Что такое Тоба в исламе

Что такое умра в Исламе

Что такое Тоба в исламе

Каждый истинно верующий мусульманин знает, что такое хадж, но не все до конца понимают, что такое умра в Исламе. Дословно арабское понятие «умра» означает «посещение, визит». По предписанию, шариату, значит путешествие к Заповедной Мечети (Масджид аль-Харам) и обхождение Каабы, расположенной в Саудовской Аравии в городе Мекка.

Историческое значение умры

Что такое умра у мусульман по Корану? Конечно, умра – это лишь малое паломничество, которое не является таким же значимым, как пятый столп исламского вероисповедания. Однако, в Коране упоминается: «Совершайте хадж и умру ради Аллаха» (сура «аль-Бакара», аят 196). То есть призыв к совершению как большого, так и малого паломничества есть. Из-за чего некоторые учёные богословско-правовой школы считали умру обязательной, если у человека есть возможность.

На важность и обязательность умры указывают и слова из мусульманского священного предания, сунны: Посланник пришёл к Пророку с вестью и сожалением, что отец его уже в возрасте, и он не в состоянии самостоятельно отправиться в религиозную поездку. На что Пророк Аллаха ответил: «Соверши хадж и умру за отца!».

Маликитский и ханафитский мазхабы остановились на мнении, что умра – это настоятельная сунна, желательное и предлагаемое для совершения по возможности хоть раз в жизни. В аятах Корана и хадисах при упоминании малого паломничества подчёркивается её особенности и достоинства, а не обязательность. Поэтому каждый вправе сам решать, как относиться и данному действу и когда его совершать.

Достоинства совершения умры

Верующим важно знать не только, что такое умра в Исламе, но и какую ценность она несёт, чем примечательна и важна.

По своим духовным посылам умра во многом схожа с главным путешествием. Однако, выделяют два важнейших блага для верующих:

  1. обряд очищения и освобождения ото всех греховных поступков проверками пути;
  2. испытания веры.

Посланник Аллаха говорил: «Всё, что от умры до умры является искуплением от грехов». То есть если мусульманин совершил поездку в умру, Всевышний простит все грехопадения. Это ли не главное достоинство малого паломничества.

Ритуалы умры

Действия паломничества делятся на составные и несоставные. Рукны – необходимые составные части целого, без которых целое теряет свою сущность. Ваджибы  – обязательные несоставные действа. Разница между первыми и вторыми заключается в том, что арканы нельзя простить с помощью выплаты штрафов, а вот ваджибы прощаются, и умра будет засчитана.

Рукны

Если хоть один из следующих пунктов не будет соблюдён, то умра не будет являться действительной.

  1. Ихрам – намерение вступить в малое паломничество. Вступление может быть совершено в любое время, кроме пяти дней месяца Зуль-Хиджа, которые отведены для хаджа.
  2. Таваф Ифада – ритуальное семикратное обхождение Каабы, кубической святыни внутри двора Запретной Мечети. Совершается только после большого и малого омовения и очищения от всего нечистого на коже, тканях одежды, обуви.
  3. Са’й – обряд прохождения меж вековыми горами Сафа и Мавра семь раз, от одной горы к другой и обратно.
  4. Изаляту Ша’ри – бритьё и подстригание волос. По традиции нужно отстричь пучок волос или хотя бы удалить три волоса. Но если вспомнить Пророка Мухаммада, то он полностью сбривал волосяной покров на голове. Поэтому следует придерживаться его действиям.
  5. Тартиб – строгое соблюдение последовательности исполняемых частей умры.

Ваджибы

Если хоть один из последующих пунктов не будет соблюдён, то человек должен заплатить штраф:

  • принести жертвоприношение (зарезать овцу);
  • или же соблюсти трёхдневный пост;
  • или же раздать шестерым бедным людям 3 са’а – это особая единица измерения, равная 2,5 килограммам.

Ихрам с определённого места (миката):

  • паломники из Медины совершают намерение в «Зуль-Халяйфе»;
  • египтяне, палестинцы, ливанцы, иорданцы, сирийцы, марокканцы – в местности «аль-Джухфа»;
  • путешественники из равнин Йемена – в «Яламламе», в девяноста километрах от города Мекка;
  • верующие с возвышенностей Йемена и территории Хаджаза – в «аль-Карне», на горе, также расположенной на расстоянии 90 км от священной земли;
  • иракцы и другие иностранцы – в селении «Зату Ирк»;
  • жители Мекки – в зоне «Харама»;
  • все те, кому не присвоена определённая территория, совершают намерение в девяноста километрах от Харама.

Опасаться всего, что запрещено во время вступления в умру:

  • носить сшитые одеяния;
  • покрывать голову (только для мужчин);
  • прикрывать лицо и кисти рук (только для женщин);
  • применять благовония и использовать парфюм, ароматические масла для волос, бороды;
  • удалять волосяной покров и стричь ногти;
  • совершать бракосочетание;
  • вступать в интимные связи;
  • охотиться, выдирать растения и срубать свежие деревья.

Теперь Вы знаете, что такое умра у мусульман, какие действия приемлемы, а какие недопустимы во время поездки. Да поможет всем верующим Всемудрейший Аллах в соблюдении предписаний Его!

Источник: https://www.ummatour.ru/articles/chto-takoe-umra-v-islame

Тауба

Что такое Тоба в исламе

Тавба или тауба (tauba) в переводе с арабского означает «покаяние», то есть это раскаяние человека обращенное ко Всевышнему Аллаху с просьбой о прощении и сожалением за совершенные грехи. Тауба должно сопровождаться намерением больше никогда не совершать такого греха. 

Многие аяты Священного Корана и хадисы побуждают мусульманина к покаянию, его совершение – это фард, то есть согрешившему мусульманину обязательно необходимо совершать тауба после любого греха, с покаянием медлить нельзя. Суть тауба — в том, чтобы вернуться к Аллаху, оставить ослушание и подчиниться Ему.

Покаяние недостаточно просто выразить языком, его необходимо закрепить в своем сердце. Если выполнить все условия совершения тауба, то у мусульманина появляется надежда, что Всевышний Аллах простит его. Тауба должна исходить из самого сердца верующего, только тогда Всевышний Аллах примет раскаяние человека. Великой милостью Всевышнего Аллаха является то, что Аллах дал людям возможность покаяться и очиститься от грехов. 

«Тауба» — также носит название девятая сура Священного Корана, состоящая из ста двадцати девяти аятов, и все эти аяты, за исключением двух последних, являются мединскими, то есть были ниспосланы Посланнику Аллаха ﷺ в Медине.

Мир, в котором живет верующий мусульманин, наполнен как добром, так и дьявольскими искушениями, которые своими соблазнами способны погубить каждого. Дьявол делает попытки совратить человека посредством соблазнов и грехов. Человеку необходимо иметь силы противостоять всему этому злу, исходящему от сатаны и его приспешников, а также от собственной души (нафса), желающей погрузиться в беззаботное, пустое и греховное времяпрепровождение.

Впасть в грех каждый мусульманин может как вольно, так и невольно. Но Всевышний, проявляя свою любовь к своим рабам, позволяет очиститься от греха также каждому мусульманину. Аллах дает мусульманину возможность стать чище и лучше, задуматься о своих поступках, а также требует не совершать новых грехов. Тауба – это важная основа Ислама, она является первой стадией подготовки к ахирату для верующих.

Все люди нуждаются в покаянии: для каждого мусульманина важно и необходимо, чтобы его тауба прошло через сердце и не было показным.

Это не касается публичного покаяния, во время которых человек не должен проявлять гордости, поскольку только стыд за свои поступки перед людьми и Всевышним Аллахом является основой тауба.

Если человек покается в грехе, который он совершит, допускать вновь его совершение нельзя – это касается любого греха, и большого, и маленького, ведь даже если человек сказал маленькую ложь, она может привести к большой трагедии. 

Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ предписывает мусульманину определенные правила, по которым ему следует строить свою жизнь, раскрывая основы того, как следует строить отношения с окружающими миром. В Сунне раскрывается жизнь Посланника Аллаха ﷺ, как пример праведного и преуспевшего мусульманина.

Если человек согрешил, раскаивается и намерен вновь добиться любви Всевышнего Аллаха, получить снова Его милость и расположение, то ему следует помнить о том, что Всевышний Аллах готов простить мусульманина, пока он раскаивается, и тяжесть грехов не имеет значения. В сборнике Тирмизи  приводится хадис кудси, переданном Анасом ибн Маликом, где говорится, что даже если бы грехов у человека было так много, что дотянулись до облаков в небе, и он просил бы Всевышнего о прощении, то Аллах все равно простил бы его.

Тауба – это не только искреннее раскаяние в совершенном грехе, но и отказ от того, чтобы совершать такой грех в настоящем или в будущем, а также совершение таких благочестивых деяний, которые бы на деле утвердили то, что человек раскаивается.

