин. 2:20, 2 Кор. 1:21).

Изначально апостолы возлагали на новокрещённых руки, но когда в отдалённых местах это стало практически невозможно, стали освящать особым чином благоухающее масло и раздавать священнослужителям для помазания новообращённых.

После смерти апостолов миро стали освящать только собор архиереев (их непосредственных преемников) во главе с предстоятелем той или иной Поместной церкви. Лаодикийский собор (343 год) утвердил следующее 48 правило:

Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия.

Этим Собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что, вероятно, не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора. Миропомазание совершалось над человеком второй раз в жизни, если человек поставлялся через церковь на царство, так называемое «инаугурационное миропомазание» (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов. В таком случае, что помазание на царство являлось второй, высшей степенью Таинства Миропомазания.

В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. С таким же миром шли ко гробу Христа и жены-мироносицы. Кроме Таинства Миропомазания, миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. На Руси святое миро стали употреблять с принятием христианства.

«Все мы одним миром мазаны» — известная русская поговорка, указывающая на духовное родство, которое обретают христиане посредством участия в общих церковных таинствах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кому установлен памятник перед Казанским собором

До середины XV века Русь пользовалась миром, привезённым из Константинополя, но после утверждения автокефалии Русская Православная Церковь стала сама приготовлять его.
 

Значение Таинства Миропомазания

Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с миропомазанием. Святой Кирил Иеросалимский говорит:

Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо, прежде чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о миропомазании пишет следующее:

Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы.

Чин освящения мира по праву принадлежит только лицам, имеющим епископскую хиротонию, но после злополучной «реформы» XVII века Старообрядческая церковь почти два столетия существовала без высшего епископского управления. Однако, как свидетельствует Ф.Е. Мельников, даже такое положение не мешало вести старообрядцам плодотворную духовную жизнь и до времени восстановления в 1846 году полноценной трехчинной священнической иерархии.

Старообрядческая Церковь всегда имела достаточное количество священников Священники старообрядческой Церкви совершали все присущие их власти таинства и требы: крестили, миропомазывали, исповедовали, причащали, венчали, елеопомазывали, погребали умерших и т.п. Они не имели власти освящать миро — эта власть принадлежит епископу.

Но и это затруднение было разрешено согласно древним установлениям Церкви. Мира у священников было много, еще освященного прежними патриархами; сохранилось миро даже патриарха Филарета. Но с течением времени оно уменьшилось, поэтому его стали разбавлять освященным елеем, что по необходимости разрешается церковными правилами.

Священники не имеют права освящать церкви (храмы), если нет антиминса. Но в старообрядческой Церкви сохранились древние антиминсы, освященные благочестивыми епископами. На них старообрядческие священники и освящали церкви и совершали Божественную литургию. (Ф. Е.

Мельников, «Краткая история Древлеправославной (Старообрядческой) Церкви).

Согласно церковным правилам, допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения.

Так, в древности через миропомазание в Православную Церковь, согласно 7 правилу 2 Вселенского Собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане.

Принимались в православие через миропомазание и представители монофизитства: в славянских кормчих, к примеру, сохранился чин принятия армян и яковитов.

Источник: https://ruvera.ru/tainstvo_miropomazaniya

Миропомазание — это что такое в православии?

Строгие и полные любви и милосердия взоры святых с древних икон, мягкий теплый свет зажженных свечей, благоухающее кадило, купель, наполненная освященной водой, белые одежды младенца, торжественный и возвышенный голос священника, произносящего слова молитвы, тихое и волнующее пение хора С минуты крещения начинается новая жизнь верующего человека, устанавливается невидимая глазу связь с Богом. Новокрещенный входит в лоно церкви, «духовно рождается» на свет. Крещение – самое первое и важнейшее таинство в жизни христианина, оно неразрывно связано с другим таинством – миропомазанием. И если о крещении слышал практически каждый человек, то о последнем знают немногие. В чем суть? Что такое миропомазание в церкви? Подробную информацию читайте в статье.

Значение таинств в церкви

Одной из основополагающих частей жизни церкви и христианина являются таинства.

Таинство – это священнодействие, посредством совершения которого человеку через видимые обряды передается незримая божественная благодать.

