Что такое кафедральный собор

Кафедральный собор — что это такое и чем отличается от церкви

Что такое кафедральный собор

Кафедральным собором называют религиозное сооружение тогда, когда там расположена кафедра епископа, то есть оно является главным храмом епархии.

Что означает слово «собор»

Слово «собор» осталось у нас от древнеславянского слова, означающего съезд или собрание.

  • Обычно собором называют главный храм в городе.
  • В соборе каждый день проводят служения минимум три священника.
  • Здесь могут служить и верховные духовные лица: патриарх, епископ, архиерей.
  • Соборы обладают большой территорией, поэтому в них для служения собирается много прихожан и духовных служителей.
  • Также они рассчитаны на то, что в них будут проводиться богослужения во время праздников

Что такое «кафедральный собор»

Соборы делятся на монастырские и кафедральные. Кафедральным собором называется та церковь, где расположена кафедра действующего епископа. В таком месте собирается много представителей духовенства. В главных храмах стоит кафедра, то есть возвышение, где епископ проводит службы.

Чем собор отличается от церкви

Слово «церковь» пришло из греческого языка и имеет значение «дом Господа». В церкви есть алтарь и комната для молитв – трапеза.

По другой версии, статус церкви присваивается за количество приделов, то есть куполов с крестом. У храма их может быть до тринадцати, в то время как у церкви – всего один. И обычно в таких церквях литургию проводит лишь один священник.

Подводя итоги, главное отличие кафедрального собора от церкви – наличие кафедры епископа и ориентированность на большое количество духовенства.

Соборы в разных направлениях христианства

Три основных направления христианства – православие, католицизм и протестантизм. Исторически сложилось, что эти направления различаются как в трактовке и взглядах, так и в строительстве церквей.

Православие

У православного храма выделяют три части:

  1. Алтарь;
  2. Наос (или средняя часть под куполом);
  3. Притвор (вход внутрь).

При этом в православных храмах алтарь закрыт иконостасом. Также одно из главных отличий – архитектурная форма куполов. Если у католиков сооружения строились в готическом стиле, то православные церкви и храмы обладают светлыми цветами, купола округлые.

Католицизм

Как уже говорилось выше, католические церкви построены в стиле готика, то есть обладают большими масштабами, сложены из темного камня, большая детализация, острые башни тянутся вверх, предавая устрашающий вид. При строительстве католики старались подчеркнуть, насколько Бог возвышается над людьми. Также внутри стоят лавочки и службу прихожане слушают сидя.

Протестантизм

В архитектуре протестантских сооружений преобладает минимализм и лаконичность. Интересная их особенность в том, что в этот стиль может вплетаться местная культура. Например, на востоке протестантский храм может быть выполнен в виде мечети, в Прибалтике может быть построен в виде деревянного сруба.

Самые известные православные соборы

  1. Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя, расположенный в Москве, особенно популярен у политиков и бизнесменов. Его отстроили в 1997 году, восстановив собор 19 века. 
  2. Собор Василия Блаженного (или Собор Покрова Пресвятой Богородицы) так же расположен в Москве на Красной площади и уже считается ее символом. Построен был в середине 16 века, о его архитекторе до сих пор идут споры.
  3. Казанский кафедральный собор находится в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Он совсем непохож на обычную православную церковь, потому что выполнен в стиле ампир. Во времена СССР его сделали Музеем религии и атеизма, но в 200 году его снова сделали собором и заново освятили.
  4. Успенский собор во Владимире известен тем, что построен до времен татаро-монгольского ига и до постройки Москвы считался важнейшим собором Руси.
  5. Церковь покрова на Нерли была заложена в 1165 году. Формы просты и изящны. И пусть храм не может похвастаться особой пышностью, но все равно достаточно ценится историками.

Источник: https://pravednik.info/kafedralnyj-sobor-chto-eto-takoe-i-chem-otlichaetsya-ot-cerkvi.html

Кафедральный собор — рассказываем в общих чертах

Что такое кафедральный собор

[desc][/desc]

Кафедральным собором называют религиозное сооружение тогда, когда там расположена кафедра епископа, то есть оно является главным храмом епархии.

Как добраться

Гуляя по Готическому кварталу Барселоны, отыщите улицу Carrer del Bisbe, начинающуюся от площади Святого Хауме. Она пешеходная, так что от созерцания медленно открывающегося перед вами собора ничто не отвлечёт. Вдобавок на обеих сторонах улицы посетителей ждут интересные магазинчики. Лучший же вид на Кафедральный собор открывается с площади de la Seu — именно сюда выходит его главный фасад.

: Есть ли горнолыжные курорты в Армении?

Немного истории

Такое масштабное предприятие, как возведение Кафедрального собора Барселоны, разумеется, требовало массу средств и времени. Первых часто не хватало, и строительство останавливалось на неопределённый срок. По этой причине разные архитектурные элементы собора датируются 1298—1460 годами, а главный фасад был построен лишь в 1870 году на основе эскизов 15 века.

Интерьер собора

Войдя в собор через главный вход, попадаешь в огромное, поющее пространство, ограниченное где-то высоко летящим куполом. Планировка Кафедрального собора — это центральный широкий неф и два боковых прохода, отделённых от него изящными колоннами.

Главный шедевр алтаря собора — деревянная скульптура Христа Лепантского, некогда располагавшаяся на носу флагмана испанского флота в сражении с турками при Лепанто в 1571 году. Видимую невооружённым глазом кривизну статуя приобрела, защитив корабль от летящего снаряда.

Чуть поодаль на внушительной высоте в стене располагаются саркофаги графа и графини Беренгер, при активном участии которых в 11 веке строился предшественник нынешнего Кафедрального собора. Стоит обратить внимание на возвышающиеся в центре нефа резные деревянные хоры 14 в, увенчанные гербом барселонского отделения Ордена Золотого Руна.

В крипте под алтарём можно увидеть алебастровый саркофаг Святой Евлалии, одной из покровительниц Барселоны, принявшей мученическую смерть от рук римских преследователей в 4 в.

Из капеллы Кафедрального собора лифт поднимает желающих на смотровую площадку у купола. Стоимость удовольствия — 3 EUR.

Непременно стоит посетить уютный внутренний дворик собора с пышной зеленью и фонтаном, где в память о Святой Евлалии проживают и прекрасно себя чувствуют тринадцать холёных белых гусей. В одной из прилегающих капелл увековечены имена 930 служителей культа, погибших в ходе гражданской войны в Испании.

Зал церковных собраний, богато декорированный красным бархатом и резьбой на тёмном дереве, представляет несколько значимых художественных произведений, в числе которых «Пьета» Бартоломео Бермехо.

Посещать собор при минимуме туристов лучше всего сразу после открытия или вечером. Если вы хотите посетить интерьеры собора «по максимуму», имеет смысл купить единый билет: хоры, Зал собраний и смотровая площадка на крыше за 7 EUR.

Кафедральный собор Барселоны – из истории

Храм строился на фундаменте римской базилики IV века, начиная с 1298 года. Но еще раньше, в 1268 году, была сооружена сохранившаяся до наших дней часовня Святой Люсии (примыкает к внутреннему двору).

Строительство храма продолжалось более 150 лет, до 1460 года. Главный вход был сооружен значительно позже, через четыре столетия, в 1870 году.