Успеть покаяться

Грехи наполнили общество, они стали многочисленны и разнообразными, их степени также различаются по тяжести и для всех совершенных грехов, мусульманин должен обязательно принести покаяние. В Священном Коране сказано, что тауба имеет пользу для тех, кто раскаивается, но для тех, кто раскаивается в совершенных злодеяниях только тогда, когда к нему приходит смерть, и для тех, кто умирает, не раскаявшись, покаяние бесполезно – об этом говорит Всевышний Аллах в суре «Ан-Ниса» («Женщины»):

Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах — Знающий, Мудрый. Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, то говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», — и для тех, кто умирает неверующим. Для них Мы приготовили мучительные страдания» (4:18-19).

Отстраниться от грехов

По Исламу, один из самых больших грехов является презрение к другому человеку, гордость, и стремление человека стать выше других. Если человек проявляет гордость, то это может отвратить его от Всевышнего Аллаха, а самого мусульманина отвернуть от истинной веры. Пророк Мухаммад ﷺ просил каждый день Всевышнего Аллаха, чтобы Он простил его, и только так он обрел величие. 

Страсть является тем грехом в Исламе, который может заставить человека поддаться многим соблазнам, какой бы страстью это не являлось – страстью к похоти или к наживе, к роскоши или к бесконечным увеселениям. В ней кроется погибель человека, ведь она может подтолкнуть его к такому греху, как убийство или воровство.

Одним из тяжелых грехов по Исламу является лень, которая подвигает человека к праздному времяпрепровождению, что в свою очередь действует разрушающе на человеческую душу и отвращает от ежедневных обязанностей: молитве, добрым поступкам и помощи окружающим. 

Тауба-намаз является молитвой покаяния. Совершая грех, человек отдаляет себя от милости Всевышнего Аллаха, сосредоточивая на себе его гнев. Для того, чтобы вернуть себе любовь и милость Аллаха, мусульманин должен покаяться и попросить Всевышнего о прощении.

Пророк Мухаммад ﷺ показал мусульманам, как подобает правильно совершать тауба намаз и испрашивать прощения у Всевышнего.

В хадисе, переданном Тирмизи, сказано, что Господь простит человека, если он совершил грех, а после встал для очищения себя и совершил тауба намаз, после чего попросил у Всевышнего Аллаха прощения.

Сообщается в хадисе (ибн Маджа, Тирмизи и Абу Дауд) по свидетельству Абу Бакра, Посланник Аллаха ﷺ говорил, что, если кто-нибудь из рабов Всевышнего Аллаха совершит грех, а затем должным образом совершит омовение, а после этого прочитает молитву из двух ракаатов, попросит прощения у Аллаха, того Всевышний простит обязательно.

После этого Пророк Мухаммад ﷺ зачитал аят из суры «Али Имран»: «Тем же, кто, совершив поступок мерзкий или поступив несправедливо против самих себя, помянули Аллаха и прощения попросили за грехи свои, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, кто сознательно в том не упорствуют, что совершили они, воздаянием будет прощение от Господа их и сады Рая, в которых реки текут и в которых они пребудут вечно».

Искренняя тауба должна совершаться так:

  • сначала совершают малое омовение или принимают сунна гусль;
  • далее совершают намаз, который состоит из двух ракаатов;
  • после окончания намаза, следует попросить у Всевышнего Аллаха прощения.

Такой намаз называют по примеру имама Тирмизи в труде «Сунан» тауба-намаз или «салят-ут-тауба».

Два ракаата из тауба-намаза – такие же, как в любом другом нафль-намазе. Конкретных сур и дуа, которые были бы предписаны для чтения во время тауба намаза, не названо.

По завершении намаза верующему следуют поднять в дуа руки, начать восхвалять Всевышнего, возносить приветствия Пророку Мухаммаду ﷺ, после чего попросить Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он простил молящемуся все его грехи. Эти мольбы верующего мусульманина должно сопровождать полное сожаление и раскаяние.

Есть предписание произносить сейид-уль-истигфар во врем тауба: «Аллахумма Анта Рабби ля иляха илля Ант. Халяктани уа ана ‘абдукя уа ана ‘аля ‘ахдикя уа уа‘дикя маста та‘ту». Как говорил Пророк Мухаммад ﷺ, кто в течение дня это произнесет с убеждением, а затем умрет в этот день, то этот человек станет обитателем Рая.

Так сказано в хадисе, приведенном в труде Бухари «Сахих», переданном Шаддадом бин Аусом.

Пророк Мухаммад ﷺ обращал внимание на проливание слез во время мольбы: в хадисе, который передал Абу Умама аль-Бахили, что нет ничего такого, что Аллах Всевышний любил бы больше двух капель и двух следов. Что касается капель, то это слеза, пролитая от страха перед Аллахом (Тирмизи).

Условия тауба

Для принятия тауба есть несколько условий: их назвал имам Навави еще в седьмом веке в тексте комментариев к сборнику хадисов Муслима «Сахих».

Тауба будет принята при условии, что:

  1. тот, кто совершает покаяние (тауба), от греха отдаляется;
  2. тот, кто совершает тауба, сожалеет о совершении греха искренне;
  3. тот, кто совершает тауба, намерен твердо никогда не возвращаться вновь к этому греху;
  4. в случаях, когда совершенный грех связан с кем-то еще (кающийся обидел какого-то человека, нарушил чьи-то права), то есть и четвертое условие, при котором будет принято тауба: кающийся должен восстановить в правах того, кого притеснил, или же получить прощение от него.

Источник: https://medinaschool.org/library/creed/grehi/tauba

Что такое ракаат (ракат), такбир, руку, саджда, ташаххуд, таслим в намазе

Что такое Тоба в исламе

БисмиЛлах.

Не раз уже нахожу, что начинающие молиться мусульмане иногда не могут разобраться в терминах. Постараюсь ответить “простым языком”, чтобы не осталось вопросов, ин ша Аллах. Но нет проблем, если спросите в комментариях, возможно всё же непонятно ответил.

Что такое ракаат/ракат или рукат в намазе?

Ракаатом  (араб. ركعة‎‎) – называется полный цикл движений и чтений в молитве (намазе), начиная от такбира (см. ниже подробнее), т.е. слов “Аллаху Акбар” до поднятия головы со второго земного поклона (саджда).

Что входит в один ракаат?*

  1. Говориться такбир (будь то первый, с которым входите в намаз, будь тот, который произносится при вставании после совершения земных поклонов).
  2. Стоя (состояние кыям) читается аль-Фатиха и, если желаете, что-то ещё из Корана.
  3. Далее совершается поясной поклон
  4. Выпрямляетесь с поясного поклона
  5. Совершаете земной поклон (падаете ниц перед Аллахом в положение саджда)
  6. Выпрямляетесь из земного поклона, оставаясь сидеть на коленях.
  7. Снова совершаете (второй) земной поклон.
  8. Снова выпрямляетесь.
  9. Ракаат завершен (ниже нюансы)
    • Если это был последний ракаат молитвы, то читаете ташаххуд и даёте “салам” вправо и влево (таслим).
    • Если это был второй ракаат, после которого есть третий, то читаете ташаххуд, потом делаете такбир и встаёте на третий ракат.
    • если не то и не другое (исключение может быть намаз уитр), то просто встаёте на следующий ракаат.

Т.о. ракаат – это цикл повторения пунктов 1-7 с установленными для них движениями и словами, делающими молитву действительной.

Сколько ракаатов в обязательных молитвах/намазах?

Отсюда понимание слов: в фаджр (рассветном) намазе 2 ракаата, в зухр (полуденном), аср (послеполуденном) и иша (вечернем, который часто называют ночным**, что не совсем корректно) – по 4 ракаата в каждом, и в магриб (закатном, который называют иногда вечерний, что исходя из написаного ранее, также некорректно) – 3 ракаата.

* я опускаю слова, которые говорятся в намазе, подробнее об этом описано в статье о молитве, поэтому не принимайте это как инструкцию по молитве, а просто описываются шаги в одном ракаате.

** ночной молитвой принято называть дополнительную молитву, киямуль-лейль – ночное выстаивание. У этой (ночной) молитвы есть и другие названия.

Что такое такбир?

Такбир – это возвеличивание Аллаха словами “Аллаху Акбар” – Аллах Велик (Самый Великий)

  • В намазе им открывается молитва ( первый такбир, т.е. “такбир аль-ихрам”)
  • В намазе произносится такбир также перед склонением перед поясным поклоном, перед первым земным поклоном, при поднятии головы с земного поклона, перед вторым земным поклоном, при поднятии головы со второго земного поклона, при поднятии на 3-й ракаат после прочтения ташаххуда.

Поясной поклон руку

Что такое руку в намазе?

Руку (араб. ركوع‎‎) – это поясной поклон при совершении молитвы мусульман. 