Всем таинствам христианской церкви присущи общие черты:

  • Богоустановленность – учреждение таинств самим Богом.
  • Внутренняя, сокрытая сторона – незримая благодать, передающаяся христианину при проведении таинства.
  • Внешняя, формализованная сторона – обрядовый порядок, необходимый немощному человеку, зримые и ощущаемые действия, позволяющие воспринять незримую благодать.

В противовес обрядам, совершаемым при исполнении таинств (например, освящение воды, каждение храма), которые складывались и развивались естественным путем на протяжении веков, таинства считаются установленными Богом.

Таинства Православной церкви

Всего в православной традиции установлено семь таинств, посредством которых верующие и приобщающиеся к таинствам получают различные божественные дары:

  • Таинство крещения – крещаемый троекратно окунается в купель или обливается водой с прочтением молитв. Новокрещенному прощаются прежние грехи, происходит приобщение к Церкви.
  • Таинство миропомазания в православии заключается в нанесении святого мира на определенные части тела. Помазуемому передается дар Духа Святого, наставляющий его на путь духовного самосовершенствования.
  • Таинство покаяния – искреннее раскаяние христианина в своих грехах, полная исповедь духовнику как прообразу Господа. Покаявшемуся грешнику отпускаются исповеданные грехи.
  • Таинство причащения (другое название – евхаристия) – причащение Святыми Дарами, освященными и приготовленными особом способом, вином и хлебом, символизирующими Тело и Кровь Христа; причастившийся соединяется с Господом.
  • Таинство елеосвящения (или соборование) – тело человека помазуется маслом (елеем). Верующему даруется избавление от различных недугов.
  • Таинство брака (известное как венчание) – заключение церковного союза мужа и жены. Родившейся семье даруется божественное благословение.
  • Таинство священства (иначе называется хиротонией) – посвящение в священнослужители. Даруется возможность самостоятельного участия в таинствах церкви, проведения обрядов и совершения служб.

Евангельские тексты содержат прямое упоминание трех таинств – крещения, покаяния и причащения; богоустановленное происхождение остальных таинств засвидетельствовано другими книгами Священного писания и трудами первых учителей церкви.

Связь таинства крещения и миропомазания

Как связаны таинство крещения и таинство миропомазания? Оба они всегда были тесно связаны в церковной традиции. Крещение очищает и освобождает человека от бремени первородного греха и множества личных грехов, а миропомазание дарует благодать Святого Духа, позволяя жить по церковным заповедям и канонам.

С IV века миропомазание совершается сразу после крещения. Оба эти таинства могут быть совершены только единожды за всю жизнь человека.

Значение миропомазания

Православный катехизис (сборник, излагающий основные положения веры) так поясняет суть таинства: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, способствующие росту и укрепляющие в жизни духовной».

Личная пятидесятница

Иногда таинство миропомазания называют личной пятидесятницей человека. Понять смысл этой фразы можно, вспомнив страницы Евангелия.

На пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов снизошел Дух Святой в виде огненных языков пламени. Они сразу же почувствовали воздействие божественной благодати – их наполнила божественная любовь к людям и Христу, готовность посвятить себя служению им. Они получили способность говорить на неизвестных им ранее языках, что позволяло вести проповеди в разных уголках земли.

В таинстве миропомазания с человеком происходит то же самое, что пережили апостолы. Внешняя форма этого явления изменилась – пламя теперь заменяет крестообразное помазание миром, но внутренняя сторона, смысл таинства остались неизменными – схождение Святого Духа и освящение христианина через получаемую благодать.

История установления обряда

В первые годы распространения христианства таинство миропомазания имело совсем иную форму.

Христиане первых веков получали благодатный дар посредством молитв и личного возложения апостолами рук на головы новообращенных.

Однако распространение христианства и возрастающее число верующих сильно затрудняло личное участие апостолов в благословении каждого новообращенного. Поэтому на рубеже III и IV веков внешняя обрядовая сторона таинства миропомазания была изменена.

Теперь вместо апостольского руковозложения стали помазать миром определенные части тела. Миропомазание — это было таинство, которое сопровождалось молитвами и наложением крестного знамения (по-гречески «сфрагис» – печать).