В конце XIX века был возведен главный фасад и только через четверть века, в 1913 году, появился центральный шпиль.

: Что посоветуете попробовать из армянской кухни? (видео)

Кафедральный собор Барселоны — краткое описание

Храм построен в неоготическом стиле. главный его фасад украшен скульптурами библейских персонажей, ангелов и королей. Две восьмигранные башни-колокольни имеют высоту 53 метра. На левой башне установлен огромный колокол весом 3 тонны, названный колоколом Евлалии. На правой башне – 10 меньших колоколов с женскими именами. Центральная башня имеет высоту 70 метров.

Как и во многих европейских храмах, для отвода дождевой воды используются скульптуры гаргулий, древних фантастических существ, охраняющих храм от нечистой силы.

Всего в храме 6 входных ворот, главные из них выходят на площадь Святой Евлалии.

Внутри Кафедральный собор выглядит величественно и, вместе с тем, строго и просто.

Источник: https://activizm.net/turizm/kafedral-nyy-sobor-chto-eto-takoe-i-chem-otlichaetsya-ot-cerkvi.html

Кафедральный собор в Калининграде — визитная карточка города (орган, музей Канта, экскурсии)

Что такое кафедральный собор

Кафедральный собор в Калининграде или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта (немецкое название Konigsberger Dom — Кёнигсбергский кафедральный собор) — главное культурное и историческое место Калининграда.

Первое упоминание о Кафедральном соборе относит нас к 1333 году, именно эту дату (13 сентября 1333 г.) принято считать «Днем Рождения» собора. Формально, датой завершения строительства собора считается 1380 год, но работы, проводимые в соборе, продолжались и позже.

До начала церковной реформации 16 века собор являлся главным католическим храмом Кенигсберга, был посвящен Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту. Также, за время своей богатой истории, собор был лютеранским храмом Пруссии.

После Второй мировой войны здание собора стало руинами, коими и оставалось до 1990-х годов, когда начались работы по восстановлению собора.

В настоящее время Кафедральный собор является визитной карточкой города Калининграда. Изображение этого монументального здания можно видеть в рекламных проспектах, на открытках, брелоках, кружках и прочей сувенирной продукции.

Расположен Кафедральный собор в самом сердце города, на острове Канта, являя собой доминанту острова.

Пожалуй, ни один турист, посещающий Калининград, не может обойти собор стороной, ведь помимо привлекающей внимание архитектуры — стиль кирпичной (балтийской) готики, собор притягивает к себе внутренним убранством.

В настоящее время по прямому назначению Кафедральный собор не используется, сейчас это многофункциональный культурный центр, место проведения фестивалей, концертов и всевозможных значимых событий в городе.

На постоянной основе в соборе функционируют: концертный зал, заалтарное пространство, музейная экспозиция и две часовни.

Концертный зал Кафедрального собора в Калининграде (орган Кафедрального собора)

Главный зал Кафедрального собора — одно из самых изысканных и посещаемых мест в соборе.

В данном зале находится уникальный в своём роде органный комплекс, состоящий из двух органов — большого и малого хорового. В связи с чем, зал носит название «Органный».

Органы собора — механические инструменты с добавлением электроники, изготовлены немецкой органостроительной фирмой «Alexander Schuke».

Большой орган был установлен в соборе в 2008 году и в настоящее время является самым большим органом в России.

Фото малого органа

В органном зале проводят: ежедневные дневные органные мини-концерты (продолжительность 40 минут); вечерние концерты один-два раза в неделю, где играют ведущие российские и европейские музыканты.

Помимо органов в зале собора можно видеть:

— историческая реликвия — Крестильная чаша-купель. Считается, что чаша появилась ещё в Кёнигсберге, до 1350 года (точная дата неизвестна), и прежде, чем попасть в собор, находилась в Альтштадтской церкви, где в то время располагалась кафедра епископа.

Купель выполнена в романском стиле, имеет высоту 113 сантиметров, материал — известняк. Восьмигранная чаша размещена на объемном пьедестале. Все грани опоры и чаши имеют выпуклые рисунки и символические аспекты;

— витраж с масонскими символами;

— фрагменты бывшего строения собора;

— подлинный билет Кёнигберского Кафедрального собора на одну из постановок, от 3 апреля 1944 года.

Заалтарное пространство Кафедрального собора в Калининграде

Бывшее заалтарное пространство собора ныне располагает тремя эпитафиями.

Центральную часть занимает восстановленная эпитафия герцогу Альбрехту первому.

Во время Второй мировой войны надгробие пострадало в пожаре. Затем собор подвергался разграблениям — искали золото и прочие ценности. Статуи с надгробия Альбрехта были распроданы, а эпитафию заложили кирпичом, местами закрасили краской. В 2009 году начались реставрационные работы самой большой, сохранившейся после войны эпитафии. Это 14-метровое надгробие для усыпальницы первого герцога Пруссии Альбрехта — памятник работы выдающегося голландца Корнелиуса Флореса (1570 год).

В нижней части эпитафии изображены скульптурки двух мальчиков с опушенными вниз факелами, что символизирует окончание земной жизни и начало божественной.

На боковых стенах расположены эпитафии двум женам герцога — первой — Герцогине Доротее и второй супруге герцога — Анне Марии.

Хотя эпитафии и не оригинальные, но выполнены весьма искусно, с соблюдением всех элементов.

Музей имени Канта в Кафедральном соборе, Калининград

Музей имени Иммануила Канта имеет несколько залов, расположенных на трех этажах Кафедрального собора.

В коллекцию музея входят разнообразные экспонаты, связанные с историей Кёнигсберга-Калининграда, а также жизнью и научной деятельностью немецкого философа Иммануила Канта.

В музей Кафедрального собора ведет винтовая лестница.

В первом зале музея представлен макет Кёнигсберга 1937 года, автор — художник-архитектор музея Дырыщев Альберт Михайлович.

Также на макете можно видеть Королевский замок. Замок был поврежден в ходе войн, а в советское время снесены остатки руин. В настоящее время от замка остались лишь фрагменты подземелий, которые можно видеть на площади возле Дома Советов.

Вторым знаменитым экспонатом музея являются элементы старых башенных часов Кафедрального собора, обнаруженные при расчистке территории собора в 1995 году.

В настоящее время на главной башне собора находятся часы, изготовленные по образцу Кёнигсбергских часов. Это самые точные часы в городе, по ним местные жители уже многие годы сверяют свои часы)).

Одеяния членов тевтонского ордена дома святой Девы Марии Тевтонской.

Зал, посвященный наглядной истории Кафедрального собора. На фотографиях запечатлены: собор в довоенное время, в советский период и ход восстановительных работ собора.

Особое место в музее занимает Валленродская библиотека. Зал библиотеки полностью воссоздан в 2005 году с помощью фотографий.

В следующем зале также представлены экспонаты, посвященные истории собора и Канту. Из самых интересных:

— воссозданный костюм Иммануила Канта. Надо заметить, Кант был по тем временам ещё тем модником;

— портрет Канта и единственное цветное изображение, на котором можно видеть Канта сидящего за столом;

— краткая справка, посвященная Графини Марион Хедда Ильза Дёнхоф, оказавшей большую помощь в восстановлении Кафедрального собора. 1 миллион 250 тысяч немецких марок было потрачено на возведение крыши собора;

Картина «Кант в кругу друзей», мастера Н. Фролова 1998 г., копия сделана с иллюстрации Э. Дёрстлинга 1804 г.