  • Спина параллельно земле. Спину необходимо выпрямить так, что если бы на неё налили воду, то она осталась бы на месте (не стекла), а голова должна находиться примерно по линии спины. Это согласно хадису Рифа’аx бин Рафи’, да будет доволен им Аллаx [Абу Дауд, 859. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих сунан аби Дауд»], и (также согласно) хадису Уабисы бин Ма’бада, да будет доволен им Аллаx [[Ибн Маджаx, 872. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ибн Маджаx», 712].
  • руки опираются ладонями на колени, обхватывая колени пальцами,
  • ноги выпрямлены в коленях,
  • голова не согнута и не поднята,
  • взор направлен на место совершения земного поклона.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно произносить молитву

Земной поклон (суджуд)

Что такое суджуд/саджда?

Суджуд ([араб. سُجود‎‎ [sʊˈdʒuːd]] или саджда/сажда [араб. ُسجدة‎‎ [ˈsædʒdæh]]) – это земной поклон, когда раб Аллаха касается земли 7 частями тела:

  • головой (лбом и носом одновременно)
  • двумя руками
  • обоими коленями
  • пальцами обоих ног.

Что такое ташаххуд?

Ташаххуд (араб. تشهد‎‎ — свидетельство) – молитва и приветствия, произносимые сидя на коленях после поднятия головы со второго саджда во втором и в последним ракаатах молитвы. В ташаххуд входит и формула приветствия и призвания благословения на Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а также его род и семью. Одна из форм, приводимаяя в достоверном хадисе, приведена ниже.

«Ташаххуд»: «Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму алейка эййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму алейна ва аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух!» («Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник!»)

«Саляват»: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама саллейта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид! Ва барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид!» («О Аллах! Восхвали Мухаммада и его род так же, как ты восхвалил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный! И благослови Мухаммада и его род так же, как ты благословил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный!»)

Таслим – в конце намаза

Что такое таслим и его место в намазе

Таслим – это правило завершения намаза. Классический вариант – после завершения ташаххуда и мольб в последнем ракаате голова поворачивается вправо и говорится “АсСаламу алейкум уа рахматуЛлах”, потом голова поворачивается налево и произносится такой же “салам”. После этого намаз считается завершенным.

Вам также может понравиться

Источник: https://www.helpinislam.com/chto-takoe-rakaat-rakat-takbir-ruku-sadzhda-tashaxxud-taslim-v-namaze/

Нововведения в мусульманском вероучении (бид`а)

Под нововведением, как правило, понимается какое-либо новшество, которого ранее не существовало. В исламе к категории бид`а (бидаат, бидат) относятся все положения и каноны, которые не были установлены Священным Кyр`аном и сунной Пророка Мухаммада ﷺ, а появились уже после смерти заключительного Божьего Посланника ﷺ.

Обычно понятие «нововведение» употребляется в негативном смысле, однако оно подразделяется на два вида: похвальное (бид`а хасан) и порицаемое (бид`а сайиа).

Похвальное нововведение

Таковым признаётся новшество, которое не противоречит исламским канонам, а скорее является дополнением их. В одном из хадисов Пророка ﷺ сказано:

«Тому, кто придумал в Исламе хорошее действие, будет воздаяние за него, и люди последуют за ним. Тому же, кто придумал плохое действие, будет грех этого действия, и люди будут следовать ему без малейшего убавления» (Муслим).

Одним из примеров похвального нововведения может служить коллективное совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан, так как мусульмане начали совершать его джамаатом в мечетях лишь во времена правления второго праведного халифа – Умара ибн Хаттаба (р.а.).

Однако не все богословы признают наличие похвальных нововведений, утверждая, что любое новшество следует считать греховным и непозволительным. Сторонники такой точки зрения уверены, что религия, оставленная Пророком ﷺ, является полной и совершенной, а значит, в каких бы то ни было нововведениях ислам не нуждается. Для подтверждения своей позиции они приводят хадис, содержащий изречение Посланника ﷺ:

«Самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это новоизобретённые, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне» (приводится Муслимом и Насаи).

Порицаемое нововведение

Порицаемым считается любое новшество в религиозной практике мусульман, которое вступает в противоречие с Шариатом, и по этой причине следование ему не может быть признано дозволенным. Примером такого нововведения может быть совершение шести намазов вместо пятикратной молитвы, ниспосланной Всевышним в качестве милости для своих творений.

Причины возникновения порицаемых нововведений следующие:

1. Несоблюдение предписаний Пречистой Сунны

В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ говорится:

«Если вы оставите сунну, то непременно впадёте в заблуждение» (Муслим).

2. Отсутствие необходимого багажа знаний

Пророк ﷺ наставлял:

«Поистине, Всевышний не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, лишая их знающих людей. Когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных лидеров. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фетвы, не обладая необходимым знанием, в результате чего они сами собьются с пути и введут в заблуждение других!» (Бухари, Муслим).

3. Слепое подражание кому-либо

Как говорится на этот счёт в одном из хадисов:

«Я боюсь появления в своей общине имамов, которые станут вводить в заблуждение» (Тирмизи).

4. Фанатизм в вопросах религии

Посланник Создателя ﷺ говорил:

«Остерегайтесь излишеств в религии, ибо тех, кто жил до вас, погубило излишество в религии!» (Насаи, Ибн Маджа).

5. Следование сомнительным далилям (доводам)

Милость миров Мухаммад ﷺ как-то разъяснял:

«Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там (Абу Дауд, Тирмизи).

Несмотря на, казалось бы, очевидное разграничение, которое обозначено между похвальными и порицаемыми нововведениями, часть из них по-прежнему порождает немало споров по поводу дозволенности или запретности тех или иных нововведений.

Ярчайшим примером того может служить празднование Мавлида ан-Наби – Дня рождения Пророка Мухаммада ﷺ, широко практикуемое мусульманами на постсоветском пространстве.

Имеется немало противников данного праздника, которые считают его порицаемым нововведением и уподоблением христианам, которые по-особому отмечают Рождество Христово.

Польза от похвальных нововведений и угрозы от порицаемых

Похвальные нововведения, будучи новшествами, несущими положительную окраску, несомненно, необходимы в жизни современной уммы. С течением времени мир меняется, и зачастую многие религиозные каноны нуждаются в трактовке с учетом реалий сегодняшнего дня, в связи с чем их наличие является оправданным. Такие новшества, прежде всего, раскрывают установления шариата и способствуют более четкому и точному их пониманию со стороны простого обывателя.

Порицаемые нововведения несут в себе большую угрозу, так как они могут внести верующих в заблуждение, которое, в свою очередь, может повлечь за собой негативные последствия. Во-первых, бид’а, как сказано об этом в одном из хадисов, может стать причиной лишения сунны в равном объеме (Ахмад). Во-вторых, каждый человек, ставший виновником впадения в заблуждение других верующих, понесёт и их суровое бремя:

«Тот, кто внесёт нововведение, которое будут совершать люди, понесёт на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!» (хадис от Тирмизи и Ибн Маджи).

Таким образом, верующим не стоит уклоняться от того пути, который завещал нам Посланник Всевышнего ﷺ, и тогда, по воле Аллаха, мы преуспеем. Однажды Пророк ﷺ сказал:

«Разделится моя умма на 73 течения, и лишь одна из этих частей окажется в Раю».

Тогда сподвижники попросили его уточнить: «Кто же эти люди?» И услышали в ответ:

«Это те, кто следует моему пути и пути моих сахабов» (хадис приводят Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад).

Источник: http://azan-syzran.ru/novovvedeniya-v-musulmanskom-verouchenii-bida/

Тауба намаз

Один из милостей Всевышнего – это тауба на грешника.

Тауба — это чувство которое вызывает огорчение и печаль за совершенные человеком поступки. Печаль — это боль в сердце, когда человек чувствует, что он расстается с любимыми для него вещами.

Так, к примеру, если человек почувствует или же узнает, что беда или наказание будет постигать его или же его близких, а так же его любимых вещей как богатство, здоровье, детей, семью, то он будет опечален и огорчен. И так задумаемся, что страшнее и что дорого для этого человека.

Ведь мы все знаем, что нет ничего дороже для человека, чем он сам. Спасение самого себя от бед и печали самое ценное и достойное для него. Даже самые дорогие для человека вещи, если сам он неблагополучен, то они для него не имеют смысла и он все время в огорчении и в печали.

Но, когда у нас речь идет о мусульманине который верить в судный день и для которого постоянная жизнь на том мире (Ахирате) дороже, то ему все земное и все наслаждения мирские не имеют значимого смысла.

Так, что может порадовать Мусульманина, если он знает, что за свои ослушания и грехи его ждет наказание или же суровый спрос? И что будет, если он совершает грехи и знает, что за эти грехи получит наказание на том свете? Он сразу побежит к такому пути, которому спасет его от наказания и этот путь есть – тауба.

Тауба (покаяние) – это оставление запретного и намерение не возвращаться к греховному в дальнейшем.