Правом совершать помазание миром наделялись епископы и пресвитеры церкви, назначенные апостолами.

Камень

На Святой Земле, в Иерусалиме, есть святыня, известная миру как Камень миропомазания. Согласно Евангелию, это именно тот камень, на который было положено Тело Спасителя после снятия Его с креста.

Последователи Христа – Иосиф Аримафейский и Никодим – именно на этом камне омыли благовонным миром Тело Господа, приготовив к погребению.

Для сохранности настоящий камень миропомазания в храме Гроба Господня покрыт плитой из розового мрамора, но даже через плиту он источает миро, которое собирают многочисленные паломники для исцеления от недугов.

Святое миро

В переводе с древнегреческого «миро» означает «благовонное масло». По данным различных источников, количество ингредиентов, необходимых для приготовления мира, используемого в таинстве, колеблется от 35 до 75. Такое обилие составляющих миро компонентов соотносится с огромным числом добродетелей, которыми должен обладать истинный христианин. Основу мира составляют белое виноградное вино, чистое оливковое масло и разнообразные ароматические вещества и масла.

На заре христианства правом приготовления и освящения мира обладали только апостолы, позднее – назначенные ими епископы. Сегодня в Русской Православной Церкви готовить и освящать миро может только Патриарх.

В России процесс приготовления и освящения мира происходит раз в два года. Подготовка всех необходимых ингредиентов начинается с Крестопоклонной недели – четвертой недели Великого поста. Все необходимые ингредиенты кропятся освященной водой, варится смесь оливкового масла и вина. Ароматические составляющие мира измельчаются, заливаются готовой смесью масла и вина. Затем миро стоит до конца Великого поста.

В Страстной Понедельник Патриарх освящает все, что используется для мироварения (и ингредиенты, и сосуды), самолично разжигает пламя под приготовленными котлами. Варение мира сопровождается постоянным чтением Евангелия. В Великий четверг миро освящается, причем оно смешивается с миром, освященным в предшествующие годы. Такое смешивание происходило на протяжении многих веков. Благодаря этому сегодня миро содержит часть вещества, сваренного еще во времена апостолов.

Затем готовое и освященное миро раздается на все приходы Церкви.

Значение обряда

Видимой стороной таинства является нанесение священником мира на лоб, глаза, нос, рот, уши, грудь, ладони и ступни человека. При этом каждый раз им произносится: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Почему именно эти части тела выбраны для проведения обряда? Ответ на этот вопрос дают труды святителей церкви.

Используемое при помазании миро освящает всего человека целиком: посредством помазания лба очищает ум и мысли, через помазание органов чувств (глаз, носа, рта и ушей) наставляет на путь спасения, настраивает на восприятие всего благочестивого, посредством помазания груди дарует божественную любовь и освящает чувства и желания, через помазание рук и ног благословляет на богоугодные дела и поступки, призывает следовать заповедям Господним на всем жизненном пути.

Обрядовая сторона таинства

Миропомазание — это таинство, которое состоит из четырех этапов: помазание миром, хождение вокруг купели, омывание святого мира и пострижение волос.

По окончании таинства крещения (заканчивается одеянием в белые одежды), священнослужитель читает молитву и наносит миро на определенные части тела, которые должны быть насухо вытерты. Нанося святое миро, священник образно рисует крест. До омовения никто не должен касаться помазанных частей тела.

Затем новокрещенный с зажженной свечой и его крестные родители (по церковному обычаю они называются восприемниками) три раза шествуют вокруг купели, двигаясь навстречу солнцу, против часовой стрелки, как совершаются все крестные ходы. Символически это означает вхождение в вечную жизнь, дарованную совершаемыми таинствами, а также их вечную нерушимую силу.

Масло в церкви

Ответ священника:

В Православии, в широком смысле слова, любые священнодействия, в том числе и елеопомазание, могут быть названы Таинством, поскольку через них спасительная сила Божия – благодать, призывается для освящения, как человека, так и неодушевлённой материи. Отличие обряда от Таинств в том, что обряд – это оболочка, или внешняя, видимая сторона Таинства. Выражается она в определённой последовательности священнодействий и молитв.