В мемориальном зале  музея находится копия посмертной маски Канта. По оной из версий, копия была снята с оригинала.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному будет имя Елена

Фото музея имени Канта

«За кулисами»

С отдельной экскурсией можно попасть «за кулисье» Кафедрального собора.

Подъем проходит по узкой винтовой лестнице

Затем вы, наклонившись и зайдя в маленькую дверь, попадаете в «святая святых» — творческую мастерскую художника-реставратора, в которой видите, как и где работает мастер, а также фотографии, с которых мастера воссоздают «душ прошлых лет».

На фото посмертная маска Иммануила Канта. Возможно, именно с неё была сделана копия, которую можно видеть в мемориальном зале музея Кафедрального собора.

Первое изображение Кёнигсберга в цвете. Также данное изображение можно видеть в музее изобразительных искусств, расположенном в старом здании бывшей Кёнигсбергской торговой биржи, что вблизи острова Канта.

В одной из башен собора каждый вечер загорается зеленый огонек. Ежесуточное зажжение зеленого «огня» было посмертным пожеланием младшего сына герцога Альберта Великого — Лютера Брауншвейгского.

На внешних стенах собора ежегодно гнездится Пустельга (птица из отряда соколообразных семейства соколиных). Птица эта хотя и небольших размеров, но хищная. Сотрудники собора неоднократно видели, как на внешних карнизах окон верхних этажей собора птицы питались мышами и прочей мелкой добычей.

На крыше Кафедрального собора, Калининград

Проход на крышу закрыт для посетителей. С крыши Кафедрального собора открываются нереальной красоты панорамные виды на часть острова Канта, Рыбную деревню, реку Преголя и окрестности.

Часовни в Кафедральном соборе, Калининград

При входе в собор с обеих сторон расположены часовни — небольшая часовня святого великомученика целителя Пантелимона и Евангелическая лютеранская церковь.

Фото часовни

Фото лютеранской церкви

Скульптуры медведей в Кафедральном соборе Калининграда

Возле входа в концертный зал расположены две каменные скульптуры медведей, держащих в лапах щиты с изображением герба Кнайпхофа. Ранее скульптуры этих медведей располагались на лестнице городской Ратуши Кнайпхофа и чудом уцелели во время Второй мировой войны, когда ратуша была разрушена.

Мишки дотированы 1697 годом, это самая старая городская скульптура. Изготовлены мастером Ионасом.

Практическая информация

Адрес Кафедрального собора: расположен собор на острове Канта, по адресу: улица Канта, 1, Калининград.

Концерты, музей и экскурсии в соборе: в соборе проводят концерты, в том числе и органные мини-концерты, авторские экскурсии, квест.

Узнать стоимость, а также расписание мероприятий, проводимых в Кафедральном соборе, можно как в кассах, расположенных непосредственно возле главного входа в собор, так и на официальном сайте собора.

Приобрести билеты можно в кассах собора.

Официальный сайт Кафедрального собора в Калининграде: sobor-kaliningrad

Возле Кафедрального собора

Помимо самого собора на острове Канта находятся: Медовый мост, связывающий остров с Рыбной деревней, могила Канта и парк скульптуры, а также памятники и композиция в миниатюре «Символы Кёнигсберга 1930 г.». Подробнее об острове Канта в Калининграде

Источник: https://life-globe.com/kafedralnii-sobor-kaliningrad/

Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии

  • 1 Краткая история
  • 2 Архитектурные решения
  • 3 Информация для туристов

La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia – главный собор Барселоны. Именно он, а не Саграда Фамилиа знаменитого Гауди, – резиденция местного архиепископа. Более коротко его называют собором св. Евлалии, Барселонским или Кафедральным.

Краткая история

Кафедральный собор посвящён Святой Евлалии Барселонской, в IV в. принявшей мученическую смерть за верность христианской вере. Тогда в Барсино (прежнее название города) властвовали римляне, преследовавшие христиан во всех своих владениях.

Император Диоклетиан послал в городок наместника с приказом заставить христиан отказаться от их веры, или уничтожить. Всех жителей собрали на городской площади.

13-летняя ревностная христианка Евлалия, являвшаяся примером праведной жизни, прилюдно обвинила наместника в насилии и призвала жителей отказаться от обращения в язычество.

Последовавшие вслед за этим ужасные пытки и казнь девочка встретила с потрясшей очевидцев стойкостью и мужеством. Первоначально тело Евлалии было похоронено в церкви Santa Maria del Mar. В VII в. великомученица была причислена к католическим святым. Она является покровительницей города. Св. Евлалия почитается и православной конфессией.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии сооружён на месте разрушенной романской церкви по приказу короля Сицилии, Арагона и Валенсии Хайме II Справедливого. Основное строительство по проекту архитектора Жауме Фабре, начатое в конце XIII в., продолжалось более столетия.

Однако последние штрихи в оформление фасада были внесены лишь к концу XIX в. А шпиль центральной башни, достигающий 70-метровой высоты, был достроен только в 1913 г. Обычный для средневековых сооружений долгострой объяснялся войнами, эпидемиями и нехваткой средств.

Архитектурные решения

Барселонский собор Святого Креста и Святой Евлалии – прекрасный образец готики, позднее дополненный неоготическими деталями. Длина сооружения – 93 м, ширина – 40. 8-угольная центральная башня достигает высоты 50 м.

Несмотря на внушительные размеры, колонны, держащие своды, не давят на зрителя. Специалисты считают, что лёгкость и даже изящность собору придали добавленные позднее элементы французской готики (по образцу Руанского собора).

Многочисленные витражи с льющимся через них светом усиливают это ощущение.

Внутреннее устройство барселонского собора не совсем привычно. Основную часть центрального нефа высотой в 26 м занимает помещение для хора. Его ограждение декорировано красивыми мраморными рельефами, изображающими сцены жизни св. Евлалии. Верхний ярус сидений хора украшен рыцарскими гербами.

https://www.youtube.com/watch?v=zp_4tUTdUkw

За поперечным нефом (трансептом) находится пресвитерий, предваряющий алтарную часть, и главная капелла Майор. Под ней расположена крипта с алебастровым саркофагом, выполненным итальянским мастером Лупо ди Франческо в XIV в. В нём покоятся останки св. Евлалии.

Поверхность саркофага покрыта рельефами со сценами её пыток. По бокам саркофага – четыре изваяния ангелов с подсвечниками, а в центре – небольшая статуя Богоматери с Младенцем. На своде крипты находится рельефный медальон со сценой небесной коронации святой.

Справа от главной капеллы находится сокровищница собора с предметами культа и образцами церковного искусства. Среди них выделяются дароносица XVI в. из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями, и деревянный стул короля Мартина, покрытый позолоченным серебром. Рядом с главным алтарём установлены надгробные памятники основателям прежнего романского собора – графу Рамону Беренгеру I и его супруге.

Всего в соборе – 26 капелл. Каждая из них – произведение искусства. В их алтарях, созданных в XIV–XV вв., изображены архангелы, отцы церкви и святые. Согласно, католической традиции, иконостасы не декорированы. Наиболее известна капелла св. Причастия с алтарным изображением архангела Михаила.