Сама тауба включает в себя два вида покаяния

  1. Покаяние перед Всевышним за упущение и оставление приказов, а также совершение недозволенного.
  2. Покаяние по отношению перед людьми за несправедливость и притеснение (чувств, имущества и чести). В этом случае он должен вернуть их права или же просить у них прощения за деяния совершенные причиняя им зло.

Если же он не сможет найти их или же их нет в живых, то он обязан избавить себя от их обязательств и имущества путем совершения милостыни за них.

Мусульманин, покаявшийся в своих грехах и упущениях обязан сохранить свою Таубу. Ведь Нафс человека всячески старается его соблазнить и искушать желаниями и страстями, а также недозволенными поступками. Чтоб сохранить Покаяние и продолжить праведный путь, мы нуждаемся в поддержке Всевышнего, так как Он наш Создатель и Помощник.

Пророк Мухаммад (С.А.В), когда его заботило что-нибудь, сразу же прибегал к молитве и просил помощи у Аллаха. Следуя за пророком (С.А.В) мы совершаем сунну- намаз для сохранения Таубы и ее продолжения. Прося от Всевышнего помощи и наставления на истинный путь. Пророк(С.А.В) сказал: » Всем кто совершил грех, но потом встал и совершил омовение, и после этого совершить 2 ракаата сунны намаза и попросил у Аллаха прощения за свои грехи, Аллах прощает «.

Как читать намаз тауба

Тауба намаз совершается в двух ракаатах. Если вы не умеете читать намаз, то можете научиться читать намаз на нашем сайте. А ниже просто отличия от любого намаза опишем. 

В первом читается сура Аль-Фатиха и после него любая сура большая или маленькая из Корана.

Во втором читается сура Аль-Фатиха и после него другая любая сура из Корана. После завершения Сунны- тауба делаем дуа (мольбу) и просим у Всевышнего чтоб он помог нам сохранить таубу и укрепиться в нашем имане (вере). Сунна — тауба совершается каждый раз, когда человек совершает греховное или недозволенное прося у Аллаха помочь ему избавиться о грехов.

Всевышный Аллах приказал нам совершать Таубу. В Коране говориться: «Верующие! Кайтесь пред Богом причем все без исключения. Возможно, вы добьетесь успеха на этом и в вечном мире» (сура Нур-31).

В другом аяте Всевышний говорит: «Верующие! Кайтесь пред богом искреннейшим покаянием» (сура Тахрим-8).

Также в другом аяте говорится: «Поистине Бог любит искренне кающихся и любит очищающихся — духовно и физически» (сура баккара-222).

Пророк (с.а.с.) сказал: «О люди, кайтесь пред Богом и я каюсь пред Богом каждый день сто раз». Давайте подумаем, если пророк (с.ас.) настолько заботился о покоянии, то мы люди еще сильнее должны думать и искать пути к искреннему покаянию, ведь степень пророчества самый близкий степень к Аллаху.

Тауба — обязательное для каждого кто совершает греховные поступки. Даже если даже он чист от грехов которых совершает органами, вряд ли сможет избегать и очистить себя от шайтана который наущает ему в душу разные мысли, которые отвлекают его от поминания Аллаха. А оставление поминания Аллаха — это беспечность.

Из мудростей Таубы:

1. прощение за содеянные грехи;

2. успокоение его души и надежда на лучшее;

3. отречение от преступлений.

Если совершающий грехи подумает, что его не простят за грехи которые он совершал, то отчаявшись он может продолжать в последующем в той же форме, а это очень вредит ему самому и обществу в котором он живет.

А если он будет знать, что тауба принимается, то постарается прийти к нему. Там сам он будет счастлив а также общество в котором он живет так как от него не исходит ничего кроме добра.

Покаявшему следует за каждый грех делать добро, чтобы оно покрывало и смывало.

ПРОСИМ У АЛЛАХА ЧТОБ ОН ДАЛ НАМ ИСТИННУЮ ТАУБУ. АМИН!

Источник: http://salyat.com/raznyie-namazyi/tauba-namaz

Что такое Тоба в исламе — Духовная жизнь

Казахстан – колоритная азиатская страна с большой историей. Казахские песни для жителей Казахстана являются неотъемлемой частью жизни. Свадьба, рождение ребенка и другие торжественные события всегда сопровождались прекрасными песнями и танцами. Сегодня в Казахстане есть масса отличных исполнителей, песни которых слушает с удовольствием публика разного возраста и с различными интересами. Скачать казахские песни бесплатно вы можете на нашем сайте.

Новые казахские песни

В современном Казахстане музыка имеет огромное значение, она представлена в различных жанрах и направлениях. Песни идут в ногу со временем и при этом сохраняют традиции, свой прошлый колорит и идентичность национальной культуре. Это и делает современную казахскую музыку очень популярной. Новые казахские песни считаются одними из самых оригинальных в мире. Сегодня редко можно услышать песни исполнителей из других стран, где сохранены национальные традиции.

Сиви Махмуди — Біз біргеміз 2020   98Загрузки
Dake x Bikko — Оттегі 2020   66Загрузки
Эльдар Омаров – Сол 2020   79Загрузки
Шабыт тобы – Қарамасаң қойшы 2020   80Загрузки
Ернар Айдар — Біз біргеміз 2020   87Загрузки
Алишер Утешов — Қырсық қыз 2020   208Загрузки
AUKA — Бұйра 2020    298Загрузки
Әлімжан Макенов — Қарқаралым 2020    167Загрузки
Бауыржан Жылқыбаев — Әлқисса 2020    139Загрузки
Айдана Меденова & Анжелика — Құрбым 2020    188Загрузки
Олжас пен Жайна – Апау 2020    118Загрузки
NATA x DJOHA — Не әңгіме 2 2020    136Загрузки
Уктам Камалов — Салем Шымкент 2020    97Загрузки
Асан Абдралин – Туған күніңмен, жаным 2020    506Загрузки
Қарлығаш Бейсенбаева — Аялашы сен мені 2020    257Загрузки
Даниял & Айсана – Біз өмірдің гүліміз 2020    181Загрузки
Қадірбек Әмірғали – Ақ жайық елім 2020    137Загрузки
Нұрболат Абдуллин — Сенің құрбың 2020    932Загрузки
Маржан Арапбаева – Уақыт емдемейді 2020    234Загрузки

Современная эстрадная музыка Казахстана имеет большое разнообразие жанров и стилей. В стране множество популярных исполнителей и песни пишут на государственном языке. Хотя можно встретить песни и на русском. Наиболее популярны в Казахстане музыканты, которые играют на национальных инструментах. Но, к примеру, в Астане, очень популярна и клубная казахская музыка.

В Казахстане есть «Muzzone Music Awards» – церемония награждения. Она создана с целью популяризации и продвижения на рынке СНГ, а также во всем мире казахской музыки. Благодаря интернету, сегодня казахская музыка быстро набирает популярность среди любителей национального творчества по всему миру.

Многим иностранцам нравиться слушать песни на казахском языке. Восточное звучание придает казахской музыке особую ценность. Очень приятный тот факт, что традиционное звучание мелодий, смешивается с современными битами.

В Казахстане множество молодых и очень талантливых певцов, но к сожалению, они еще не приобрели большой популярности за пределами государства.

Предки современных казахов вели кочевой образ жизни и песни передавали из уст в уста каждому поколению. В Казахстане сказания и песни исполняли странствующие музыканты – жирау. Их творчество было насыщено мистическим смыслом.

Они посвящались природе и богам, их тексты состояли из благодарностей, просьб и восхвалений.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит слово аминь в молитве

По документальным свидетельствам можно прийти к выводу: казахские исполнители всегда умело подбирали текст и музыкальное сопровождение, они правильно расставляли требуемые акценты, что помогало воспринимать их творчество верно. Так в музыке передавались легенды и сказания предков.

Музыкальная культура Казахстана стремительно развивалась и становилась певческой. Часто «народные исполнители» – акыны, выступали с музыкальными инструментами в руках. Одними из известнейших народных талантов были Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.), а также Курмангазы Сагырбаев (1818-1824 гг).

Они великолепно выражали силу духа нации и воспевали важные человеческие ценности. Песни народных композиторов сегодня возрождаются в деятельности современных исполнителей Казахстана. В новой трактовке и аранжировке, репертуар современных музыкантов становится особенно актуальным.

Слушать казахские песни любят не только жители страны, они также популярны и зарубежом.

В казахской музыке важную роль занимают такие инструменты:

· Дауылпаз.

· Домбра.

· Кобыз.

· Керей.

· Шертер.

· Сыбызгы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему когда читаешь молитву зеваешь

Они всегда аккомпанировали музыкальным произведениям.

Скачать казахские песни и слушать бесплатно

На нашем сайте вы найдете творения любимых всеми современных исполнителей и конечно же известные старые хиты. Также вы можете скачать казахские песни на любой вкус. Исполнители казахских песен постоянно радуют своих поклонников новыми композициями и у нас вы найдете все, что вас интересует.У нас вы можете слушать казахские песни любимых исполнителей и групп:

· Қайрат Нұртас.

· Торегали Тореали.