Елеопомазание на Утрени за Всенощной именуется «полиелеем», или «многомилостию», «многомаслием». Крестообразное помазание чела верующих освященным маслом означает излияние на них милости Божией. Как Вы пишете, оно является, так – же, и одним из видов благословения, запечатления христианина «печатью Бога Живаго» (Апок.7, 2 – 4). И несёт не только символическую нагрузку, но и реально сообщает дар благодати во освящение души и тела.

Исторически, эта традиция берёт своё начало от пророка Моисея, который, по повелению Божию, помазал освящённым елеем своего брата Аарона и его сыновей, во священники, для служения при скинии (Исх. 28 гл.). В Новозаветное время, Спаситель посылал учеников в города и сёла для проповеди Евангелия. Они, «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Мр. 6, 13).

Отличие Миропомазания от елеопомазания заключается в сообщаемых Дарах Духа Святаго: в Миропомазании подаются Богом уникальные, только этому Таинству присущие, благодатные силы для возрастания христианина в жизни духовной и достижения им христианского совершенства, состоящего в победе над грехом. Миро для совершения этого Таинства, может освящать только епископ, а елей – и священники. Елеопомазание может совершаться сколь угодно часто, а Миропомазание – один раз в жизни: в момент Крещения.

Обычай набирать масло из лампад, висящих перед чудотворными иконами, или мощами святых — древний, и имеет целью сообщить человеку Божественное благословение, освящение души и тела, исцеление от недугов. Маслом, с молитвой, помазывают больные части тела, или принимают внутрь.

Зачем в церкви мажут лоб маслом? Что означает этот обряд?

В ответах на этот вопрос есть путаница, то есть, ни одного правильного ответа.

Да, таинство миропомазания совершается в церкви, но оно совершается над человеком только раз в жизни, сразу же после Крещения, во время Крещения, на которое не пускают всех подряд обычно, то есть, постоянно видеть, как совершается это таинство могут только работники храмов. Это дар Духа Святого, дар благодати, который дается как помощь в духовной жизни и благодать эту нужно сохранить и преумножить.

Помазание маслом, которое совершается в церкви регулярно, по субботам и большим праздникам на всенощном бдении (вечерней службе) таинством не является, называется не миропомазание, а елеопомазание, помазание маслом.

На всенощном бдении, совершаемом полным чином, без сокращений, елеопомазание совершается после литии, на которой вспоминается чудо умножения хлебов, совершенное Христом, а потом верующих помазывают маслом, как апостолы помазывали маслом больных для исцеления, это укрепление в духовной жизни и укрепляет также физически.

Миропомазание, которое совершается в храме после таинства Крещения — это аналог схождения Святого Духа на человека, как это было с апостолами в день Пятидесятницы, но не аналог елеопомазания для телесного и духовного исцеления.

Вопрос от Татьяны:

Батюшка, благословите! Подскажите пожалуйста, была на службе в селе (впервые поехала, хотелось посмотреть Храм). Во время елеопомазания батюшка не крестом помазал лоб, как всегда мажут, а точку поставил.

А когда к руке хотела приложиться, убрал ее и сказал: “Не дам!” Я тогда растерялась и вышла. А теперь думаю об этом, и кажется, что чем-то провинилась. Не могу понять чем.

Может, батюшка подумал, что губы накрашены (у меня перманент)? А почему лоб не помазал? Простите за невежество. Спаси Господи!

Отвечает священник Димитрий Полинкевич:

Здравствуйте, Татьяна! Служба елеопомазания в храме означает сугубую (обильную) милость, изливаемую Господом на празднующих в памятный день церковного праздника. Само помазание освященным елеем на службе передает нам благодать через чувственный предмет – елей (масло).

Обычно принято помазывать крестообразно, в знамение спасительного Креста Господня, но сам по себе этот жест не имеет канонического предписания. Почему священник так помазывал – не известно.

Точно также и целование руки – это благочестивый обычай, ведь само помазание елеем уже есть благословение.

Мне кажется, не стоит Вам сильно переживать по этим не значительным поводам, чтобы не потерять торжество и святость причастности святому дню праздника, ведь в разных храмах неканонические особенности службы могут различаться.