Готические капеллы Санто-Кристо де Лепанто и Преображения выделяются своими рельефными украшениями. В алтарной части первой из них установлена деревянная скульптура распятия Христа. Первоначально она находилась на носу испанского корабля.

Легенда гласит, что распятие увернулось от неприятельского снаряда, после чего застыло в таком положении. Приглядевшись, действительно можно заметить некоторую кривизну статуи.

Компонент Santa Cruz (Святой Крест) в полном названии собора появился именно из-за этой истории.

Ренессансный орган собора XVI в. был отреставрирован в конце XX столетия. С этого времени ежемесячно в соборе проводятся органные концерты.

Во внутреннем дворике (клуатре) находятся высокие одноярусные галереи, фонтан со статуей Sant Jordi (св. Георгия), и сад с пальмами, апельсиновыми и мушмуловыми деревьями. Здесь постоянно живут 13 белых гусей. Их количество соответствует прожитым годам юной святой, а белый цвет символизирует её чистоту и непорочность. Здесь же действует небольшой музей, где экспонируются церковная утварь, гобелены, требник Евлалии, и её терракотовая скульптура.

Слева от входа находятся лифты, поднимающие желающих на крышу собора. Оттуда открывается прекрасный вид на шпиль и Готический квартал Барселоны.

В 2006 г. произошло редчайшее для католического собора событие: перед мощами св. Евлалии был совершён православный молебен.

Информация для туристов

Адрес Кафедрального собора – площадь Pla de la Seu в Готическом квартале (Barri Gotic). До него можно доехать по линии L4 метро, сойдя на станции Jaume I. Альтернативный транспорт – автобусы 17, 19, 40, 45 до остановки Barri Gotic. До этой же остановки может довезти специализированный туристический автобус Barcelona Bus Turistic. Нужно воспользоваться его красным маршрутом Red Route.

Кафедральный собор Барселоны действующий, и в нём регулярно проводятся мессы. Но он открыт и для туристов ежедневно с 8 до 19:30. Утром до 12:45 (в воскресенье – до 13:45) и вечером после 17:15 его можно посетить бесплатно.

Но за осмотр хоров нужно будет заплатить 2,8 EUR, а за подъём на крышу – 3 EUR. В остальные часы – с 13 (в воскресенье – с 14) до 17, стоимость входного билета с осмотром храма, хоров и подъёмом на крышу – 6 EUR.

Следует учесть, что в часы бесплатного посещения выстраивается большая очередь.

При посещении фотосъёмка внутренних помещений ограничена (особенно со вспышкой). В соборе посетители могут зажечь не обычную, а электронную свечу. Для этого нужно бросить монету в прорезь специального автомата.

На площади перед собором местные жители часто берутся за руки, и, под звуки флейты, танцуют хороводный танец сардана. Замкнутый круг символизирует общность каталонцев перед лицом внешнего мира. Они ценят внимание к своей культуре, поэтому с радостью примут иностранца в круг.

Источник: https://barcelona24.ru/sobor-svyatogo-kresta-i-svyatoy-evlalii.html

Чем отличается храм от церкви | Православиум

Рубрика: Православный храм

Прежде чем выяснить, чем отличается храм от церкви, необходимо разобраться в этих понятиях.

Православный храм — это здание или помещение, предназначенное для проведения Таинств и богослужений, в первую очередь главного из них, Литургии (Таинства Причастия Богу). Храм может быть как отдельным зданием, так и помещением внутри строения с другими основными функциями — так называемые домовые храмы. Во времена первых христианских общин храмом могли быть жилые дома и даже пещеры. Некоторые пещерные монастыри сохранились и функционируют в наши дни. 

Существует множество видов храмов:

  • кафедральный (главный храм в епархии);
  • дворцовый (сюда же относятся кремлёвские и крепостные церкви, например, Успенский собор в Москве);
  • приходской;
  • монастырский;
  • храм-подворье;
  • домовой или келейный храм;
  • храм-усыпальница;
  • кладбищенский;
  • тюремный;
  • больничный;
  • войсковой;
  • миссионерский;
  • единоверческий (вид старообрядческих храмов) и так далее.

Каждый храм посвящён либо Господу или Божьей Матери, а так же иконам в Их честь (церковь в честь Спаса Нерукотворного, собор Казанской иконы Божьей Матери), либо святому (собор Василия Блаженного, храм в честь Спиридона Тримифунтского), либо православному празднику (Троицкий собор, Вознесенский собор), либо ангелам и ангельским силам (собор Архистратига Михаила).

Православный храм — кафедральный собор Александра Невского в Софии (Болгария)

В первом значении слово “церковь” является синонимом храма. На раннем этапе истории Православия церковью также называли городские православные общины, например, Константинопольская церковь или Римская церковь. Впоследствии понятие стало применяться и к помещению, в котором собираются верующие, совершаются Таинства и богослужения. 

Церковь как сообщество верующих

Это значение слова “церковь” по происхождению схоже с предыдущим. Только  в наше время оно обозначает не городскую православную общину, а собрание избранных в духовном смысле христиан. В этом и главный ответ, чем отличается храм от церкви.

Часто к этому понятию добавляют деление внутри христианской конфессии, например: Русская Православная Церковь, Римская Католическая Церковь, Немецкая Лютеранская Церковь.

Храм и церковь: в чём разница?

Чем отличается храм от церкви? Понятие “церковь” шире, чем “храм”. Если храм — это культовое здание, то церковь может быть как зданием, так и сообществом верующих города, страны и даже всего мира, например, Вселенская Православная Церковь.

Собор

Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.

Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.

Церковь

Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).

Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.

Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.

Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.

Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.

Часовня

Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря.

После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется одежда монаха

В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.

Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.

Источник: https://pravoslavium.ru/chem-otlichaetsya-xram-ot-cerkvi/

Бургосский собор в Испании. Описание архитектуры и интересные факты

Посещение собора для туристов платное, но его архитектура, внутреннее убранство и сокровища стоят того, чтобы потратить несколько евро. Впрочем, решайте сами.

О соборе

В Кастилии есть провинция Бургос со столицей в одноименном городе. Здесь, в центре Бургоса, находится главный памятник региона — Кафедральный собор Санта-Мария. Это одна из самых великолепных средневековых построек на территории Испании. В списке ЮНЕСКО.

Архитектура и интерьеры

Так как стройка растянулась на века, собор представляет из себя смесь готики, барокко и ренессанса.

Главный фасад выходит на запад, на пл. Санта-Мария, посвящен Богоматери. Над прославляющими ее скульптурными изображениями красуется готическая роза, а над ней — вереница статуй королей Кастилии. Сверху на королей смотрит Дева Мария. Венчают этот фасад две ажурные башни.

Самый древним является южный вход 13 века, Священные врата. Над ним — невероятный тимпан, выше – роза и галерея со статуями 12 апостолов и Христа.

Вход с северной стороны называется Вратами апостолов. Скульптурная группа их тимпана рассказывает о Страшном суде. Здесь нас тоже встречают 12 апостолов.

Если снаружи собор просто красив, то внутри он великолепен. Основное помещение имеет форму креста, 84*59 м. По периметру 15 капелл. И всюду невероятное количество каменной резьбы, скульптур тончайшей работы, позолоты, металлических кованых и литых украшений, уникальных изделий.

Не забывайте поднимать голову вверх, потолки собора потрясают великолепием.