· Ернар Айдар.

· Куандык Рахым.

· Ninety One.

· Қанат Үмбетов.

· Роза Әлқожа.

Скачать казахские песни вы можете в высочайшем качестве. У нас вы найдете музыку на любой вкус и различных стилей. С нашей помощью многих казахских исполнителей, настоящие ценители национальных песен, могут услышать далеко за пределами страны. Вы можете бесплатно слушать казахские песни и наслаждаться национальным колоритом мелодий.

Пусть все любители казахской музыки наслаждаются традиционными мелодиями наших исполнителей как в Казахстане, так и за пределами страны. Мы создали наш сайт для того, чтобы каждый без проблем мог скачать казахские песни бесплатно и с удовольствием прослушивать их в самом высоком качестве. Музыка все время развивается, но не теряет прошлого казахского колорита.

Минусовки

QARAKESEK X TONY — КӨҢІЛСІЗ БИ 2019    5 630Загрузки
Нұрым Қуаныш – Әдемі ана 2019    4 092Загрузки
Alina Gerc — Solo 2019    2 650Загрузки

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется когда мусульмане молятся

Ғазизхан Шекербеков — Көріктім (минус)    9 218Загрузки
Ернар Айдар — Күнім сен сөнбеші (минус)    26 669Загрузки
Жігер Ауыпбаев — Алдамадым (минус)    5 921Загрузки
Төреғали Төреәлі — Өмір Оригинал минус 2016    18 037Загрузки
Айбек Қоңырбай — Әдемі Оригинал минус 2016    8 394Загрузки
Торегали Тореали — Казак кызга уйленем оригинал минус 2016    8 330Загрузки

Источник: https://velskoe.ru/molitvoslov/chto-takoe-toba-v-islame.html

В исламе

Предыдущая заметка, где коротко было упомянуто о том, что в турецких мусхафах есть какой-то недостаток задела некоторую часть читателей. Сразу поясню — речь конечно же не об определённой стране, а о правилах записи Корана, которые должны соблюдаться вне зависимости от страны выпуска.

Правила записи Корана, наука رسم المصحف веками передаётся из поколения в поколение и берёт своё начало с той записи, которую утвердил Усман, да будет доволен им Аллах, как единственно верную и которой эти мусхафы были записаны ещё до того, как были собраны.

Сразу нужно заметить, что записано было несколько экземпляров, каждый из которых отправился в определённую местность. Мелкие отличия (связанные с началом и концом некоторых аятов и не только) в них есть. Сейчас важно не это.

Важно то, что же хотели сохранить учёные при помощи науки о записи Корана?

Сохранить хотели именно количество букв и их порядок. Ни разновидность почерка, ни форма харакятов и т. п. нас не интересует. То, что беспокоит, — количество букв в мусхафе, записанном Усманом. Запись, с которой были единогласны сподвижники.

Почему до сих пор важно? Потому что Усман, отправив в разные страны по мусхафу, отправил с ними и чтеца и приказал, чтобы люди сравнили записанное ими с тем, что он прислал и, если нашли противоречие, сожгли свои записи и опирались в дальнейшем на его мусхаф. Это очень краткое изложение, не претендующее на полноту, но суть, я надеюсь, все уловили. Ни при Усмане, ни после него никто не пошёл в противоречие принятой записи.

Теперь давайте обратим внимание на то, как были записаны эти мусхафы. В них не было ни точек, ни огласовок (харакятов) и они были записаны так, чтобы любой вариант чтения отдельных слов был согласно этой записи приемлем.

Есть мнение, что точки и огласовки уже были известны арабам, и что убрали их с той же самой целью — для того, чтобы сохранить широту Милости Всевышнего Аллаха, которая включает в себя известные вариации чтения Корана.

Но, тем не менее, это то, что было принято единогласно сподвижниками, а основа этой записи была заложена ещё Зейдом ибн Сабитом, да будет доволен им Аллах, во время правления Абу Бакра, когда он собирал то, что было записано при Пророке, да благословит его Аллах и приветствовал, со строгими условиями, предъявляемыми к этим записям. Но в историю углубляться сейчас не будем.

И так, ни точек, ни огласовок. Даже значка хамзы ещё не было. как записывали?

Вы могли видеть фотографии мусхафа, который приписывают Усману, да будет доволен им Аллах. Одна из страниц приложена в начале этой записи. Точно ли это его мусхаф или нет — не известно. Но, чтобы было понятно, приближенно к современному шрифту, я записал суру аль-Фатиха так, как она была записана изначально.

Примерно так. Не берусь сказать, какие были значки между аятами и т. п., да и форма букв, как уже говорил, не так важна. Главное, что это именно те самые буквы и в том самом количестве.

Первые точки-огласовки

Дальше (по разным версиям разные люди, но мы остановимся на одном) Абу Асвад Ад-Дуали проставил точки-огласовки. Не те точки, которые помогают нам различать буквы, а те точки, которые потом превратились в чёрточки. И, если вкратце, точка сверху означала фатху, точка снизу кясру, а точка перед буквой — дамму. Получилось как-то так:

Опять же, очень приближенно.
Потом они превратились в чёрточки сверху, снизу и в маленькую букву و, означающую дамму.

Точки для иностранцев

Это те точки, которые помогают нам, иностранцам, не спутать ب и ت, и т. д. Само из название произошло именно от слова, указывающего на «не-арабов».

Потом появился ещё и значок хамзы и т. д. и т. п.

А буквы?

А буквы не менялись. Росло количество значков, помогающих в чтении, но не менялись буквы. Если нужно где-то прочитать не написанный алиф — обычно указывают на это вертикальной чертой (дополнительной, над буквами). Если какая-то буква пишется, но не читается, обозначают это дополнительным значком, но не стирают букву. Надеюсь, что задача ясна — сохранить количество букв, даже если они кажутся кому-то лишними или недостаточными.

Так записан мусхаф. Мусхаф Усмана. Сподвижники единогласно его приняли, сожгли всё, что записано иначе. Порой не все цели такой записи ясны. Не все они возвращаются к вариациям чтения, но все они сохраняются по сей день.

Бывает так, что слово رحمة пишется как رحمت; бывает так, что мы пишем «лишнюю» (казалось бы) букву и не читаем её, но пишем же.

Так вот. Например, аят из суры аль-Фатиха:

Записан именно так, а не иначе. Сколько бы вокруг чего не нарисовали, а буквы остаются неизменными. В этом аяте объяснение и цель такой записи ясна: большинство вариаций чтения подразумевает, что слово ملك читается именно так, без мадда, без протягивания после буквы «мим». Но имам ’Асым, имам Кисаи, Я’куб и Халяф передали это слово с маддом, поэтому в нашем мусхафе добавили значок-чёрточку, помогающую прочитать слово правильно, в соответствии с передачей Хафса от ’Асыма:

И так делается во всей оставшейся части мусхафа. Если нужно прочитать что-то, но буква эта стёрта в записи, значит указываем на это дополнительным значком, но никак не пишем дополнительную букву. Это мусхаф, мы его в таком виде передаём более тысячи лет. Если где-то на учёбе, не зная правил записи и т. д. кто-то пишет по современным правилам для облегчения — не проблема, но мусхаф для поклонения, чтения в мечетях, для заучивания должен оставаться мусхафом.

Уберите все значки, огласовки, точки из этого аята — вы получите ту версию, которую я показал вам в самом начале.

Другие мусхафы

Я получил следующего характера: «это глупость, мусхаф он и в Африке мусхаф!». Конечно, это и хотелось продемонстрировать. Давайте наберёмся терпения и пролистаем различные вариации, с разных типографий, в разных видах чтения.

Усложнённое задание: отмечайте также написание слова العالمين — итого на одной странице нас сейчас будут интересовать 2 слова. (Сразу замечу, что الصراط и صراط тоже к нашей теме относятся, но с ними дело обстоит проще. буквы «ра» и «та» не соединяются и между ними можно поставить чёрточку, которая будет даже полноценно похожа на алиф).

Но можно ограничиться сейчас словом ملك, которое мы читаем как مالك (ничего не подумайте, чтение правильно в обоих вариантах).

Мысленно убирайте все лишние значки, оставляйте только основу букв, фотографии можно листать:

Здесь вы видели африканские мусхафы, пакистанский, египетский, мединский и т. д. Кажется достаточно, 12 вариантов собралось.

Наука о записи Корана

Восток и Запад едины в том, какие буквы в мусхаф включать, а какие нет.

Учёные, которых Аллах избрал для сохранения Своей религии и Своей Книги побоялись за сохранность мусхафов, несмотря на множество появившихся их копий, так же, как в своё время побоялся Усман, да будет доволен им Аллах, возможной фитны и разногласий, и как в своё время побоялся Умар и абу Бакр того, что что-то из Корана будет потеряно или забыто.

То, что записано в мусхафах, по большей части не противоречит принятым правилам правописания. Некоторые места, подобные упомянутому, отличаются от принятых правил. Причина этого может быть ясной и не очень.