>Вопрос:

Для чего во время вечерней службы совершают помазание маслом? Говорят — благословляют, но — в каком смысле? Что это значит?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как вернуть украденную вещь

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

С самых древних библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс.51:10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем, голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист: «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт.8:11). Это было знаком примирения с Богом.

Освященным елеем в Ветхом Завете помазывались священники, цари и пророки. Через это подавались им дары Святого Духа. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар.16:1).

Искупительная жертва Господа нашего Иисуса Христа устранила завесу, отделявшую верующих от Святого святых, куда мог только раз в год входить первосвященник. Врата в Царствие Небесное отверзлись всем уверовавшим во Спасителя. Св.

апостол, обращаясь ко всем ученикам Христовым, говорит: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет.2:9). Поэтому в Новозаветной Церкви помазание совершается над всеми христианами. Они получают печать дара Святого Духа в таинстве миропомазания.

В таинстве святого елея (соборования) через семикратное помазание врачуется душа и тело. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14).

Кроме этого многообразную благодать Святого Духа православные христиане принимают во время полиелейной праздничной утрени после чтения Святого Евангелия, когда священник или епископ изображает на челе освященным елеем крестное знамение.

Источник: https://kanal21.ru/maslo-v-tserkvi/

Елеопомазание в церкви в какие дни проводят, значение на вечерней службе

Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов.

Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства — помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

Записку Матроне Московской о здравии написать

Источник: https://vsemolitva.ru/eleopomazanie-v-cerkvi-v-kakie-dni-provodyat-znachenie-na-vechernej-sluzhbe.html

Что такое помазание?

Я присоединилась к Церкви, когда мне было 16 лет, и я была единственным членом Церкви в моей семье. Мои родители были против моего крещения, но сдались, подумав, что это всего лишь временная «фаза» в моей жизни.

Из-за противостояния родителей, после того как я присоединилась к Церкви, я не могла посещать уроки семинарии. И хотя мое свидетельство было крепким, я не могла участвовать во всех классах и мероприятиях, доступных членам Церкви.

По этой и некоторым другим причинам, мой прогресс в познании того, как Евангелие действует даже в незначительных моментах нашей жизни, шел очень медленно.

Я узнала о Патриархальном благословении и успела получить свое собственное до того, как начала учиться в колледже, но я ничего не знала о других благословениях священства — таких, например, как исцеление. И я вообще никогда не слышала о помазании.

Незадолго до моего 22-летия я собиралась выйти замуж. Я совершенно не была подготовлена к этому. Единственная моя подготовка заключалась в том, что я была достойна храмовой рекомендации. Так что этот опыт был для меня совершенно новым, и я в особенности была приятно удивлена церемонией помазания, которая дала мне возможность начать все заново с чистого листа, так же, как это было во время моего крещения.

Помазание в древности

Помазание маслом является таинством Евангелия еще, возможно, с тех времен, когда у Адама появилось потомство.

Но самое раннее письменное свидетельство о нем содержится в Библии, когда израильтяне в пустыне построили скинию, и Моисей посвятил Аарона и все необходимые вещи, нужные для служения Господу в этом переносном храме.

Для помазания скинии и израильтян, а также ковчега откровения, других священных предметов и для помазания Аарона и его сыновей было использовано оливковое масло (См. Исход 30:22-31). Аарон, так же как и все эти предметы в скинии, был посвящен на служение Богу.

Моисей посвятил Аарона на его служебные обязанности священника в храме, помазав его маслом и посвятив его на это служение через рукоположение.

Священники, служащие в храме, также использовали оливковое масло в ритуальных жертвоприношениях.

В древности помимо пророков, священников и священных предметов, помазание маслом совершалось также и для израильских царей, посвящая их на их особое служение и показывая, что они призваны на эту службу Богом.

Святое помазание совершается посредством власти и силы святого Священства Мелхиседекова (которым Моисей, Самуил и Елияс обладали как пророки).

Только освященное и благословленное носителем священства оливковое масло может быть использовано для помазания в Церкви. Так было в древности, и такой порядок сохранился и до наших дней.

Оливковое масло — символ Спасителя

Почему для помазания используется оливковое масло?