Главный алтарь создан в 16 в., самым почитаемым его изображением является «Мария на троне».

Весь собор украшен витражами, в том числе тремя окнами-розами.

Гордость собора — Золотая лестница. Эта мраморная лестница с позолоченными перилами, возле которой хранится уникальная реликвия – золоченая повозка с ангелом.

Не менее любопытен «Пожиратель мух». Фигурка, которая украшает часы 16 в., открывает рот, отбивая каждый час.

Каждая из капелл вдоль стен собор — произведение искусства.

Самая древняя – капелла 13-го века Сан-Николас.

Алтарь капеллы Св. Анны представляет из себя резную библейскую историю так называемое Древо Иессея. Оно ветвится по полотну алтаря, в центре его тянутся друг к другу Анна и Иоаким, родители Девы Марии, чья фигура с младенцем венчает крону дерева.

В капелле Коннетабля 15 в. прекрасная резьба по камню, 3 изысканных алтаря, богатые мраморные надгробия, на стене – рисунок кисти ученика Леонардо да Винчи, изображающий Марию Магдалину. Здесь сохранились великолепные витражи и удивительный купол.

В соборе похоронены такие люди, как епископ Маурисио, другие епископы и члены королевской семьи Кастилии. Их надгробия представляют из себя произведения искусства.

Под простым надгробием, плитой из розового мрамора, покоятся останки национального героя Кастилии Родриго Диас де Вивара, больше известного как Эль Сид Кампеадор. В память о нем в соборе хранится его меч – Тисона.

После осмотра собора пройдите в патио, оттуда — в сокровищницу и музей. Наиболее ценным экспонатом считается скульптура «Христос у колонны».

Интересные факты

  1. Сундук Эль Сида, который он принес еврейским ростовщикам. Когда ростовщики вскрыли сундук, увидели груду булыжников. И только когда Сид пришел выкупать свои сокровища, булыжники опять засверкали драгоценностями.
  2. Фигура Христа, обтянутого буйволиной кожей, покрытой ранами, способна мироточить, у нее растут волосы и ногти.
  3. Обезьянка. Некто Хулиан помогал людям, но кое-кто стал злоупотреблять его добротой.

    Хулиан обратился к колдуну, и тот превратил его в обезьяну. Спасаясь от мучителей, забралась обезьянка на верх фасада и от долгого сидения окаменела.

  4. Улыбающийся осёл. Этой горгулье над главным входом почти 800 лет, есть несколько версий, откуда осел возник, но ни одна не объясняет улыбки.
  5. Горгулья в виде алхимика. Кто-то из строителей собора входил в гильдию алхимиков. Они нашли свое бессмертие, их философским камнем стал прекрасный собор.

Официальный сайт: catedraldeburgos.es

Адрес: Plaza Santa María s/n 09003 Burgos

Туристам доступны не все помещения, в некоторые могут попасть только верующие.

Касса и вход для туристов — с южной стороны собора, верующие могут войти через западный портал.

Расписание работы для туристов

  • С 19 марта по 31 октября – с 9:30 до 19:30, вход до 18:30.
  • С 1 ноября по 18 марта – с 10:00 до 19:00, вход до 18:00.
  • 26 октября — с 9:30 до 15:00.
  • 8 декабря – с 10:00 до 11:00.
  • 24 и 31 декабря – с 10:00 до 13:00.
  • 25 декабря и 1 января собор закрыт.

Зоны для верующих открыты утром и вечером, расписание на сайте собора.

Билеты

  • Обычный — 7,00 €.
  • Для группы более 15 человек — 6,00 €.
  • Лицам старше 65 лет — 6,00 €.
  • Студентам до 28 лет — 4,50 €.
  • Детям от 7 до 14 лет — 2,00 €.
  • Паломникам с паспортами паломников — 4,50 €.
  • Инвалидам — 2,00 €.
  • Многодетным — 4,50 €.

Некоторые билеты включают услуги аудиогида.

По вторникам с 16.30 до 18.30 (зимой с 16.30 до 18.00) вход бесплатный.

Описание не заменит возможности увидеть собор своими глазами.

Источник: https://advisor-espana.es/kafedralnyy-sobor-burgosa/

Берлинский кафедральный собор: история, архитектурный облик, святыни, адрес

На территории Музейного острова расположен величественный Берлинский собор. Монументальное сооружение является самой большой протестантской церковью Германии и местом упокоения представителей королевской династии Гогенцоллернов. Ежегодно тысячи туристов стремятся попасть в храм, чтобы осмотреть вблизи эту достопримечательность. Богемное сооружение завораживает своей красотой и величием.

История собора

Строительство храма было связано со стремлением Вильгельма II продемонстрировать величие Германии. Собор в Берлине с зеленым куполом стал ответом на сооружение базилики святого Петра в Ватикане.

Возведение и основание

Кафедральный собор был построен в 1465 году на месте церкви святого Эразма, которая являлась частью нового королевского дворца . В 1456 году она стала коллегиальной, а в 1539 году после реформации Мартина Лютера и Иоанима II получила статус лютеранской. Здесь проходили пышные придворные церемонии и приходские богослужения. В середине XVIII века гробницы из усыпальниц храма перенесли, а само здание было снесено.

В период с 1747 по 1750 год вместо соборной церкви к северу от дворца кайзера возвели собор Шинеля в стиле барокко. Такое указание король Фридрих Великий дал архитектору Иоганну Боуману. Церковь была частью Берлинского замка и представляла собой королевскую усыпальницу.

Через 75 лет король Карл Шинкель представил планы по возведению нового храма. Строительные работы начались, но затем были приостановлены из-за ограниченных финансовых возможностей.

Сооружение в неоклассическом стиле не понравилось новому правителю Вильгельму II, поскольку архитектурный стиль не отображал могущество империи и его величие, как представителя династии. Король пожелал, чтобы собор превзошел по всем параметрам храм Святого Петра в Риме.

В 1893 году недостроенное здание церкви по приказу императора снесли. На этом месте через год начали возводить новый храм. Главным архитектором стал Юлиус Рашдорф. На строительство церкви из казны император выделил 11,5 млн. марок.

Торжественное открытие состоялось в 1905 году. По замыслу архитекторов Домский собор должен был стать главным храмом всех европейских лютеран и служить придворной церковью правящей династии. В здание перевезли саркофаги представителей рода.

Историческая судьба

Во время второй мировой войны сооружение сильно пострадало от бомбардировок. В 1944 году в купол попала бомба, что привело к большому пожару. В результате сгорела деревянная обивка крыши, упавшая конструкция разрушила собор до самой усыпальницы. Некоторые гробницы полностью разбились. Когда в 1949 году Германию раздели на 2 части, Берлинский собор оказался на территории ГДР.

Послевоенная реставрация

На протяжении 26 лет обгоревший кафедральный собор стоял в центре города. В 1975 году власти ФРГ и лютеранская община выделили деньги на реставрацию храма. Правительство ГДР приказало снести мемориальную церковь, поскольку она символизировала имперскую власть Гогенцоллернов.

Во время ремонта с куполов здания убрали все кресты. В 1980 году закончилось восстановление часовни для проведения крещений и венчаний. Официально собор открыли в 1993 году, но работы по реставрации мелких деталей продолжались.