Учёные решили так, что раз мы в форме поклонения читаем отдельные буквы из Корана, не зная что за ними скрывается (как буквы в начале некоторых сур, например), то поклонением должно объясняться и то, что мы записываем мусхаф именно так, как он был записан во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Даже если в некоторых случаях это не соответствует установленным правилам правописания отдельных слов.

Учёные собрали все те места, в которых запись мусхафа Усмана не совпадает с привычными правилами письма, собрали это по разделам и с тех пор на эту тему было составлено немало трудов, охватывающих этот вопрос и помогающих сохранить то, как был записан мусхаф и как он должен записываться.

Один из важнейших трудов: «Аль-мукни’ фи ма’рифати марсуми масахифи ахли ль-амсар» (المقنع في معرفة مرسوم مصاحف أهل الأمصار), принадлежит перу величайшего имама своего времени Абу Амра ’Усмана ибн Са’ида Ад-Дани, который умер в 444 году по хиджре (Тем, кто уделил должное внимание изучению хотя бы чтения Корана, наверняка это имя уже знакомо).

По причине большой важности упомянутой книги, её точности и того, что она охватывает все необходимые вопросы, связанные с записью мусхафа, имам Абу Мухаммад ибн Фирру Аш-Шатыби из Андалуса изложил её в стихах, в небольшой поэме

При желании её можно послушать здесь, например:

Имам Аш-Шатыби в ней отдельно упоминает аят из суры аль-Фатиха, в котором стёрт «алиф» в слове ملك.

Это слово мы взяли только лишь для примера. Во всём Коране таких слов много, не только с алифом, но с различными другими добавленными или намеренно стёртыми при записи буквами.

Теперь посмотрим на слова العالمين и مالك здесь:

Первое отличие этого мусхафа в том, что написан он не в ручную (как приводимые выше в пример), а набран на компьютере. Но это мелочи по сравнению с тем, что вы уже наверное сами заметили. Лишний алиф в слове ملك и العلمين. Учитывая, что их добавляют именно «как слышится, так и пишется», можно добавить сюда ещё и два алифа в الصرط и صرط.

По примерным подсчётам таких добавленных алифов в этом мусхафе около 5000. Есть и некоторые другие противоречия той самой записи, которую так бережно учёные сохраняют на протяжении веков. И здесь мы не можем сказать «уберите этот значок и запись останется такой, какой должна быть».

Здесь добавлены буквы в середине слова, соединены с предыдущей и последующей буквами и т. д. Почему так сделали? Я объяснения не знаю и не нахожу. Можно было бы назвать это «учебным мусхафом», «для начинающих читать» и т. д., но других версий в продаже или на полках мечетей я просто не нашёл.

И дело не в стране, а в самом явлении.

Я долго искал и нашёл только лишь ещё один подобный мусхаф — это было издание какого-то европейского университета, видимо для востоковедов. Тоже набран на компьютере, тоже без соблюдения принятых правил. Для справедливости скажу, что им я тоже не рекомендовал бы пользоваться. Мы умрём, дети останутся. Сохранение таких версий — содействие потере знания, его скорейшему уходу.

Изучайте свою религию, свою историю, историю Книги, в которой Аллах обращается к нам. Изучайте саму эту книгу, не расставайтесь с ней, тогда вас не удивит, что кто-то говорит об имеющихся отличиях в какой-то стране или каком-то издании. Вы сами увидите эти отличия с первого взгляда.

Источник: http://vislame.ru/

Такия в исламе: за и против

Словом такия (в переводе с арабского языка – «благоразумие») в исламе обозначают сокрытие своей религиозной принадлежности или веры в благих целях.

Одним из основных пороков современного общества считается разжигание межрелигиозной розни. В некоторых ситуациях жизни и имуществу людей угрожает опасность по причине их конфессиональной принадлежности. Наиболее актуальна эта проблема для мусульман, которые подвержены нападкам из-за бытующих в обществе стереотипов и ярлыков.

В подобных ситуациях некоторые верующие прибегают к практике такия. Как правило, она выражается в словесном обозначении отказа от религии, либо её сокрытие, но при этом с сохранением искренней веры в сердце. Иными словами, такия – это разновидность лжи во благо.

Дозволенность такии

Относительно дозволенности такии среди мусульман мнения богословов разошлись. Одни учёные называют подобное поведение в форс-мажорных ситуациях дозволенной мерой. Другие считают, что прибегать к такие не просто дозволено, а даже обязательно. Третья категория уверена, что дозволенность не подкреплена вескими аргументами, а значит, она запретна.

Сторонники дозволенности такии в подтверждение своей позиции приводят множество аргументов. Во-первых, её возможность предусмотрена в Заключительном Божьем Откровении. В частности, в суре «Али Имран»:

«Мусульманам не стоит считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает так, те не имеют никакого отношения к Всевышнему, кроме тех ситуаций, при которых вы действительно опасаетесь их» (3:28)

Этот аят сторонники одобрения такии трактуют как дозволенность правоверным в случаях угрозы скрывать свою веру.

Ещё одним подтверждением для представителей этого лагеря служит реальная история, которая произошла во времена Милости миров Мухаммада (с.г.в.). В начальные годы его пророческой миссии мекканские многобожники подвергали мусульман пыткам.

В числе последних был некто по имени Аммар ибн Ясир, который подвергался тяжким пыткам и вынужден был произнести слова, которые требовали от него язычники. И в этой ситуации он произнёс слова неверия исключительно в целях сохранения жизни, однако при этом из его сердца вера не ушла.

После случившегося Создатель ниспослал нам такой аят:

«Гнев Всевышнего падёт на тех, кто отрёкся от Него после того, как уверовал, – не на тех, кто был принуждён к этому, в то время как в его сердце покоилась твёрдая вера» (18:106)

Совершая такию, верующие руководствуются исключительно благими намерениями, поскольку создают иллюзию неверия вынужденно. Именно этот аспект, по мнению сторонников, говорит о её дозволенности. В одном из хадисов сказано: «Поистине, дела человека оцениваются по его намерениям» (Бухари). Исходя из этого, следует, что любой, кто руководствуется исключительно благим намерением, не совершает греха.

Обязательно или желательно?

Как уже было сказано ранее, некоторые богословы считают, что такия не столько дозволена, сколько обязательна для мусульманина. В основном, такого мнения придерживаются шииты. В качестве аргументации при этом используются хадисы из собственных сборников, а также высказывания имамов.

Так в шиитском сборнике «аль-Кафи» говорится: «Отсутствует вера у тех, кто не придерживается такии». Кроме того, в качестве аргументации приводятся слова праведного имама Джафара ибн Садыка: «Ничто так не любимо для меня, как такия». Однако большинство суннитских богословов не разделяют это мнение, считая возведение такии до степени ваджиб недопустимым.

Кроме того, шиитские улемы возводили такию в степень обязательного действия не только в ситуациях воздействия страха и угрозы безопасности, но и в иных случаях с благим намерением. Например, мусульманину дозволено прибегать к такие для завоевания симпатии и любви со стороны людей.

Аргументы «против»

В среде мусульманских учёных немало противников дозволенности такии, которую они воспринимают как форму лицемерия. Ведь верующий должен искренне исповедовать свою религию и отстраняться от всего, что могло бы пошатнуть его иман. Кроме того, произношение слов неверия также греховно, так как человек делает это напоказ, что запретно.

Кроме того, как доказательство сторонники этого лагеря приводят наставление Лукмана своему сыну, приведённое в Благородном Коране:

«О сын мой! Совершай молитвы, вели делать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси всё, что постигает тебя. Поистине, в этих делах следует проявлять решимость» (31:17)

В ответ на аргумент про Аммара ибн Ясира, который при многобожниках словесно отрёкся от единобожия, они приводят сподвижников Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), которые также подвергались пыткам, но не прибегали к такие. Среди них был Билял ибн Рабах, первый муэдзин в истории ислама. Билял был рабом одного авторитетного мекканского многобожника по имени Умайя.

Когда он узнал, что его раб принял ислам, то начал подвергать того ужасным пыткам. В частности, он приказывал уложить Биляля на раскалённый песок и клал ему на грудную клетку большой тяжёлый камень. Однако невзирая на эти издевательства, он с достоинством переносил все испытания и не отрёкся от религии Творца. Всё это длилось до той поры, пока Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.

) не выкупил его за большие деньги.

Правила действительности такии

1. Наличие реальной опасности

Во-первых, такия допустима только в крайних случаях, когда жизни человека угрожает реальная опасность.

2. Отсутствие вреда другим

Во-вторых, при совершении такии верующий по мере возможности не должен причинять вред другим людям. Например, запрещено убивать или раскрывать расположение «своих» во время войны.

3. Угроза сильного избиения

По мнению учёных, такия также допускается в тех ситуациях, когда человека избивают, и в данном случае существует угроза его жизни.