В древности масло, выжатое из оливок, считалось самым однородным, самым прозрачным, самым ярко горящим и долговечным из всех масел как животного, так и растительного происхождения. Оно также считалось самым чистым и потому очень хорошо подходило для помазания.

Оливковое масло считалось бесценным среди израильтян. Оно не только считалось полезным продуктом и отличным средством для кожи, но также использовалось в медицине и как топливо для ламп. Оно служило в качестве пищи, а также давало свет и использовалось в целях исцеления (символ Спасителя). Оливковое масло используется для всех этих целей, но только освященное и благословленное масло может быть использовано в священных обрядах.

В Церкви существует определенный порядок освящения масла. Инструкцию к этому вы можете найти на сайте lds.org в разделе Руководство для семьи. Освященное масло может быть использовано для священных обрядов и для исцеления больных.

Многие старейшины носят освященное масло на брелоке, чтобы всегда иметь его в нужную минуту.

Иисус Христос — «Помазанник»

Иисуса называют Христом (греческое слово) и Мессией (арамейское слово). Оба слова означают «помазанник». Это значит, что Иисус был помазан Отцом быть личным представителем Отца во всех делах, касающихся спасения человечества (Библейский словарь) (смотрите Исаия 61:1-3, от Луки 4:16-22, Деяния 4:27 и 10:38).

Иисус Христос был помазан на то, чтобы быть Спасителем мира, еще до сотворения мира. Он был единственным поистине святым из всех людей, которые когда-либо жили на земле, потому что Он был совершенным, и потому что Он полностью посвятил Свое время, свои силы и Свою жизнь выполнению воли Отца.

Хотя Книга Мормона в основном говорит о ветхозаветных временах, пророки Книги Мормона знали, что Иисус был помазанником, и называли Его Христом. Они верили в Него еще до того, как Он пришел в мир.

Они понимали, что спасение придет не через закон Моисеев, но что этот закон укрепит их веру во Христа. Таким образом, они сохраняли надежду, веря в вечное спасение и опираясь на дух пророчества, который говорил о том, что будет (Алма 25:16).

Помазание в целях освящения

Освящение означает освобождение от греха, очищение и становление непорочным через Искупление Иисуса Христа. Мы «освящаем себя», когда посвящаем себя праведности в глазах Бога. Формально мы можем быть посвящены (при условии, что мы продолжаем быть достойными) только в храме через помазание, что возможно благодаря силе и власти священства, дарованного мужчинам и женщинам, выполняющим этот обряд.

Святые последних дней, ставящие Христа на первое место в своей жизни и непрестанно кающиеся, могут жить в состоянии освящения постоянно. И этот святой источник может быть призван на служение Господу в любой момент, когда Господу потребуется от нас быть Его помощниками.

Помазание для исцеления больных

Во время своего выступления на апрельской Генеральной конференции 2010 года Старейшина Даллин Х. Оукс детально описал обряд помазания с целью исцеления. Он напомнил слушателям, что мормоны верят в исцеление «при помощи медицинских средств, молитв веры и благословений священства».

Старейшина Оукс учил, что «Применение власти священства для благословения больных состоит из пяти компонентов: (1) помазание, (2) запечатывание помазания, (3) вера, (4) слова благословения и (5) воля Господа». Он также сослался на Новый завет, заметив, что в Священных Писаниях говорится о том, что апостолы тоже совершали помазание маслом, чтобы исцелять больных.

В Послании от Иакова мы узнаем о роли помазания наряду с другими компонентами благословения на исцеление: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (От Иакова 5:14-15).

Запечатывание помазания утверждает его, чтобы Господь мог излить Свои благословения с небес. Запечатывание помазания произведено такой же силой и властью, какой выполнено помазание — силой и властью Священства Мелхиседекова.

Благословения священства на исцеление довольно распространены в Церкви, но вы редко услышите истории обо всех чудесах, которые с ними связаны. Старейшина Оукс сказал: «современное откровение предостерегает нас, чтобы «[мы] не хвалились этим и не говорили об этом перед миром, ибо все это дано [нам] на [наше] благо и спасение» (У. и З. 84:73)».