В 1999 году закончили вставлять новые алтарные окна. Мозаики на центральном куполе реставрировались в 2002 году. В декабре 2006 года решили восстановить крест. Позолоченную фигуру, на которую потратили из бюджета 700 тыс. евро, установили на куполе через 2 года. Детали старого креста находятся на кладбище по улице Лизенштрассе.

Современное положение

Берлинский собор считается самой большой протестантской церковью в Германии. В здании проходят богослужения, обряды венчания, крещения. Храм содержится за счет собственного бюджета, власти Берлина покрывают только 5% затрат.

Сооружение является частью Музейного острова, поэтому находится под охраной ЮНЕСКО. Большинство статуй и скульптур остались обгоревшими после войны. Фасад кафедрального собора постоянно используют для показа инсталляций во время фестиваля света. Подвал храма используется в качестве усыпальницы правителей Германии.

Местоположение храма

Официальный адрес собора: Берлин, улица Лустгарден, 1. Перед зданием раскинулся одноименный парк с фонтаном. Рядом находится музей древностей, где выставлены экспонаты из Древней Греции и Рима. Позади храма протекает река Шпрее.

Структура здания

После второй мировой войны кафедральный собор в Берлине выстроили практически заново. С восточной стороны видно, что храм поделен на 3 части.

В здании находятся такие помещения:

  • церковь для проповедей;
  • часовня для проведения свадеб и крещений;
  • склеп рода Гогенцоллернов.

Проповеди и литургические службы проходят в центральной части храма. Она украшена позолотой, статуями и лепниной. Окна декорированы красивыми панно. Здесь расположен главный алтарь.

С правой стороны находится вход в часовню, где проводят крещение и венчание. В этой части размещен мраморный алтарь для таинств и орган.

Усыпальница династии Гогенцоллернов относится к важным захоронениям Европы. В подвальном помещении собора содержатся останки королевских семей, которые сформировали Берлин и Германию. Всего насчитывается 94 захоронения XVI–XX веков. Они изготовлены из камня, дерева или и металла. Некоторые гробницы покрыты парчей или бархатом.

До начала второй мировой войны в северной стороне собора находилась мемориальная церковь. Она представляла собой ниши, где располагались гробницы королевского семейства. Перед началом реставрации власти ГДР разрушили эту часть сооружения.

Архитектура и убранство

Собор в Берлине создан в стиле барокко, который привлекает внимание наличием большого количества статуй ангелов и святых, колоннами и пилястрами. Роскошный вид интерьеру придают позолота и множество лепнины на потолке и стенах.

Внешний вид

Берлинский кафедральный собор построен в форме латинского креста из силезского камня. Здание возвышалось на 114 м, после реставрации высота составила 98 м. Ширина сооружения достигает 73 м. Главный фасад выходит на парк Лустгартен. Вход окружают 4 массивные колонны с бронзовыми статуями евангелистов Луки, Матфея, Марка, Иоанна. Дополняют композицию скульптуры ангелов над дверями.

Восточная сторона, которая выходит на реку Шпрее, отображает разделение здания на 3 части.

Центральная часть собора украшена большим зеленым куполом. Его диаметр — 33 м и высота — 74,8 м. На покрытие фонаря, венчающего крест, затрачено 1,5 кг золота. По периметру купола на бортике установлены скульптуры ангелов, взоры которых устремлены на небо, и апостолов. Медные фигуры были установлены в период с 1978 по 1981 год. Впереди расположена композиция с Христом, который дает благословение, и святыми возле массивного креста.

По углам размещены часовни с куполами меньшего размера. Их стены украшены скульптурными карнизами и балюстрадами, что придает зданию помпезности. Южный фасад характеризуется наличием эркера. Каждое окно декорировано барельефами с ангелами и гербами королевской династии.

Над центральным входом размещена мозаика с изображением Иисуса Христа, которую окружают лепнина и херувимы.

Внутреннее оформление

В церкви внимание привлекает центральная часть с алтарем. Престол выполнен из белого мрамора и желтого оникса. Главный алтарь перенесли из старой неоклассической церкви. Он был построен в 1850 году по проекту Штуллера.

Пространство кажется огромным из-за больших окон, а стены украшают пилястры и колонны из песчаника. Вверху на 4 из них стоят статуи реформаторов Кальвина, Лютера, Меланхтона и Цвингли. На остальных размещены скульптуры курфюрста Иоакима II Бранденбургского и Фридриха III Мудрого из Саксонии, герцога Альбрехта из Пруссии и князя Филлипа Гессенского.

Потолок декорирован изображениями сцен из жизни апостолов и святых, которые создал художник Отто Лессинг. Полукупола украшают портреты евангелистов.

За алтарем размещена перегородка со статуями апостолов из золота. Окна украшены большими панно, которые показывают Рождество, Распятие и Воскрешение Христа. Они созданы художником Антоном фон Вернером.

С левой стороны от алтаря стоит кафедра для проповеди. Она сделана из дуба и украшена резьбой. Слева от входа находится большой орган, который создал мастер Вильгельм Зауэр. Впервые он зазвучал 27 февраля 1905 года.

Музыкальный инструмент состоит из 7269 труб и 113 регистров. В XX веке этот орган считался вершиной технического органного искусства. Это один из самых крупных инструментов в мире, сохранившихся в оригинале.

Напротив органа в нишах видно саркофаги Фридриха I и его жены Софии Шарлотты.

Здесь находится дверь в церковь для венчаний и крещений. Это небольшое пространство украшено лепниной и 3 картинами. Церковь была отреставрирована и открыта в 1980 году.

Возле стены стоит алтарь из красного дерева с распятием. За ним висит главное произведение искусства собора — полотно «Излияние Святого Духа». Его написал художник Карл Бегас в 1820 году по заказу короля Пруссии Фридриха Вильгельма III.

На одном из этажей расположен музей. В храме имеется небольшой орган, который изготовили в 1946 году.

Скамьи для прихожан рассчитаны на 1 650 посетителей.

Свет попадает в храм через витражные окна. Дополнительное освещение обеспечивают светильники в форме канделябров.

Стены сплошь покрывают барельефы, картины, мозаика и цитаты из Священного Писания. В основании купола размещено изображение голубя, наполненного светом и символизирующего Святого Духа.

Усыпальница Гогенцоллернов

Склеп королевской династии считается одним из самых больших в Европе. Он создан под алтарем в крипте здания. В усыпальнице находятся 70 из 94 захоронений, которые датируются XVI–XX веком. Останки правителей хранились в мемориальной церкви, после ее уничтожения в 1975 году захоронения перенесли в крипту. Туристам доступ в помещение открыли в 1999 году. Некоторые гробницы находятся на реставрации, которая занимает много времени.

В стенах церкви похоронены следующие представители знаменитого рода:

  • Фридрих Вильгельм I;
  • София Доротея Бранденбургская;
  • Фридрих I;
  • принцесса София Шарлотта Ганноверская;
  • Фридрих III;
  • королева Елизавета Кристина.

Несколько саркофагов выставлены не в подземном помещении, а наверху в центральной части здания. Выделяется среди всех захоронений маленький белый гроб. В нем содержатся останки Виктории Марины, дочери прусского принца Адальберта Фердинанда. Девочка умерла в сентябре 1915 года. Она вполне может считаться одним из последних представителей Гогенцоллернов, захороненных в соборе. Следующего ребенка в этой семье, который родился через 2 года, назвали таким же именем.