4. Такия не дозволена в корыстных целях

Не допускается прибегать к такие для увеличения богатства, повышения социального статуса и по иным материальным причинам.

Отказ от хиджаба – такия?

К сожалению, многие мусульманки сегодня встают перед сложным выбором. В современном обществе хиджаб для женщин нередко становится барьером для карьерного роста и трудоустройства.

Многие работодатели отказываются принимать на работу наших сестёр, покрывающих голову, а если женщина уже трудоустроена и решила надеть хиджаб, то в таких ситуациях, бывает, следует увольнение. Это связано с влиянием стереотипов об исламе, которые бытуют в обществе.

Столкнувшись с такими препонами, женщина встаёт перед выбором: религия или карьера? Казалось бы, выбор очевиден, но сегодня немало женщин в одиночку воспитывают детей, и от наличия работы в данном случае зависит само существование.

Дозволенность отказа от хиджаба в пользу работы в таких ситуациях также вызывает разногласия в среде богословов. Консервативно настроенные учёные считают, что женщина ни в коем случае не должна поступаться предписаниями религии, даже если из-за этого она может лишиться работы. Свою точку зрения они объясняют тем, что ношение хиджаба – прямая обязанность каждой мусульманки, а значит, оно важнее, нежели иные потребности женщины.

Наиболее умеренные богословы считают, что в такой ситуации женщины вправе отказаться от ношения хиджаба, но при этом им следует носить максимально скромные наряды. Например, платок на голове заменить шарфом или шляпкой. Свою позицию они объясняют благими намерениями и приравнивают это к такие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой иконе молиться чтобы выйти замуж

По их утверждению, женщина, которая занята общественно полезным трудом, может принести большую пользу не только своей семье, но и всему социуму. Например, работая учительницей, она занимается образованием детей, что, безусловно, благое дело. Но практика такова, что во многие светские образовательные учреждения трудно устроиться, нося хиджаб.

В таких ситуациях выбор в пользу карьеры будет более верным, так как верующая, поступившись одним правилом религии, способна принести пользу гораздо большую, чем если бы она просто сидела дома.

Источник: https://Islam.global/verouchenie/vera/dozvolena-li-musulmanam-takiya/

Акыда — вероубеждение в Исламе

Современный мусульманин буквально тонет в потоках информационного хаоса, которые окружают его в интернете. И в этом потоке неизбежно встречаются вещи, которые не совсем согласуются с Исламом. Но ведь не каждый наш брат или сестра смогут без проблем отличить истину ото лжи, не зная, где эта истина зарыта. Разобраться с этим помогает акыда.

Понимание акыды

Для начала определим для себя, что такое акыда в Исламе. В переводе с арабского слова عقيدة (убеждение), от глагола عَقَدَ, одно из значений которого – «заключать договор». То есть мы по праву можем сказать, что акыда – это своего рода заключение договора. Священного договора между Творцом(Аллахом) и творением(человеком).

Как мы с вами прекрасно знаем, у каждого договора есть свои условия. Без их соблюдения договор не может считаться действительным. В нашем случае у договора между Аллахом и человеком всего 6 условий, которые вы прекрасно знаете. Они прописаны в 4-ой суре Корана «Ан-Ниса»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ

وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنْزَلَ مِنْ قَبْلُ ۚ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا

Перевод смысла:

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение.»

То есть это вера в 1)Аллаха; 2)Ангелов; 3)Священные писания; 4)Пророков; 5)Судный день; 6) Предопределение. Соблюдающий эти условия договора считается верующим (мутада́йин), а кто отрицает или по каким-то причинам не хочет признавать их или одно их них, не может им считаться.

Есть ещё одно определение понятия акыды. В исламской религиозной литературе Акыдой традиционно принято называть особый жанр текста, в котором последовательно и, как правило, с разъяснениями перечислены основные положения мусульманского вероучения. Нечто сродни христианскому катехизису или символу веры, если эта аналогия облегчит читателю понимание.

Необходимость изучения вероубеждения

Итак, в чём сегодня заключается необходимость изучения акыды? В первую очередь, это наша обязанность, которая была поручена нам Посланником ﷺ. Он, будучи Печатью Пророков, восстановил истинное вероубеждение Посланников, которые были до него, и чьи слова были искажены.

Но безусловной основой всех авраамических религий (иудаизма, христианства и Ислама) оставалось Единобожие, Таухид. Это и является базисом вероубеждения мусульман.

Изучающий акыду способен ответить на многие вопросы, которые мучают пытливый ум: В чём смысл моей жизни? Есть ли у всего Создатель? Если есть, то какой Он?

Актуально это и для неофитов(то есть новообращённых), которых, бывает, заваливают вопросами вроде «почему ты стал мусульманином?», особенно в самый начальный этап своей новой жизни на пути Истины. Именно поэтому изучение хотя бы основ акыды важно для пришедших в Ислам.

Но не стоит делать поспешный вывод, будто актуальность изучения вероубеждения ограничивается неофитами или делающими свои первые шаги на пути познания Аллаха.

Поскольку эта область является целой наукой, несущей имя «Ильм уль-‘акаид» (Наука вероубеждения), то читатель может сделать вывод о том, что акыда – это ещё и прерогатива учёных. В наше время распространились разные секты и нововведения, поэтому наиболее важным и даже обязательным для исламских уляма (учёных) является защита вероучения ахлю сунна валь-джама’а (людей сунны и согласия), того, с чем пришёл к нам Посланник Аллаха ﷺ.

Акыда против атеизма

В ушедшем столетии обрело популярность явление, из-за которого изучение своей акыды стало жизненно необходимым. Явление это – атеизм, который на сегодняшний день заседает в головах даже у этнических мусульман.

И вследствие слабых знаний о своей религии или из-за обыкновенного таклида (слепого следования), человек, к сожалению, становится атеистом. Таклид даёт свои ужасные плоды в виде ухода из религии и отворачивании от пути Аллаха.

В голове у таких людей будто сидит шайтан, твердящий что религия – это всего лишь фанатичное мракобесие, которое должно было остаться в Средневековье.

Непонимание акыды и невежество бичом обрушилось на наш век, когда нужную информацию о вероубеждении Пророка, сподвижников и саляфов (праведных предшественников) можно найти где угодно.

Мы живём в то время, когда по милости Всевышнего каждый из нас имеет доступ к десяткам исламских интернет-порталов и ресурсов, абсолютно на любом языке, для получения не только элементарного ‘ильма (знания), но и для углублённого изучения исламских наук, в том числе и акыды.

Поэтому мы призываем каждого мусульманина изучить те основы, на которых строится весь Ислам. А это и есть акыда.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях:

Источник: http://Naistine.ru/akyda/

Что такое сутра в исламе и ее Шариатское постановление- фикх

Сутра того, кто совершает молитву

Это вещь, которую совершающий молитву ставит перед собой таким образом, чтобы она оказалась между ним и между теми, кто проходит перед ним.

Сутра является узаконенной как в путешествии, так и вне его, как в обязательной молитве, так и в дополнительной, как в мечети, так и за ее пределами.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если кто-либо из вас совершает молитву, так пусть молится к сутре, и пускай приблизится к ней”. [Приводится у Абу Дауд]

Сообщается от Уахба, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Пророк, да благословит Аллах его и приветствует, проводил с нами молитву в Мина и воткнул перед собой короткое древко, принадлежащее ему, а затем сделал вместе с нами два рака’ата”. [Приводится у Ахмад]

Шариатское постановление относительно сутры

Сутра является сунной, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ставить сутру, как имаму, так и мунфариду (тому, кто совершает молитву индивидуально).

Поэтому мусульманину следует молиться к сутре и не позволять кому-либо проходить между собой и сутрой, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не молись, кроме как к сутре. И не позволяй никому проходить перед тобой. Если же он воспротивиться, то сражайся с ним”. [Приводится у Ибн Хъузейма]

Однако следует учесть, что повеление, которое пришло в хадисах в отношении сутры, по единогласному мнению ученых, носит желательный характер (Доктор Уахба аз-Зухейли “Исламский фикх и его доказательства”, ч. 1, с. 752).

Мудрость, заключающаяся в сутре

Сутра содержит в себе множество мудростей. К ним относятся:

1. Отстранение от того, что мешает смирению в виде прохождения людей перед молящимся человеком.

2. Концентрированность на молитве.

3. Оберегание от прерывания молитвы по причине прохождения женщины, собаки, или осла.

Передается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “Если кто-либо из вас встал на молитву, то его прикроет что-либо наподобие спинки седла, если оно будет перед ним.

Если же перед ним не будет чего-либо наподобие спинки седла, то его молитву прерывает осел, женщина и черная собака”.

Я (один из передатчиков хадиса) сказал: О, Абу Зарр! В чем разница между черной собакой и между рыжей собакой или желтой?” Сказал Абу Зарр: “О, сын моего брата, я задал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, такой же вопрос, который ты задал мне, и он сказал: “Черная собака – это дьявол”. [Приводится у Муслим]

Сказал имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, что под прерыванием здесь имеется в виду прерывание смирения и поминания по причине отвлечения и поворотов в их сторону, и не имеется в виду то, что они портят молитву (аль-Муджму’ 3/233).