В Учении и Заветах 42:48 Господь обещает нам, что «тот, кто верует в [Него] ради исцеления своего, если не назначено ему умереть, будет исцелен». Помазание, запечатывание помазания, вера и воля Господа являются важными компонентами благословения на исцеление. В других благословениях, требующих власти Священства (таких как патриархальное благословение, отцовское благословение и т. д.), основой являются произнесенные там слова.

Старейшина Оукс процитировал историю Старейшины Глена Л. Радда, бывшего представителя Высшей Власти Церкви, которая показывает силу помазания и благословения на исцеление:

«Мне сообщили по телефону, что одна родственница, двенадцатилетняя девочка по имени Дженис, попала в больницу с серьезными травмами. Ее мать хотела, чтобы ей дали благословение священства.

Мы со старейшиной Каули отправились в больницу. Там мы узнали подробности несчастного случая. Дженис попала под автобус. Сдвоенные задние колеса переехали ее голову и тело.

Мы со старейшиной Каули вошли в палату, где лежала Дженис. У нее был перелом таза, серьезная травма плеча, множественные переломы костей и тяжелейшие неоперабельные повреждения головы. Тем не менее, мы чувствовали, что должны послужить ей и благословить.

Я помазал ее маслом, а старейшина Каули запечатал помазание. С силой и решимостью он благословил ее на поправку и нормальную дальнейшую жизнь. Он благословил ее выздоровлением без серьезных последствий от ее многочисленных травм.

Это было великое благословение и воистину величественный момент.

Дженис более месяца не могла пошевелить ни единым мускулом. Мы не теряли веры. В благословении было сказано, что она поправится без каких-либо длительных последствий.

Прошло много лет с того посещения больницы. Недавно я разговаривал с Дженис. Сейчас ей 70 лет, у нее трое детей и одиннадцать внуков. Сегодня у нее нет никаких последствий от того несчастного случая».

Определенный порядок помазания и благословения больных был открыт пророкам древности, а также современным пророкам.

Помазание должно быть выполнено по этому установленному стандарту, но дух и обещания благословения индивидуальны в соответствии с нуждами и верой человека, получающего его, а также в соответствии с верой тех, кто озабочен выздоровлением больного, и старейшин, дающих это благословение.

Праведность старейшины, дающего благословение не столько важна, сколько вера получающего это благословение. Дающий благословение является всего лишь посредником Господа и не играет главную роль в процессе исцеления.

«Мы рукополагаем и помазываем маслом, осуществляя физическое прикосновение и применяя осязаемую субстанцию, но ни руки, ни масло не могут исцелить. Исцеляет вера в Иисуса Христа и сила священства» (Д. Келли Огден).

Для освящения масла и благословения больных не требуется представитель председательствующей власти. Если мужчина имеет власть Священства Мелхиседекова и является достойным членом Церкви, ему дана власть давать такие благословения.

Благословение без применения масла?

Старейшина Джозеф Филдинг Смит сказал:

«Это привилегия и обязанность старейшин благословлять больных через рукоположение. Если у них есть чистое оливковое масло, которое было освящено для этой цели, им следует помазать больного, а затем возложить на его голову руки, чтобы запечатать благословение.

Если под рукой не оказалось освященного масла, им следует благословить больного через рукоположение силой священства и молитвой веры, чтобы желаемое благословение пришло посредством Святого Духа Господа. Таков порядок, установленный с начала в соответствии с Божественным планом» (Учения спасения, сост.

Брюсом Макконки, т. 3, изд. Букрафт, 1954–56, 3:183).

Также, если присутствие двух старейшин невозможно, один и тот же старейшина может помазать и запечатать благословение, а также произнести вдохновенное благословение.

Понимание процесса помазания помогает нам жить более праведно

Нам, Святым последних дней, было доверено иметь в нашей жизни полноту Евангелия, и помазание и исцеление — важная часть этого Евангелия. Более глубокое понимание и благодарность за благословения помазания, которые мы получили, помогает нам быть достойными благословений и обещаний, которыми удостоил нас Бог.

Автор Гейл Бойд.

Источник: https://christjesus.ru/2534/chto_takoye_pomazaniye

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотитвослов
Какой страны имя Артур

Закрыть