Богослужения и другие возможности посещения

Храм открыт для проведения туристических экскурсий, концертов, представлений и других мероприятий. Каждое воскресение в соборе проводятся проповеди и богослужения, которые для иностранцев переводятся на английский язык. Регулярно в день святого Мартина (11 ноября) и на Рождество показывают постановки с музыкальным сопровождением на библейские темы. В стенах храма проходят концерты органной музыки и ансамблей, поет хор.

График работы собора:

  • с понедельника по субботу — с 9.00 до 20.00;
  • воскресенье и праздники — с 12.00 до 20.00;
  • с 1 октября по 31 марта — закрытие в 19.00.

Во время проведения богослужений и мероприятий храм для экскурсий закрыт. Чтобы попасть внутрь, нужно приходить до начала службы. Билет для взрослого стоит 7 евро. Для льготников (инвалиды, школьники, студенты, пенсионеры, безработные) вход обойдется в 4 евро. Бесплатно разрешают провести до 3 детей не старше 18 лет. В стоимость билета не входит посещение смотровой площадки, музея и усыпальницы. За 3 евро можно купить аудиогид. Языки: английский, испанский, немецкий, итальянский.

о самом большом органе храма

Посмотрите видео и послушайте звучание самого большого органа в Берлинском соборе. 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/drugie-zarubezhom/berlinskiy-kafedralnyy-sobor.html

Что такое кафедральный собор — Духовная жизнь

Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Воронежская Епархия. Местная религиозная организация православный Приход Благовещенского кафедрального собора города Воронежа. Действующий православный храм.

Вход свободный. Организованные экскурсии по предварительным заявкам в паломническом отделе

Адрес:

Пр. Революции, 14в (Первомайский сквер)

Телефон:

E-mail:

Сайт:

Ежедневно  07:00-19:00

Описание объекта:

Благовещенский кафедральный собор – духовный центр воронежской земли, величественное и монументальное  украшение города Воронежа. Построен и освящен  в память  первого воронежского храма Благовещения Пресвятой Богородицы, как символ покаяния и духовного возрождения. Строительство собора велось с 1998 по 2009 год.

  Архитектурно выполнен в русско-византийской традиции: имеет крестообразную форму, мощный стилобат, основной верхний храм и крипту, высокую колокольню с  греческим куполом и пять луковичных завершений. Высота собора восемьдесят пять метров, колокольни девяносто семь, главный купол венчает двенадцатиметровый крест. Интерьер украшен канонической росписью и живописными иконами.

Иконостас с  деревянной резьбой и вставками из мрамора и малахита  частично позолочен. В алтаре находится монументальный мозаичный образ Спасителя, Богородицы  и пророка Иоанна Крестителя. В соборе покоятся мощи святых: свт. Митрофана, еп. Воронежского, свт.Тихона, еп. Задонского,  сщмч. Петра (Зверева).

Собор расположен в уютном сквере,  на главной аллее которого установлен памятник святителю Митрофану — первому епископу Воронежскому, современнику Петра I  и его сподвижнику в деле строительства  первого российского  военно-морского флота на воронежских верфях.

Интересные факты:

Благовещенский кафедральный собор города Воронежа входит в число самых крупных по величине храмов России.

Главный колокол звонницы собора весом шесть тонн был отлит в Воронеже на колокололитейном заводе «Вера».

Один из ангелов, окружающих скульптуру святителя Митрофана, установленную на территории собора, держит в руках макет Петропавловской крепости города Санкт-Петербурга в знак того, что святитель Митрофан благословил Петра I на строительство этого города.

Источник: https://velskoe.ru/tserkvi/chto-takoe-kafedralnyj-sobor.html

Зальцбургский собор: 6 полезных советов по посещению

Зальцбургский собор – главный религиозный объект города, расположившийся в его историческом центре. Площадь строения равна более 4500 м, а его стены способны вместить до 10 000 прихожан. Высота главного купола сооружения достигает 79 м.

Собор ярко выделяется на фоне других построек Зальцбурга: древний исполин возвышается среди мелких церквушек и отличается величественным фасадом, а также позеленевшим с веками медным куполом. Парадные двери храма находятся на миниатюрной площади Домплац.

Кафедральный собор имеет богатую, но вместе с тем непростую историю, разобравшись в которой, можно в полной мере осознать, насколько ценен этот религиозный памятник.

Историческая справка

Возведение Зальцбургского собора датировано 774 годом: в то время он представлял собой небольшую базилику, освящение которой провел святой Вергилий. В конце 10 – начале 11 вв. архиепископ Хартвик принял решение расширить обитель, а еще через столетие к зданию были пристроены две западные башни.

Однако в 1167 году германский король Фридрих Барбаросса отдал приказ испепелить Зальцбург, в результате чего святыня сгорела дотла. Спустя 40 лет на месте сгинувшей постройки появился новый храм, созданный уже в романском архитектурном стиле.

Но и этому зданию было суждено простоять лишь 4 столетия, а после снова сгореть.

В 1614 году возведение нового кафедрального собора было поручено итальянскому архитектору Сантино Солари. В результате инженеру удалось создать настоящее произведение архитектурного искусства, выполненное в барочном стиле.

Новая обитель Зальцбурга оказалась намного величественнее и красивее всех предыдущих храмов. Именно в тот период памятник приобрел облик, которым сегодня восхищаются гости города. В 1628 году строение освятил архиепископ Парис Лодрон.

Долгое время кафедральный собор считался главной церковью не только в Австрии, но и в южных землях Германии.

В 1944 году во время налета бомбардировщиков в здание кафедрального собора попала бомба, разрушившая купол и алтарь. Но уже к 1959 году церковь восстановили и заново освятили. Именно в тот год религиозный объект украсили тремя бронзовыми воротами с барельефами, символизирующими веру, надежду и любовь. Тогда же на дверных решетках установили таблички с главными в истории храма датами (774, 1628 и 1959), отмечающими зарождение собора и его перерождение.

Сегодня кафедральный собор входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и является главной религиозной достопримечательностью Зальцбурга. Интерес к постройке вызывает не только его насыщенная история, но и внутренние интерьеры, подробнее о которых мы рассказываем ниже.

На заметку туристу: Какие подарки и сувениры привезти из Австрии?

Архитектура и внутреннее убранство

Кафедральный собор Зальцбурга является выдающимся архитектурным памятником раннего барочного стиля, ярким отражением которого стал его помпезный фасад. Парадные стены обители богато декорированы скульптурами: высоко по центру располагается изображение Иисуса Христа, чуть ниже установлены фигуры Ильи и Моисея, под которыми находятся изваяния четырех апостолов. В западной части здания возвышаются две идентичные башни, высота которых составляет 81 м.

Внешние решетчатые ворота храма украшают 4 крупные скульптуры, изображающие святых Вергилия, Петра, Руперта и Павла, которые считаются главными покровителями Зальцбурга. В сам собор ведут 3 бронзовые двери, каждой из которых присущи свои уникальные барельефы, ставшие отражением извечных символов веры, надежды и любви.

Внутреннее убранство кафедрального собора в Зальцбурге также выполнено в стиле раннего барокко, основными чертами которого являются изящность, светлые интерьеры и отсутствие громоздких вычурных деталей.