1. Сутра узаконена в отношении имама и мунфарида. Что же касается того, кто молится позади имама, то сутра имама является сутрой и для него.

Передается, что ибн ‹Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился вместе с людьми в Мине, и я приблизился к ним верхом на ослице, а в то время я уже был близок к совершеннолетию. Затем я прошел перед некоторыми молящимися, стоявшими в ряду, и, отпустив ослицу пастись, я присоединился к ряду. И никто меня не упрекнул за это”. [Хадис согласован]

2. Проходить перед совершающим молитву человеком является запрещенным, более того, это является одним из больших грехов, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы тот, кто проходит перед молящимся человеком знал, что на нем, то простоять сорок было бы лучше для него, чем проходить перед (молящимся)”. И сказал Абу Надр: “Я не знаю, сказал ли он сорок дней или сорок месяцев, или сорок лет”. [Хадис согласован]

Исключением является прохождение за сутрой, а также прохождение вдали, за пределами места земного поклона того, кто не установил себе сутру.

3. Совершающий молитву человек должен препятствовать тому, кто хочет пройти перед ним.

Сообщается от Саида аль-Хъудри, да будет доволен им Аллах, что он сказал: “Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “Если кто-либо из вас молится к чему-либо, прикрывающему его от людей (то есть к сутре), а затем кто-нибудь захочет пройти перед ним, то пусть он оттолкнет его. Если же тот воспротивиться, то пусть сражается с ним, ведь, поистине, это не иначе, как шайтан”. [Хадис согласован]

4. Некоторая часть ученых сделала исключение для Заповедной мечети, посчитав дозволенным проходить в ней перед теми, кто совершает молитву ввиду общих доказательств о том, что шариат устранил излишние неудобства.

А также ввиду того, что в Заповедной мечети это зачастую приводит к затруднениям (однако если есть возможность без излишних затруднений обойти молящегося, то это следует сделать).

5. Сутрой может служить и стена, и колонна мечети, а также можно установить что-либо наподобие палки.

6. Расстояние между человеком, совершающим молитву, и его сутрой соразмерно расстоянию прохода овцы, так как в хадисе Сахля, да будет доволен им Аллах, сказано: “Между местом, где молился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и между стеной было расстояние прохода овцы”. [Хадис согласован]

В предыдущем хадисе “прерывает молитву” не имеется в виду уподобление женщины ослу и черной собаке. Бытие трех существ в одном предложении не означает, что причина, по которой каждое из них прерывает молитву, одинакова. То есть не обязательно, чтобы причина, по которой черная собака прерывает молитву, была той же причиной, которая присутствует в осле и женщине.

Поэтому бытие черной собаки шайтаном, как об этом упомянуто в хадисе, не означает, что и осел, и женщина также являются шайтанами.

И у каждого из этих трех может быть своя причина, несмотря на то, что они собраны в одном предложении. И то, что причина, по которой черная собака прерывает молитву, была упомянута в тексте хадиса, указывает на ее отличие от остальных причин.

И можно извлечь из священных текстов, что причина, из-за которой женщина прерывает молитву, заключается в ее воздействии на мужчин. Ведь известно, что женщина привлекает внимание сильного пола больше, нежели все остальное.

Поэтому, а Аллах знает лучше, в случае прохождения женщины перед молящимся шариат выносит постановление о прерывании молитвы, дабы тем самым сберечь смирение и сосредоточенность, которые должны присутствовать в намазе.

Источник: https://www.al-feqh.com/ru/%D1%81%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B0-%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%83

Muntaqa

Хадисы являются один из источников исламского шариата. В арабском языке слово «хадис» означает «новый».

А про значение в шариате хафиз Шамсуддин ас-Сахави аш-Шафии говорил: «В терминологии это то, что отнесено к пророку, мир ему и благословение Аллаха, будь это слова, или дела, или молчаливое подтверждение, или качества, в том числе движения и обездвиженность в пробужденном состоянии и во сне». См. «Фатх аль-мугыс» 1/22.

قال الحافظ شمس الدين السخاوي الشافعي: «وَاصْطِلَاحًا: مَا أُضِيفَ إِلَى النَّبِيِّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — قَوْلًا لَهُ أَوْ فِعْلًا أَوْ تَقْرِيرًا أَوْ صِفَةً، حَتَّى الْحَرَكَاتُ وَالسَّكَنَاتُ فِي الْيَقَظَةِ وَالْمَنَامِ». انظر: «فتح المغيث» 1/ 22.

И распространено более краткое определение: это то, что отнесено к пророку, мир ему и благословение Аллаха, будь это слова, или дела, или молчаливое подтверждение или качества, физиологические или нравственные.

Другими словами, хадисы — это сообщения о пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха.

Иногда хадисами называют также сообщения от сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, или табиинов — сподвижников сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, но это в основном в тех случаях, когда желают разъяснить: переданы они от самого пророка, мир ему и благословение Аллаха, или нет.

2. Пример хадиса

Записал имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари в своем сборнике достоверных хадисов: — Рассказал нам ‘Убейдуллах ибн Муса, который сказал: Сообщил нам Ханзаля ибн Аби Суфьян от ‘Икримы ибн Халида от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он сказал:

Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Ислам основан на пяти: свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, выстаивании молитвы, выплате закята, совершении паломничества (хаджа) и посте в рамадан».

قال الإمام محمد بن إسماعيل البخاري في صحيحه: حَدَّثَنَا عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ مُوسَى، قَالَ: أَخْبَرَنَا حَنْظَلَةُ بْنُ أَبِي سُفْيَانَ، عَنْ عِكْرِمَةَ بْنِ خَالِدٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ » بُنِيَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ، وَإِقَامِ الصَّلاَةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَالحَجِّ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ «

3. Что такое иснад и матн в хадисах

Хадис состоит из двух основных частей: иснад и матн.
Что касается иснада, то говорил имам Бадруддин ибн Джама’а аш-Шафии: «Иснад — это сообщение о пути матна». См. Ас-Суюты «Аль-Бахр аллязи захар» 1/292.

قال الإمام بدر الدين بن جماعة : «السند الإخبار عن طريق المتن». انظر: «البحر الذي زخر» 1/ 292.

Более доступным языком: это пересказ цепочки передатчиков вместе со способами передачи между ними.
Так в хадисе, который приведен в третьем пункте, мы имеем следующий иснад: «Рассказал нам ‘Убейдуллах ибн Муса, который сказал: Сообщил нам Ханзаля ибн Аби Суфьян от ‘Икримы ибн Халида от Ибн ‘Умара, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал».

В данном иснаде мы имеем четыре передатчика, то есть между имамом аль-Бухари и пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, было четыре звена. И, забегая наперед, следует отметить, что все четверо известны как праведные мусульмане, надежные в передаче, далекие от лживости и предосудительного поведения.

В иснаде имеет большое значение не только установление личностей передатчиков, но и упомянутые способы передачи между ними. Этот иснад является хорошим примером, в котором собраны несколько способов передачи: «рассказал нам» (хаддасана), «сообщил нам» (ахбарана) и «от» (‘ан).

Если связки «я слышал», «рассказал нам» и «сообщил нам» при небольших расхождениях в их значении дают знание о том, что передатчик перенял этот хадис от предыдущего из упомянутых в цепочке передатчиков, то со связкой «от» дело обстоит не так.

Она сама по себе не дает таких гарантий, и вынуждает специалиста в хадисоведении проверять, не было ли обычаем передатчика, использовавшего связку «от» скрывать имя предыдущего передатчика, называя по имени сразу следующего за ним, и встречался ли он с тем, от кого передает через связку «от».

И нужно снова оговориться, что в хадисе, который был упомянут в примере, с этим все в порядке, скрытого изъяна нет.

Подобная точность и скрупулезность в том, что касается путей передачи источников религиозного закона — особенность Ислама и его исключительное достоинство, гарантирующее сохранность религиозных текстов и самой религии от искажения. Только в Исламе человек может быть уверен в том, что исповедует ту самую религию, которую пророк, мир ему и благословение Аллаха, передал людям от Всевышнего.

Таким образом, иснад — это не только цепочка из передатчиков, но и способы передачи между ними. Поэтому в определении говорят, что это — сообщение или рассказ о пути матна.

А что касается матна, то сказал Бадруддин ибн Джама’а: «Это слова, перед которыми завершается иснад». И сказал имам Шарафуддин ат-Тыби аш-Шафии: «Это фразы хадиса, посредством которых формируются смыслы». См. «Аль-Бахр аллязи захар» 1/294-295.

«المتن هو: ما ينتهي إليه غاية السند من الكلام» قاله ابن جماعة. وقال الطيبي:

Источник: https://muntaqa.info/hadisy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотитвослов
Как раньше называлась Масленица

Закрыть