В храме в первую очередь на себя обращают внимание искусные фрески, украшающие купол и арки строения. Некоторые из этих шедевров были выполнены итальянским мастером из Флоренции по имени Масканьи. Большинство фресок отображает события из Ветхого завета.

За счет преобладания светлых тонов в интерьере пространство внутри церкви выглядит легким и воздушным.

В общей сложности в кафедральном соборе насчитывается 11 алтарей, но наиболее грандиозно смотрится главный алтарь, установленный по центру зала. Его отличительным украшением стала огромная картина, изображающая сцену Вознесения Христа. По обеим сторонам от него установлено еще два более мелких алтаря.

Также в соборе имеется 5 органов: 4 из них абсолютно идентичны и располагаются на специальных балконах вокруг основного алтаря. Но главной гордостью обители является пятый орган с 4 тысячами труб, декорированный фигурами музицирующих ангелов.

При посещении кафедрального собора стоит обратить внимание и на бронзовую купель, выполненную в романском стиле, которая появилась в церкви еще в начале 14 столетия.

Именно в ней проводилось крещение знаменитого австрийского композитора Вольфганга Моцарта в 1756 году.

Кроме того, интерес в Зальцбургском соборе вызывает усыпальница архиепископов Зальцбурга. Примечательно, что на территории храма работает музей, где собраны ценные старинные артефакты 13-18 вв. Все желающие могут попасть в галерею через внутреннее помещение собора за дополнительную плату. Также у посетителей есть возможность спуститься в подземную крипту и посмотреть на руины базилики – предшественницы современного сооружения.

Какие еще достопримечательности стоит посмотреть в Зальцбурге смотрите на этой странице.
Booking.com

Кафедральный собор — рассказываем главное

Кафедральным собором называют религиозное сооружение тогда, когда там расположена кафедра епископа, то есть оно является главным храмом епархии.

Концерты Фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и других залах Москвы

Фонд «Искусство добра» проводит концерты инструментальной и органной, старинной и современной, классической и духовной музыки в разных залах Москвы. Приглашаем на концерты в Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской улице — место, где сочетаются атмосфера действующей церкви и звучание большого духового органа Kuhn.

Музыкальные возможности этого инструмента ежегодно привлекают более 120 000 слушателей и сотни известных исполнителей. Концерты фонда в Библиотеке искусств им. А. П.

Боголюбова и в других залах проходят с участием подлинного театрального органа Allen, позволяющего точно воспроизводить звучание целого оркестра, погружать в музыку спектаклей, игрового и анимационного кино.

Гарри Поттер

31 марта (воскресенье), 14:00

Внимание! Концерт в Библиотеке искусств им. А. П. Боголюбова!

Выступают: Искандар Ахмедов (скрипка), Лука Лелюк (валторна), Органный дуэт ARTBENE: Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко, Софья Москалёва (арфа), Эмма Михейкина (художественное слово)

В программе: музыка из сериала «Гарри Поттер», фрагменты из одноименной серии романов Дж. К. Роулинг

Ремус Хеннинг (орган, Румыния)

10 апреля (среда), 20:00

Звучит орган Kuhn

Выступают: Ремус Хеннинг (орган, Румыния)

В программе: И. С. Бах, Д. Букстехуде, Б. Барток, К. Д. Унтх, Д. Георгиу, Р. Лассель

Stabat Mater. Дж. Перголези и А. Вивальди

13 апреля (суббота), 20:30

Mysterium Catholicum

Выступают: Артём Крутько (контратенор), Борха Кинтас (дирижер, Испания), Ирина Боженко (сопрано), Мария Лесовиченко (орган, клавесин), Московский молодёжный камерный оркестр им. Ф. Шопена

В программе: А. Вивальди, И. С. Бах, Дж. Б. Перголези

Поют солисты Большого театра России. Пасхальный праздничный концерт

21 апреля (воскресенье), 21:45

Вечер в Соборе

Выступают: Ангелина Вовк (ведущая концерта), Евгения Сегенюк (меццо-сопрано), Олег Шагоцкий (баритон), Татьяна Андрианова (орган)

В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Дж. Россини, Г. Доницетти, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Ш. Гуно, С. Франк, Г. Форе, П. Масканьи

Фотогалерея

  • Южная сторона собора

  • Окна правого нефа

  • Ризница

Пасхальная песнь. Трио Восток-Запад: орган, дудук, голос

24 апреля (среда), 20:00

Вечер в Соборе

Выступают: Вильям Хайло (скрипка), Марина Омельченко (орган), Оганес Казарян (дудук), Термине Шеффер (сопрано, Австрия)

В программе: И. Пахельбель, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, К. Сен-Санс, Ф. Крейслер, М. Екмалян, А. Бабаджанян, Э. Ллойд Уэббер и др.

А. Вивальди. Времена года

26 апреля (пятница), 20:30

Mysterium Catholicum

Выступают: Александр Кузавов (скрипка), Артемий Лачинов (труба), Иван Ерёмин (труба), Мария Лесовиченко (орган, клавесин), Московский молодёжный камерный оркестр им. Ф. Шопена

В программе: А. Вивальди, И. С. Бах, Дж. Торелли, Р. Джадзотто

Хоббит. Часть 3. Битва пяти воинств

27 апреля (суббота), 14:00

Орган детям

Выступают: Антон Котиков (саксофон, дудук), Ингеборга Любомирская (художественное слово, вокал, перкуссия), Мария Камышева (ударные), Мария Кулакова (арфа), Мария Моисеева (орган)

В программе: Т. Альбинони, Ф. Лист, Р. Вагнер, К. Орф, М. Равель, А. Ренье, С. Прокофьев

Литература

  • Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. — М.: Готика, 1999. — 432 с. — ISBN -3.
  • Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — 830 с. — ISBN 978-5-271-11122-8.
  • Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сизова А. И. «Вы в душах зажгли наших свет»: Об основателе Московской школы для слепых детей Генрихе Дикгофе. — М., 1998.
  • Томан И. Б. Памятники истории и культуры московских немцев. — М., 2013.
  • Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга первая. Протестантские церкви и духовенство // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.
  • Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. — М., 1890.
  • Fechner A.

    Chronik der evangelischen Gemeinden in Moskau.. — M., 1876. — Т. 1—2.

Статьи

  • Бобылёв А. В. Московские евангелические благотворительные учреждения до революции // Наша Церковь. — 1996. — № 3-5. — С. 22—25.
  • Бобылёв А. В. Церковь святых Петра и Павла в Москве // Наша Церковь. — 1995. — № 1/2. — С. 49—52.
  • Бугров А. В. Бобылёв А. В. Первые лютеранские церкви: как они выглядели // Наша Церковь. — 1996. — № 1/2. — С. 35—39.
  • Бугров А. В. Пастор Иоганн Готфрид Грегори // Контакт. — 1995. — № 6. — С. 8.
  • Ломтев Д. Г. Россия органная: заказчики и производители инструментов. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» // Вестник РГГУ. — 2010. — № 15 (58). — С. 211—223.
  • Томан И. Б. Немцы в Москве: опыт национального путеводителя // Московский журнал. — 1991. — № 10, 12.
  • Bobyljow A. V. Der deutsche Dom in Rußland (нем.) // Neues Leben. — 1994. — Nr. 41.

Источник: https://ruslanlight.com/italiya/kafedral-nyy-sobor-chto-eto-takoe-i-chem-otlichaetsya-ot-cerkvi.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотитвослов