Чему покровительствовал бог Аид

Аид

Чему покровительствовал бог Аид

Аид — бог Олимпа, царствующий в мире мертвых. В его владения не способны проникнуть живые души, что, впрочем, нередко опровергается теми же мифами. Первоначально Аид был зловещим божеством, даже имя которого греки боялись произносить вслух, однако со временем его образ смягчился — его стали считать владыкой подземных богатств, способным на проявления милости и щедрости к людям.

История появления персонажа

В мифологии Древней Греции Аид имеет двойное значение: это и имя бога подземного царства мертвых, и сама преисподняя, куда попадают души после смерти. Царство теней в античной традиции расположено на западе, сразу за рекой Океан. Впрочем, у Гомера можно обнаружить два места, куда на покой отправляются живые существа: человеческие тени обитают в Аиде, а низвергнутые титаны — в Тартаре.

Значение имени Аид точно неизвестно. Название его царства связывают со словом «встреча» (с предками). Другое имя бога, Плутон, происходит от латинского Pluto — «богатый». Поскольку Аид был страшным, пугающим божеством, греки избегали называть его по имени, заменяя эпитетами — Скотий («темный»), Адмет («неодолимый»), Агесилай («тот, кто водит людей»).

История и образ бога Аида

Аид как бог обладает богатой биографией и играет серьезную роль в божественной истории. Отпрыска титана (или бога земледелия) Крона и титаниды Реи отец при рождении поглотил, как и других своих детей — Зевса, Посейдона, Геру, Деметру и Гестию. Позже Аид участвовал в первой войне богов и титанов на стороне олимпийцев, а при разделе мира сел на трон Царства мертвых.

Позже Аида стали почитать как владыку подземных богатств — он даровал урожай из недр земли. Когда его наделили чертами и особенностями бога богатства и плодородия Плутоса, характеристика образа немного смягчилась.

Безжалостный, хитрый и мрачный, подземный Зевс, как называл его Гомер, насылает на людей томительное чувство безнадежности и обреченности, с помощью меча запирает души в Царстве мертвых. Еще одна способность бога — умение оживить умершего, однако он редко использует этот дар, потому считает неправильным нарушать законы жизни.

На картинках в книгах Аид нередко изображается похожим на Зевса — немолодой мужчина с роскошной бородой.

Древние изображения бога отличаются пустыми, мертвыми глазами без зрачков или повернутой назад головой — символы того, что он не общается с живыми и не встречается с ними взглядом.

Оружие бога — скипетр, украшенный фигуркой трехголового пса, или двузубые вилы; еще одним его атрибутом является волшебный шлем, делающий владельца невидимым, — подарок циклопов за освобождение из подземного мира.

Аид в мифологии

В зрелой греческой мифологии в Царство мертвых ведут несколько троп. Души заходят как минимум через три двери: у Тенарского мыса (Лакония), у итальянского озера Аверн и в Пилосе (на западе Пелопоннеса). Через реку Ахерон, отделяющую мир мертвых от преисподней, пришельцев перевозит хмурый Харон, а потом радушно встречает трехглавый пес Цербер — запускает гостей внутрь, но уже никого не выпускает.

Цербер

Затем душам предстоит предстать перед Миносом, Эаком и Радамантом, которые наделены полномочиями судить поступки людей. Если тяжкие грехи не обнаружены, душа делает глоток из реки Леты, навсегда забывает прежнюю жизнь и отрешенно бродит по бескрайнему полю, где цветут асфодели.

Великие грешники, совершившие тяжкие преступления, обречены терпеть мучения на берегах реки Стикс. Впрочем, мученикам дается возможность вымолить прощение у жертв и тоже поселиться на лугу с асфоделями: раз в год души всплывают на озере Ахерусия, где встречаются с теми, кого обидели.

Аид правит Царством теней вместе с супругой Персефоной. Покровительницу плодородия бог однажды похитил у ее матери Деметры и насильно взял в жены. Родительницу подкосило горе из-за расставания с любимой дочерью, да так, что земля перестала приносить плоды.

Аид и Персефона

В отчаянии богиня обратилась к Зевсу с требованием вернуть Персефону, и верховный бог приказал брату исполнить просьбу. Аид согласился, но пошел на хитрость — накормил жену гранатом, поэтому той суждено было вернуться в мрачное подземное царство. С тех пор Персефона две трети года обитает на земле, а в остальное время помогает мужу править Аидом.

Описание страшного бога есть в мифе об Орфее. Музыкант и поэт в надежде найти погибшую возлюбленную Эвридику спустился в царство мертвых. Волшебной музыкой арфы мужчина сумел покорить сердце Аида, и властелин преисподней разрешил Эвридике вернуться на землю.

В сказаниях Аид взаимодействует с россыпью персонажей. В число главных обидчиков властелина Царства мертвых вошли Геракл и Тесей.

В одних мифах сказано, что Геракл ранил Аида в плечо во время сражения за город Пилос. В других — увечье бог получил, когда бесстрашный герой, сын Зевса, явился к вратам преисподней, чтобы украсть для царя Еврисфея ужасного трехглавого охранника Цербера.

Тесей же потребовал у Аида отдать Пирифою, царю лапифов, супругу Персефону. Разгневанный властелин подземного царства не показал эмоций, решив хитростью победить обидчиков: предложил Тесею и Пирифою устроиться поудобнее на троне. Когда те уселись, то крепко к нему приросли. Позже Тесея спас Геракл, а вот царь лапифов так и остался коротать век в мрачном подземелье.

Аид в культуре

Кинематографисты с удовольствием работают с материалом, основанным на древнегреческих мифах, и Аид засветился в нескольких фильмах. С участием персонажа даже выпустили мультфильм и сериал —– «Геркулес». Бог загробного мира планирует свергнуть брата Зевса и захватить власть в мире живых. Планам мешает племянник Геркулес, которого божество пытается всеми способами уничтожить. В русском дубляже антагониста озвучивает актер Николай Буров.

Одна из главных ролей владыке Царства мертвых отдана в фильме «Гнев титанов» (1981) и ремейке «Битва титанов» (2010). Первый приключенческий боевик снял Джонатан Либесман, а продолжение создал Луи Летерье. В образе Аида предстал Рэйф Файнс.

В 2009 году зрители увидели киноадаптацию романа Рика Риордана «Перси Джексон и Похититель молний». Злодей Аид охотится на молнии Зевса. Роль исполнил британец Стив Куган.

Авторы телесериала «Зов крови», выходящего на канадском телевидении с 2010 года, тоже поэкспериментировали с образом Аида, превратив его в отца главной героини по имени Бо — сверхъестественного существа, энергетического вампира, но девушки с доброй душой. В Аида перевоплотился Эрик Робертс.

Сериальная жизнь бога продолжилась в работе Эдварда Китсиса и Адама Хоровица «Однажды в сказке». В этой фантазии герой выступает как антагонист. Костюм Аида примерил американец Грег Джерманн.

Библиография

  • VIII–VII вв. до н. э. — «Теогония»
  • 1996 — «Мифология греков и римлян»
  • 1991 — «Мифы народов мира»
  • 2001 — «Реальный словарь классических древностей»

Фильмография

  • 1981 — «Гнев титанов»
  • 1997 — «Геркулес»
  • 2009 — «Перси Джексон и Похититель молний»
  • 2010 — «Зов крови»
  • 2010 — «Битва титанов»
  • 2011 — «Однажды в сказке»

Источник: https://24smi.org/person/2013-aid.html

Бог Аид в Древней Греции

Чему покровительствовал бог Аид

Бог Аид принадлежит к числу верховных богов древнегреческого пантеона. Холодный, угрюмый, беспощадный – таким представляется людям сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона. Аид твердой рукой правит подземным царством, его решения не подлежат обжалованию. Что же известно о нем?

Происхождение, семья

Запутанная генеалогия – отличительная черта древнегреческой мифологии. Бог Аид – старший сын титана Кроноса и его сестры Реи. Однажды правителю мира Кроносу предсказали, что его сыновья уничтожат его.

Поэтому он проглатывал всех детей, которых производила на свет его супруга. Так продолжалось до тех пор, пока Рее не удалось спасти одного из своих сыновей – Зевса.

Громовержец заставил своего отца выплюнуть проглоченных детей, объединился с братьями и сестрами в борьбе против него и победил.

После поражения Кроноса его сыновья Зевс, Аид и Посейдон поделили мир между собой. Они стали властвовать над ним. Волею жребия бог Аид получил в удел подземное царство, а подданными его стали тени умерших. Зевс стал властвовать над небом, а Посейдон – над морем.

Внешний вид, атрибуты власти

Как выглядит правитель мрачного королевства? Древние греки не приписывали богу Аиду сатанинских черт. Он представлялся им как зрелый бородатый мужчина. Самый известный атрибут правителя царства мертвых – шлем, благодаря которому он мог становиться невидимым, проникать в различные места. Известно, что этот дар преподнесли Аиду циклопы, которых он освободил по распоряжению Громовержца.

Интересно, что часто встречается изображение этого божества с головой задом наперед. Это связано с тем, что Аид никогда не смотрит в глаза собеседнику, так как они у него мертвые.

Также брат Зевса и Посейдона владеет скипетром и трехглавым псом. Цербер стережет вход в подземное королевство. Еще один знаменитый атрибут Аида – двузубые вилы. Передвигаться древнегреческий бог предпочитал на колеснице, запряженной черными конями.

Имена

Имя бога подземного царства Аида древние греки предпочитали не произносить, так как боялись навлечь на себя беду. Говорили о нем в основном иносказательно. Божество называли «Незримым» или же «Богатым». По-гречески последнее имя звучало как «Плутон», именно так стали называть Аида древние римляне.

Нельзя не упомянуть и имена, которые не получили широкого распространения. «Советник», «Добрый», «Прославленный», «Запирающий Врата», «Гостеприимный», «Ненавистный» — их достаточно много. Согласно некоторым источникам божество также называли «Зевсом Нижнего Мира», «Зевсом Подземелья».

Королевство

Что можно рассказать о царстве бога Аида? Древние греки не сомневались в том, что это очень мрачное и темное место, находящееся глубоко под землей. На территории этого королевства много пещер и рек (Стикс, Лета, Коцит, Ахерон, Флегетон). Лучи яркого солнца никогда не проникают туда. Над заросшими полями носятся легкие тени умерших, и стоны несчастных напоминают тихий шелест листьев.

Когда человек готовится распрощаться с жизнью, к нему отправляют вестника Гермеса в крылатых сандалиях. Он проводит душу к берегам мрачной реки Стикс, которая отделяет мир людей от царства теней. Там умерший должен терпеливо дожидаться лодки, находящейся под управлением демона Харона.

Он представляется как седой старец со всклокоченной бородой. За переезд необходимо заплатить монету, которая традиционно клалась под язык покойника в момент погребения. Того, у кого нет денег для оплаты проезда, Харон беспощадно отталкивает веслом.

Интересно, что грести умершие, переправляющиеся через Стикс, вынуждены самостоятельно.

Какие еще подробности о королевстве мертвых известны из мифологии? Бог Аид принимает своих подданных в главном зале своего дворца. Он восседает на троне, который изготовлен из чистого золота. Некоторые источники утверждают, что создателем трона является Гермес, другие же опровергают этот факт.

Стикс и Лета

Стикс и Лета – пожалуй, самые знаменитые реки царства мертвых. Стикс – река, которая составляет десятую часть потока, проникающего в подземное королевство через мрак. Именно ее используют для переправы души умерших. Древняя легенда гласит, что именно благодаря реке Стикс стал неуязвимым известный герой Ахилл. Мать мальчика Фетида окунула его в священные воды, держа за пятку.

Лета известна как река забвения. Умершие обязательно должны испить ее воду по прибытии в царство. Это позволяет им забыть свое прошлое навсегда. Те же, кто должен вернуться на землю, также обязаны напиться священной воды, это помогает им все вспомнить. Отсюда и взялось знаменитое выражение «канул в Лету».

Персефона

Бог Древней Греции Аид женился на прекрасной Персефоне. Юную дочь Зевса и Деметры он заметил тогда, когда она бродила по лугу и собирала цветы. Аид влюбился в красавицу и решился на ее похищение.

Расставание с дочерью стало настоящей трагедией для богини плодородия Деметры. Утрата оказалась столь велика, что она забыла о своих обязанностях. Громовержца Зевса всерьез встревожил голод, охвативший Землю. Верховный бог распорядился, чтобы Аид вернул Персефону матери. Правитель подземного мира не пожелал расставаться с супругой. Он вынудил жену проглотить несколько гранатовых зерен, в результате чего она уже не могла покинуть царство мертвых окончательно.

Стороны вынуждены были прийти к соглашению. Зевс рассудил, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а оставшуюся часть времени – с мужем.

Сизиф

Могущество бога Греции Аида не вызывало сомнений. Каждый человек после смерти должен был отправиться в его королевство, стать его подданным. Однако один смертный все же попытался избежать этой участи. Речь идет о Сизифе – человеке, который предпринял попытку обмануть смерть.

Он убедил свою супругу не хоронить его, чтобы его душа задержалась между обителью живых и мертвых. После смерти Сизиф обратился к Персефоне с просьбой позволить ему наказать свою жену, которая должным образом не позаботилась о его погребении. Супруга Аида сжалилась над Сизифом и позволила ему вернуться в мир живых, чтобы он покарал свою вторую половину.

Однако хитрец, сбежавший из королевства мертвых, вовсе и не думал возвращаться туда.

Когда эта история стала известна Аиду, он очень разгневался. Бог добился возвращения непокорного Сизифа в мир мертвых, а затем обрек его на тяжелое наказание. Изо дня в день несчастный вынужден был поднимать на высокую гору большой камень, а затем смотреть на то, как он срывается и катится вниз. Отсюда и пошло выражение «сизифов труд», которое употребляется, когда речь идет о тяжелой и бессмысленной работе.

Асклепий

Случай, описанный выше, наглядно свидетельствует о том, что Аид не терпит, когда кто-то ставит под сомнение его могущество, решается противиться его воле. Судьба Асклепия служит тому подтверждением. Сын бога Аполлона и смертной женщины весьма преуспел в искусстве врачевания. Ему удавалось не только лечить живых, но и оживлять умерших.

Аид был возмущен тем, что Асклепий отнимает у него новых подданных. Бог убедил своего брата Зевса поразить зазнавшегося врачевателя молнией. Асклепий умер и присоединился к числу обитателей подземного царства. Однако позже ему все же удалось вернуться в мир живых.

Интересно, что оживлять умерших способен и сам Аид. Однако бог нечасто прибегает к этому дару. Он убежден в том, что законы жизни нарушать нельзя.

Геракл

История бога Аида свидетельствует о том, что и ему иногда приходилось терпеть поражение. Самый знаменитый случай – сражение властителя подземного мира с Гераклом. Знаменитый герой нанес Аиду тяжелую рану. Бог вынужден был на какое-то время покинуть свои владения и отправиться на Олимп, где им занялся врач Пэон.

Орфей и Эвридика

Аид фигурирует и в сказаниях об Орфее. Герой вынужден был отправиться в царство мертвых для того, чтобы вызволить свою погибшую жену Эвридику. Орфею удалось очаровать Аида и Персефону игрой на лире и пением. Боги согласились отпустить Эвридику, однако поставили одно условие. Орфей не должен был оглядываться на жену, когда выводил ее из королевства мертвых. Герой не справился с этой задачей, и Эвридика навсегда осталась в подземном царстве.

Культ

В Греции культ Аида встречался редко. Места его почитания локализовались в основном вблизи глубоких пещер, которые считались вратами в подземное царство. Известно также, что в жертву Аиду обитатели древнего мира приносили обыкновенный черный скот. Историкам удалось обнаружить лишь один храм, посвященный этому богу, который находился в Элиде. Входить туда дозволялось лишь священнослужителям.

В искусстве, литературе

В статье представлены фото бога Аида, а точнее, снимки его изображений. Встречаются они столь же редко, как и культ этого божества. Большая часть изображений принадлежит к последнему времени.

Образ Аида схож с образом его брата Зевса. Древним грекам он представлялся как могучий, зрелый муж. Традиционно этого бога изображают восседающим на золотом троне. В руке он держит жезл или двузубец, в некоторых случаях – рог изобилия. Рядом с Аидом иногда находится его супруга Персефона. Также на некоторых изображениях можно увидеть Цербера, расположившегося у ног божества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто является родоначальником буддизма

Упоминания властителя царства мертвых в литературе также встречаются. К примеру, Аид является действующим лицом комедии «Лягушки» Аристофана. Также это божество фигурирует в серии фантастических произведений «Перси Джексон и Олимпийцы» Рика Риордана.

В кинематографе

Конечно же, кинематограф также не мог не уделить внимание древнегреческому богу. В фильмах «Гнев титанов» и «Битва титанов» Аид фигурирует в качестве одного из центральных персонажей. В этих картинах образ властителя царства мертвых воплотил британский актер Рэйф Файнс.

Также Аид появляется в картине «Перси Джексон и Похититель молний». Он входит в число злодеев, которые разыскивают молнии Зевса. В телесериале «Зов крови» этот бог приходится отцом главной героине Бо. Также Аида можно увидеть в аниме-сериале «Забавы богов», сюжет которого позаимствован из одноименной игры. В телепроекте «Однажды в сказке» ему отведена роль антагониста, который сражается с положительными героями.

Источник: https://www.nastroy.net/post/bog-aid-v-drevney-gretsii

Бог Аид в Древней Греции :

Чему покровительствовал бог Аид

Бог Аид принадлежит к числу верховных богов древнегреческого пантеона. Холодный, угрюмый, беспощадный – таким представляется людям сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона. Аид твердой рукой правит подземным царством, его решения не подлежат обжалованию. Что же известно о нем?

Аид – бог подземного царства

Представление древних греков о мироустройстве невозможно представить без подземного царства, куда попадают души после смерти, и его правителя Аида. Бог Аид, согласно древним легендам, является братом Зевса и сыном Кроноса и Реи.

Сразу после своего рождения он был поглощен Кроносом вместе со своими  братьями и сестрами, но спасен Зевсом и Метидой, давших рвотное Кроносу.

Кронос исторг из себя тех, кто был им проглочен и сразу же после этого Аид и Посейдон примкнули к Зевсу и другим богам в их борьбе с Титанами.

Война была выиграна богами, и они разделили между собой власть согласно жребию. Аиду выпало подземное царство, где он и находится неотрывно. В отличие от многих других персонажей греческой мифологии, об Аиде сказано немного, однако само царство Аида и связанные с ним события, упоминаются достаточно часто.

Несмотря на возможность выходить во внешний мир и бывать на Олимпе вместе с другими богами, Аидом эта возможность была использована лишь дважды. Первый раз его ранил своей стрелой Геракл, в результате чего Аиду пришлось из своих владений для поиска помощи на Олимпе. Второй случай связан с похищением богом Аидом Персефоны, и именно он наиболее известен.

После её похищения мать Персефоны Деметра так предалась горю, что перестала выполнять  то дело, которое было ей поручено. Бездействие богини плодородия привело к катастрофическим последствиям, после чего Зевсом было принято решение об освобождении Персефоны.

Однако, поскольку Аид сделал её своей женой, то ей было определено две трети времени в году проводить с матерью, а оставшуюся часть времени – быть вместе с Аидом.

Показательно, что Аид не имел детей, хотя и имел жену. Этого бога боялись как смертные, так и боги Олимпа. Его имя у греков старались не произносить. Если это сделать было невозможно, бога Аида называли «незримым». Это было не просто образное название, − у Аида действительно был шлем, делавший его невидимым. Именно этим шлемом воспользовался Персей, отправляясь на битву с горгоной Медузой.

Важно отметить, что древние греки, хотя и боялись Аида, однако не считали его злым. Он не был аналогом сатаны и по представлению древних являлся справедливым судьей

Савская царица — легендарная царица Сабейского царства в Южной Аравии. Согласно ветхозаветному преданию, Савская царица, услышав о славе царя Соломона,

Зачем необходимо автомобильное зарядное устройство

На протяжении многих лет автомобили являются неотъемлемой частью жизни человека. А потому не удивительно, что количество автолюбителей неуклонно растет.

Паровой автомобиль

Современные исследователи останавливают свой взгляд на различных типах двигателей, которые смогли бы стать альтернативой двигателям внутреннего сгорания, которые практически достигли пика

Картины полководцев

Джованни Баттиста Тьеполо — великий итальянский художник, живописец. Кроме того, мастер замечательных фресок и гравюр. Тьеполо считается одним из самых выдающихся художников

Персидское государство в древности

В свете мировых политических событий последних нескольких десятков лет, когда остро встал иранский вопрос по ядерной проблеме, приобретают большой интерес

Международная окололунная станция

Международная космическая станция МКС уже многие годы работает на орбите и доказала свою эффективность. Её сроки эксплуатации уже продлялись, однако

Что мы знаем о металлоконструкциях

Самые первые конструкции из металла, которые были изготовлены в нашей стране, — это стропила старого Кремлевского дворца (17 век). Необходимость

Источник: http://objective-news.ru/bogi_drevney_gretsii/aid__bog_podzemnogo_tsarstva.html

Аид — бог подземного мира

Аид или (Гадес) – правитель нижнего мира, подземного царства, где пребывают тени умерших людей и некоторые бессмертные персонажи мифологии, проигравшие Зевсу и олимпийцам битву за власть.

Люди старались не произносить имя этого бога (Гадес), а упоминали его иносказательно. Его называли «Незримым» (Aidoneus – Аид) или «Богатым». Последнее имя по-гречески звучало как «Плутон» (откуда произошло римское имя этого бога), а по-латыни – Дис (от слова dives – «богатый»). Другие, менее распространенные имена – Добрый Советник, Прославленный, Гостеприимный, Запирающий Врата и Ненавистный. И еще его называли Зевсом Подземелья или Зевсом Нижнего Мира.

Хотя греки считали Гадеса угрюмым, холодным и беспощадным, они не видели в нем злых или сатанинских черт. Гадеса – так же как Зевса и Посейдона – изображали в виде зрелого бородатого мужчины. Одним из атрибутов Гадеса является дающий невидимость шлем, подаренный ему циклопами, а в качестве бога богатства его изображают с рогом изобилия.

Происхождение

Гадес, сын Кроноса и Реи, сразу же после рождения был проглочен отцом. Когда Зевс и Метида дали Кроносу рвотное и он отрыгнул всех своих детей, братья – Гадес и Посейдон – присоединились к Зевсу в его борьбе против Кроноса и титанов. Одержав победу, братья разделили между собой мир. Гадесу по жребию досталось подземное царство.

У Гадеса не было детей, и ему посвящено мало мифов. Большую часть времени он проводит в подземном царстве, невидимый для окружающих. Лишь дважды он выходил на поверхность. Один раз, согласно Гомеру, Гадес отправился на Олимп за помощью, когда Геракл ранил его стрелой. Более известный случай, когда он поднялся наверх, чтобы похитить Персефону.

Сфера влияния 

Его сфера влияния в царстве душ, это сфера бессознательного, поэтому его называли незримым. Хотя Гадес (Аид) и является правителем царства мертвых, не следует путать его с Сатаной. Как бог смерти, Гадес угрюм, непреклонен и бескомпромиссно справедлив. Его решения не подлежат обжалованию. Однако он не олицетворяет зло и не является ни врагом человечества, ни искусителем.

Его царство подземного мира сравнивают со смертью в том плане, что смерть лишь является сменой мерности, сменой одной проявленной формы например то что мы называем материальной, на другую не доступную к восприятию из материи, то есть переход из одного качества в другое, преобразование.

Иначе выразить, то что было в сфере подсознательного переходит в осознание, вследствие чего происходит качественное изменение, отсюда и добавка к уже существовавшему ранее, то есть богатство.

Поэтому другое имя Гадеса – Плутон, что по-гречески означает «богатство», «достаток». Незримая полнота этого бога символически изображалась в виде рога изобилия, который он держал в руках. Этот рог переполнен разнообразными плодами или же драгоценными камнями и металлами.

Конечно этот процесс как правило болезненный поэтому Гадеса – связывали как, управляющего временем упадка. И первое его проявление в душе ощущалось, привнесением в жизнь сумрак, и как источник тревог, спадов и печалей, – однако он же обладает способностью нести просветление и обновление.

Поэтому бога подземного мира и его царство называются одним словом – Гадес, или Аид. Он наименее известен ведь пока не осуществится переход из одной мерности в другую он остается «незримым».

А чтобы познакомиться с его царством, необходимо спуститься «вниз». Лишь тогда можно обнаружить несметные богатства в сумраке и холоде того пространства, которое мистики называют «темной ночью души», а психологи – глубокой депрессией, когда человек отрезан от привычной реальности и «солнечный свет» повседневной жизни кажется ему нестерпимым.

В Аид человека приводит дух смерти. Туда же нас может привести «смерть» взаимоотношений, привычного образа жизни, надежд, целей, смысла. Сам опыт ожидания физической смерти, – когда ее близость вероятна или неизбежна, – тоже знакомит человека с подземным царством.

Большинство людей спускаются в Аид для встречи с Гадесом не по своей воле. Подобно Ахиллу в Трое, герой – мужчина (или женщина), чье эго и достоинство отождествляется с успехом, – может «умереть» вследствие крупного поражения в сражении или состязании.

Такое поражение знаменует гибель его образа непобедимого героя и ощущения собственной неуязвимости. Вынужденное нисхождение в подземный мир может произойти, когда человек становится жертвой. Приходит момент когда каждый может почувствовать себя беспомощным, испытать ужас – и войти в темное, холодное, отрезанное от мира подземное царство.

Когда человек чувствует себя жертвой, он оказывается «похищен» Гадесом, – что и произошло с Персефоной.

Некоторые добровольно спускаются в Аид для встречи с царем подземного мира. В случае Психеи это было последнее из ее героических заданий – единственная возможность воссоединиться с Эротом. Орфеем, спустившимся в Гадес за Эвридикой, тоже двигала любовь. Дионис ходил в подземный мир, чтобы отыскать свою мать, Семелу.

В шумерской мифологии Инанна-Иштар добровольно идет в подземный мир для встречи со своей темной сестрой, Эрешкигаль. Кроме любви, человека может побудить к нисхождению в подземное царство стремление к мудрости или знанию. Так, Одиссей решился спуститься в подземный мир ради встречи со слепым провидцем Тиресием, который мог указать ему путь домой.

Добровольное нисхождение сопряжено с большим риском, ибо никогда нет гарантии, что смельчаку удастся вернуться.

Царство Гадеса 

Царство Гадеса – это бессознательное, как личное, так и коллективное.

Там пребывают подавленные нами воспоминания, мысли и чувства – все, что кажется слишком болезненным, постыдным или неприемлемым, чтобы показать это при свете дня, – неосуществленные желания, не оформившиеся возможности.

В подземном мире коллективного бессознательного находится все, что только возможно себе представить, все, что когда-либо было. Должно быть, именно познав этот мир, римский поэт Теренций произнес свое знаменитое изречение: «Ничто человеческое мне не чуждо».

Вестник богов Гермес провожал души в подземный мир, он же вывел оттуда Персефону. Менее известная вестница богов Ирида-радуга тоже могла спускаться в подземный мир, когда хотела. После того как, съев семена граната, Персефона вернулась в верхний мир, она также обрела возможность периодически спускаться в Аид.

Как царица подземного царства, она встречает и служит провожатой для тех, кто спускается туда добровольно. Хотя подземный мир достался Гадесу по жребию, но он живет там постоянно. Хотя властелин подземного мира может покидать свои владения, однако, согласно мифам, он воспользовался этой возможностью лишь дважды.

В жизни, как и в мифологии, некоторые люди могут спускаться в подземное царство и возвращаться оттуда, некоторые могут сопровождать в это царство другие души, а некоторые даже очень хорошо знают подземный мир, поскольку живут там постоянно или периодически.

Для того чтобы работать в глубинах души, ищущему требуется архетипическая связь с Гермесом, Персефоной, Дионисом или Гадесом. Эти архетипы помогают человеку познакомиться с областью бессознательного и всем, что там находится, включая безумие.

Эти же архетипы позволяют человеку плодотворно работать с вопросами смерти и умирания. Так что депрессии и околосмертные переживания, в каком то роде – наиболее распространенные способы инициации для вхождения в царство Гадеса.

После этого человек больше не боится смерти – как, говорят, не боялись ее те, кто прошел инициацию в элевсинских мистериях.

Однако на горе Олимп, где правил Зевс, Гадеса не любили и очень боялись. Патриархия и патриархальные религии видят в подземном мире царство зла, где правит Сатана, – люди предпринимают массу усилий, чтобы не попасть туда после смерти, а при жизни недооценивают это измерение.

До тех пор пока культура в целом и отдельные индивидуумы отождествляют себя только с Зевсом и небесными богами, подземный мир будет восприниматься скорее как царство ужаса, чем источник богатств. А ведь в подземном мире есть все, что необходимо человеку для обретения целостности.

Живущие там тени суть образы коллективного бессознательного, или архетипы, – формы, нуждающиеся в жизненной энергии; бесплотные потенциалы, ожидающие рождения.

Подземный мир в наиболее негативном христианском описании называется адом и ассоциируется с вечным огнем и проклятием. Английское слово hell («ад») происходит от имени норвежской богини подземного мира Хел (Hel). Кельтского властелина смерти зовут Хелман. Как и в случае с Гадесом, имена божеств подземного царства тут совпадают по звучанию с названием самого царства. Исследовательница Барбара Г.

Уокер отмечает, что дохристианский «ад» (hell) у кельтов представлял собой маточный символ – святилище, или священную пещеру перерождения, которая на норвежском языке называлась hellir. Согласно еще более ранним мифологическим представлениям Hel – это котел-матка, наполненный очищающим огнем. Изначально подземный мир был царством Матери, и лишь потом он перешел во владение к Отцу.

И по мере того, как в мире все больший вес обретали ценности небесного бога, подземный мир стал восприниматься в негативном свете и внушать страх.

Гадес также представляет собой один из подавленных аспектов архетипа отца. В патриархальной культуре, как и на Олимпе, правит Зевс. Именно по его подобию сформулирован превалирующий образ отца. В отдельных индивидуумах и в культуре в целом Гадес существует как бессознательный фактор, и для того, чтобы познать и оценить его, необходимо совершить нисхождение.

Источник: http://mifologies.ru/index.php%3Foption%3Dcom_content%26view%3Darticle%26id%3D949:2012-04-04-18-21-01%26catid%3D108%26Itemid%3D130

Повелители Олимпа — боги Древней Греции

Древние греки верили в то, что боги живут на вершине горы Олимп в прекрасном дворце. Людям туда вход был строго воспрещён. Большую часть времени боги проводили в пирах и праздниках. Но иногда они спускались с вершины и участвовали в жизни и судьбах царей, воинов и простых греков. Далее сообщение расскажет о том, откуда взялись боги.

Появление богов

Вначале миром правили титаны. Главным среди них был Кронос. Он когда-то сверг своего отца. И теперь боялся, что его может ждать та же участь. Поэтому Кронос поедал своих детей. Но одному из его сыновей — Зевсу удалось выжить. Вскоре он набрал силу и освободил других богов из утробы Кроноса. Это были:

  • Посейдон;
  • Аид;
  • Гера;
  • Гестия;
  • Деметра.

Вместе с ними он выиграл войну против титанов и Кроноса. Поверженных врагов Зевс запер в подземную темницу — Тартар.

Боги на Олимпе.

Старшие боги

Все боги Древней Греции делились на старших и младших. К старшим относились три брата, которые властвовали над миром. Они занимали вершину языческого пантеона древних греков. Это были Зевс, Аид и Посейдон. После победы над титанами они бросили жребий, чтобы разделить власть. Зевс стал правителем Олимпа, повелителем неба. Ему были подчинены все небесные стихии.

Зевс — правитель Олимпа.

Символами Зевса стали орёл, молния и дуб. Греки всячески восхваляли его, молились ему. В его честь строились храмы и воздвигались статуи. Самая большая из них находилась на острове Пелопоннес. В высоту она достигала 15 метров.

Посейдон стал править всеми морями и океанами. Именно ему поклонялись все купцы и мореходы. Перед тем, как отправиться в плавание они приносили жертву повелителю водной стихии. Согласно преданию он мог наслать шторм или, наоборот, помочь в плавании. Символ Посейдона — трезубец.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает звезда и полумесяц у мусульман

Аиду досталось мрачное подземное царство мёртвых — Тартар. В него не мог попасть простой смертный. Вход в царство охранял трёхглавый пёс Цербер. Сам Аид был также хозяином и всех богатств, спрятанных в недрах земли: золота, драгоценных камней и меди.

Старшие и младшие боги Олимпа.

Гера была женой Зевса, верховной богиней — покровительницей брака и семьи. Именно ей молились о рождении детей.

Богиня Гестия считалась  защитницей домашнего очага и уюта.

Деметра в мифах была богиней плодородия и земледелия.

Младшие боги

В древнегреческой мифологии существовали и младшие боги. Они были детьми старших. Среди них особое место занимал Аполлон. Будучи сыном верховного бога, он покровительствовал музыке, поэзии, живописи и науке. Его символ — Солнце. Аполлон олицетворял мужскую красоту.

Аполлон — сын Зевса, олицетворение мужской красоты.

А вот символ женской красоты — это дочь Зевса Афродита. Она помогала всем влюблённым. Согласно мифу богиня любви появилась из морской пены. Её символ — зеркало, в которое она смотрит и любуется собой.

Другая дочь верховного бога — Афина. Она особо почиталась среди древних греков как богиня мудрости и справедливости, а также благоволила воинам, если их намерения были честны. Само её появление было необычным: у Зевса болела голова, а когда она на миг раскололась, оттуда появилась Афина.

Афина — богиня мудрости и справедливости.

Кроме богов, в греческой мифологии существовали и низшие божества. Они обитали в глухих лесах, полях и болотах. Лесные духи, похожие на юных девушек назывались нимфами. Рогатые полулюди с копытами и покрытыми густой шерстью ногами, назывались сатирами.

Роль религии в жизни древних греков

В истории и жизни древних греков религия занимала центральное место. Они связывали любое природное явление с волей богов.

Восход солнца представляли как проезд Аполлона на колеснице по небу.

По преданию, смена времен года связывалась с Деметрой. Когда Аид украл её дочь, то Деметра загрустила. Природа стала увядать, сохнуть трава и цветы, облетать листва. Так пришла зима. Но когда она вернула дочь, то её радость обновила природу. Всё вновь начало распускаться, цвести и расти. И наступила весна.

Деметра — повелительница времён года.

По всей Древней Греции строились храмы и алтари в честь богов. Им приносили жертвы и молились. Практически у каждого ремесла или явления у греков имелись свои боги-покровители. Так, воины поклонялись Аресу — повелителю войны, а виноделы — Дионису.

Боги Древней Греции имели человеческий облик, но могли превращаться в животных.

Источник: http://www.doklad-plus.ru/istoriya/bogi-drevnei-grecii.html

Древнегреческие Боги

Здесь Вы узнаете о каждом олимпийском Боге подробнее

В этом проекте мы подробно расскажем о каждом древнегреческом олимпийском боге.

Введение:

Мы хотим рассказать вам чему покровительствовал каждый древнегреческий бог и подробно описать его.

1 поколение богов:

1)Ура́н — в древнегреческой мифологии олицетворение неба, супруг Геи (земли), относится к самому древнему поколению богов. Гемера родила Урана или она породила его во сне; либо Уран — сын Хаоса (в иных мифах сын Эфира) и Гемеры; или сын Офиона и старшей Фетиды. Отец титанов и богов-титанов. «Первый стал править всем миром».

2)Ге́я — древнегреческая богиня земли. Родилась вслед за Хаосом. Является старшей сестрой Урана, Тартара и Талассы. Гея — мать всего, что живёт и растёт на ней, а также мать Неба, Моря, титанов и гигантов. Дочь Эфира и Гемеры.

2 поколение богов:

1)Кро́нос — в древнегреческой мифологии— верховное божество, по иному мнению титан, младший сын первого бога Урана (неба) и богини Гие (земли). Первоначально — бог земледелия, позднее, в эллинистический период, отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом. Период верховенства Крона считался за золотой век.

При нём наступил золотой век. Кронос боялся предсказания Урана, по которому кто-то из его детей, рождённых ему Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, Деметрию, Геру, Аида и Посейдона. От союза Кроноса с нимфой Флирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон.

2)Ре́я — титанида в древнегреческой мифологии, мать олимпийских богов. Дочь Урана и Геи. Супруга и сестра титана Кроноса мать богини домашнего очага Гестии, богини полей и плодородия
Деметры, богини семей и родов Геры, бога подземного царства Аида, бога морей Посейдона, бога грома и молнии Зевса. По орфикам, дочь Протогона. В римском пантеноне ей соответствует ,Опа и Кибела.

1)Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из бог олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (ошибочно сын Кроноса и Геи) . Брат Аида,Гестии, Деметры, и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером.

Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпией). Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.

Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее.

Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний.

Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги.

Зевс принадлежит третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном и, чтобы не быть сверженным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.

Рея решилась, наконец-то, обмануть супруга и втайне родила очередного ребёнка — Зевса.

Согласно Павсанию, «перечислить все те местности, которые претендуют считаться местом рождения и воспитания у них Зевса, было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу с полной серьёзностью».

Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит (пещеру в горе Дикте, или гору Ида) или Фригию (гора Ида). Кроносу же вместо новорождённого она дала проглотить запелёнатый камень. Пупок Зевса отпал у города Фены на Крите. Новорождённого Зевса купали в реке Лусий в Аркадии.

2)Ге́ра — третья дочь Кроноса и Реи, жена Зевса, сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута.Перед титамахией Рея спрятала дочь у Океаниды и Тефиды, и впоследствии она будет мирить дядю и тётку в их ссорах.

Супруга Зевса, своего брата — третья после Метиды и Фемиды. Однако их тайная связь началась задолго до свадьбы, причём именно Гера играла в ней активную роль.

Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала. На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде есть храм Зевса, а рядом на горе Проне — храм Геры. (Кукушку называют «царицей Египта»). Брак Зевса и Геры оставался тайным 300 лет. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм.

Гера родила мужу Гебу (по некоторым авторам, Гера родила её от латукаша), Илифию и Ареса. По версии, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей.

«Миновав супружеское ложе», родила Гефеста (по Гомеру, его тоже от Зевса) — самостоятельно в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по основной версии его матерью была Гея).

По легенде, увидев слабого и уродливого младенца Гефеста, Гера в гневе сбросила его с Олимпа. Но Гефест выжил и впоследствии отомстил матери.

Также среди детей называют Агру и Ангелу. У Олена в гимне Гере сказано, что Гера воспитана Орами, и её дети — Арес и Геба.

Илифия является спутницей-атрибутом Геры, Арга и Ангела практически не фигурируют.

В гомеровской «Одиссее» упоминается миф о Деметре и критском божестве земледелия Иасионе, согласно которому они на трижды вспаханном поле плодоносного Крита порождают Плутоса (бога богатства); взревновавший Деметру Зевс убивает Иасиона молнией. По Гесиоду, в образе порождения Плутоса (богатства) сочетанием Деметры с Иасионом на троекратно вспаханной земле показано её научение людей земледелию.

Оформление проекта в виде 

презентации

Источник: https://globallab.org/ru/project/cover/1ba62941-48ab-4a98-ad78-e24326af9caf.html

Древнегреческий бог Аид. Символы бога Аида

Античная Греция – страна удивительная. Её высокоразвитая культура сыграла огромнейшую роль в развитии мировой цивилизации.

Мифологический образ мышления, присущий людям того времени, породил религию, в которой самым причудливым образом переплелись язычество, тотемные верования, культ предков и влияние мировоззрений других народов, с которыми древние греки соприкасались.

«Одиссея» и «Илиада», творения Гесиода, многочисленные храмы, статуи богов, рисунки – вот те источники, благодаря которым мы можем многое узнать о великой Элладе.

Картина мира и сознания

В основе мифологического сознания древних греков и их культуры лежат представления о Космосе как неком живом мире. В науке это называется одушевлённо-разумным космологизмом. Вселенная с планетами, звёздами, созвездиями и сама Земля со всем сущим, представлялись им живыми, наделёнными разумом и духовным содержанием.

Законы и силы природы персонифицировались греками в образы античных богов – великих и малых, в их слуг и помощников, героев и титанов. Весь мир и всё происходящее в нём эллины воспринимали как грандиозную мистерию, как пьесу, разыгрываемую на подмостках сцены жизни. Актёрами в ней выступают как сами люди, так и божества, управляющие ими. Боги не были слишком отдалены от людей.

Они напоминали их внешним видом, повадками, чертами характера, привычками. Потому древние греки могли бросить им вызов, ослушаться и победить! Подобной свободы мы уже не встретим в других религиях.

Божественный пантеон

Самые ранние древнегреческие боги, в частности бог Аид, связаны с общими индоевропейскими религиями, существовавшими в те времена. Исследователи находят немало параллелей между индийскими, например, и эллинскими небожителями.

Когда мифы и религия стали в сознании народа сплетаться всё теснее, греческий пантеон пополнился новыми «жильцами». Ими стали герои мифов и легенд. Так, первобытная языческая космогония соединилась с религиозностью позднего времени.

И тот самый Олимп, о котором мы знаем из произведений художественного творчества, со всеми его обитателями сложился далеко не сразу.

Поколения богов

В античном Пантеоне принято различать богов старшего и младшего поколений. К первым относится Хаос – мрак и беспорядок, из которого затем родились все остальные. Из хаоса образовалась Земля – её божественное воплощение греки называли Геей. Богиня ночи – Никта – своим появлением возвестила о смене времени суток. Мрачный Тартар стал олицетворением слова «бездна».

Позднее из некоего мифического существа он превратится в пространство бесконечного мрака, которым управляет бог Аид. Из хаоса родился и Эрос – воплощение любви. Вторым поколением высших сил греки считали детей Геи и титана Хроноса. Ими стали Уран – управитель неба, Понт – повелитель всех внутренних морей, бог Аид – владелец подземного царства, а также Зевс, Посейдон, Гипнос и многие другие олимпийцы.

У каждого из них была своя «сфера влияния», свои особые отношения друг с другом и с людьми.

Имена бога

Бог Аид имеет несколько собственных имён. Греки называли его также Гадесом, а в римской мифологии он известен как Плутон – огромный, хромоногий, темнокожий, ужасного, устрашающего вида. И, наконец, Полидегмон (от «поли» — много, «дегмон» — вмещать), т. е., «много вмещающий», «много принимающий». Что имели в виду древние? Только то, что греческий бог Аид руководил царством мёртвых. В его «епархию» попадали все души, покинувшие этот мир.

Потому и вмещает он «многих», и единичны случаи, когда кто-то мог вернуться назад. А определение «много принимающий, получатель даров» связано с таким мифом: каждая душа, прежде чем переместиться в свою новую обитель, должна заплатить дань перевозчику Харону. Ним тоже управляет греческий бог Аид. Значит, те монетки, что отдают души при переправе через Стикс, идут в казну правителя царства мёртвых.

Потому, кстати, и существовал в Древней Греции обычай: хоронить покойников с «денежкой».

Аид в Аиде

Почему именно Аид – бог мертвых? Как случилось, что небожитель выбрал себе столь мрачную обитель? Кронос, боясь конкуренции, пожирал своих детей. По некоторым источникам, та же участь постигла Аида. Согласно мнению других исследователей древности, жестокий родитель забросил своё чадо в бездны Тартара. Когда младшие боги восстали против старших, между ними возникла беспощадная борьба.

Не одну тысячу лет велись сражения, но вот Зевс, Посейдон и другие дети Кроноса одержали долгожданную победу. Тогда они освободили узников, свергли отца и поместили его, титанов и циклопов на место недавних заключённых, а весь мир разделили на «сферы влияния». в результате Зевс — повелитель неба и всех высших сил, Аид – бог подземного царства, которое называется также. Посейдон прибрал к своим рукам все водные стихии.

Братья решили править дружно, не вступая в конфликты и не вредя один другому.

Царство мёртвых

Что же представляет собою царство мёртвых, которым управляет древнегреческий бог Аид? Когда человек должен распрощаться с жизнью, к нему посылают Гермеса — вестника в крылатых сандалиях. Тот провожает души к берегам пограничной реки Стикс, отделяющей мир людей от мира теней, и передаёт их Харону – паромщику, доставляющему свои жертвы в подземное царство. Помощник Харона – Цербер, пёс-чудовище с тремя головами и змеями вместо ошейника.

Он следит, чтобы никто не покинул страну душ и не вернулся на землю. В самых нижних, отдалённых частях Аида кроется Тартар, вход куда закрыт железными дверями. Вообще, в «царство мрачное Аида» никогда не проникает лучика солнца. Там тоскливо, холодно, одиноко. Души умерших бродят по нему, оглашая пространство громкими стенаниями, плачами, стонами. Страданья их усиливаются ужасом от встреч с привидениями и чудовищами, подстерегающими в темноте.

Потому так ненавистно это место скорби людям!

Атрибуты власти

Каковы опознавательные символы бога Аида? Он восседает посреди главной залы своего дворца на роскошном троне из чистого золота. Рядом находится жена – всегда грустная, прекрасная Персефона. Согласно легендам, трон этот изготовил Гефест – бог кузнечного дела, покровитель ремёсел, искусный мастер. Окружают Аида злобно шипящие Эриннии – богини мести, тайных мук и страданий.

Никому не скрыться от них, любого человека без труда замучают они до смерти! Так как Аид – бог подземного царства (фото с древних изображений вы видите в нашей статье) мёртвых, его часто изображали с головой задом наперёд. Этой деталью художники и скульпторы подчёркивали, что он не смотрит никому в глаза, они у божества пустые, мёртвые. Ещё один обязательный атрибут Аида – волшебный шлем.

Он делает своего владельца невидимым. Чудесный доспех подарили богу циклопы, когда тот вызволил их из Тартара. Никогда не появляется бог без своего всесильного орудия – двузубых вил. Скипетр его украшен фигуркой трёхголового пса. Бог разъезжает на колеснице, куда впряжены только чёрные, как ночь, кони. Стихия бога мёртвых, естественно, земля, прах, принимающий человеческие тела в свои недра.

А цветы, символизирующие Аида – дикие тюльпаны. Древние греки приносили ему в жертву чёрных быков.

Ближайшее окружение

Но вернёмся к внушающей ужас свите Аида. Кроме Эринний рядом с ним всегда жесткие, неумолимые судьи, которых зовут Радаманф и Минос. Умирающие заранее трепещут, так как знают, что каждый их неправедный шаг, каждое прегрешение будет учтено на неподкупном суде Аида, и никакие мольбы не спасут от возмездия.

Огромные чёрные крылья, похожие на те, какими природа наделила летучих мышей, такого же цвета плащ и острый меч – так выглядит ещё один обитатель Аида – Танатос, бог смерти. Это его оружие обрубает нить жизнь и простого землепашца, и бесправного раба, и могучего царя, владельца несметных сокровищ. Перед смертью все равны – таков философский смысл этого мифического образа. Гипнос, бог глубоких сновидений, миловидный юноша, тоже рядом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что у мусульман в пятницу

Он – близнец Танатоса, поэтому сны насылает порой тяжёлые, глубокие, о каких говорят «смерти подобные». Ну и, конечно же, богиня Геката, само имя которой приводит людей в трепет.

Мифы и легенды

Как с любым небожителем, с богом Аидом связано множество легенд и мифов. Самый известный – о Персефоне, дочери Зевса, и богине земли и плодородия – Деметре. Необыкновенно красива история об Орфее и Эвридике.

Грустный миф о девушке по имени Мята, которая имела несчастье понравится Аиду, чем вызвала приступ гнева и ревности у Персефоны. В результате мы можем пить чай с ароматной травкой, в которую, собственно, девушку богиня и превратила! Да, в ту самую мяту садовую.

Ещё мы помним крылатое выражение о сизифовом труде, которое напрямую связано с Аидом.

Источник: https://FB.ru/article/133622/drevnegrecheskiy-bog-aid-simvolyi-boga-aida

Чему покровительствовал бог Аид — Духовная жизнь

Отцом Диониса был Зевс, верховный бог, а матерью — смертная женщина, Семела. История появления малыша на свет необычна, как и многие греческие мифы. Жена Зевса, Гера, узнала, что супруг ей изменяет. Она решила хитростью погубить соперницу, поскольку не хотела, чтобы побочный ребенок родился на свет. Явившись под видом странницы, она внушила Семеле мысль о том, что возлюбленный должен явиться ей во всем божественном блеске — чтобы доказать свою божественность.

Во время свидания Зевс поклялся выполнить любую просьбу Семелы и не смог нарушить собственное обещание. Он предстал среди сверкающих молний, которые умертвили женщину и спалили ее жилище. Но бог успел выхватить недоношенное дитя из пламени, затем зашил его в свое бедро. Через 3 месяца он «родил» мальчика, распоров на ноге швы. Родиной малыша стал Наксос, где дитя воспитали нимфы.

По другой версии, чтобы избежать мести Геры, ребенка отдали родной тетке и ее мужу Афаманту. Они воспитывали юного божка, как девочку, но это не помогло защитить его. Ревнивая богиня наслала безумие на Афаманта и тот убил собственного сына. Его жена вместе Дионисом и вторым своим сыном бросилась в залив. Зевс превратил Диониса в козленка и его вырастили нимфы Нисейской долины.

Там был и еще один воспитатель — Силен. Именно он открыл юноше тайны приготовления пьянящего напитка из винограда, научил понимать природу. В качестве награды за труды Зевс перенес нимф на небо — теперь они являются скоплениями звезд возле Альдебарана (Гиады). Бог виноделия в греческой мифологии известен он также под многими другими псевдонимами:

  • Бахус.
  • Загрей.
  • Либер.
  • Хорей.
  • Вакх.
  • Ортос.

Исследователи полагают, что миф о рождении от Зевса обеспечивал Вакху место на Олимпе. Дионис в представлении людей того времени был веселым, но своенравным. Развлечения были обычным его времяпрепровождением. Но иногда юноша становился очень неприятным и легко насылал безумие на тех, кто его не почитал.

Почитание в Древней Греции

Культ Диониса начал повсеместно распространяться к VIII—VII вв. до н. э. В то время стали появляться крупные полисы (города-государства), развивалась демократия. Местные божки постепенно вытеснялись. Как покровитель земледелия и плодородия Бахус импонировал представителям простого народа, которые почитали его в пик Аполлона, защитника родовых аристократов. Было несколько основных обрядов, посвященных Дионису. Все они подразумевали веселие и включали в себя:

  • Торжественные процессии.
  • Состязания поэтов.
  • Распитие вина.
  • Представления с переодеваниями.

Также в это время люди должны были петь веселые песни, проводились даже хоровые конкурсы. В Древней Греции праздники проходили в марте-апреле и назывались Дионисиями.

В январе-феврале проводились Ленеи, включающие исполнение комедий, Малые (Сельские) Дионисии в декабре, с повторами трагедий, ранее сыгранных на городских праздниках.

Распространение культа

У эллинов воспевание Диониса слилось с поклонением фригийскому Сабазию. В Риме же Дионису поклонялись под именем Вакха (откуда и пошло название — вакханалии) а также Бахуса. Врумалии, или оргии, которые проводились в честь бога плодородия, были сродни шабашу ведьм:

  • Участники выпивали огромное количество вина, которое раскрепощало их.
  • Музыка доводила до состояния экстаза, который граничил с безумием.
  • Особенно сильно атмосфера влияла на женщин, которых именовали менадами («безумными») или вакханками.

Вакханалии в Италии и Риме проводились поначалу редко, посещали их лишь женщины. Затем праздники стали проходить 5 раз в месяц, к ним присоединились мужчины. Рание версии вакханалий проводились под покровом темноты, они включали в себя дикие пляски, ритуальные совокупления. Разыгрывалась смерть Вакха, которого символизировал бык. Жертвенное животное разрывали на части и поедали еще теплое мясо.

Дионисизм распространился по всей Греции в VIII—VII вв. до н. э. Культ должен был освобождать душу от всего тленного, объединить ее с космическим началом, доказать бессмертие. Но все чаще празднования превращались в безумные оргии с разгулами страстей (оттуда у этого слова и пошла негативная окраска).

Торжества быстро приобрели дурную славу, поскольку на них планировались тайные сговоры и преступления.

В итоге они были повсеместно запрещены, кроме ряда случаев, специально одобренных Сенатом. Кровавые жертвы заменили приношением плодов урожая. Вакханалии постепенно превратились в праздники урожая.

Символика, соратники бога виноделия

Античные картины и скульптуры донесли до нынешнего времени образ Вакха, как его представляли в те времена почитатели. Это юноша без бороды, черты лица мягкие, женственные. Самый важный атрибут его власти — посох (тирс), увенчанный сосновой шишкой — фаллический символ созидательного начала. Были и другие:

  • Виноградная лоза — признак плодородия, символ ремесла винодела.
  • Плющ — помогает против сильного опьянения.
  • Чаша — выпивая содержимое, человек забывал о божественном происхождении своей души. Для исцеления требовалась чаша разума, которая возвращала память и стремление вернуться на небо.
  • Пантера, рысь, тигр — животные напоминают о том, что культ имеет восточные корни.

Силен — постоянный спутник, наставник, воспитатель Диониса и большой мастер, который научил Диониса не только виноделию, но и пчеловодству, передал также свои знания об искусстве. Часто в свите была Мельпомена (муза трагедии).

Менады также были спутницами Диониса, они следовали за ним толпой. Свита была одета в оленьи шкуры, под которыми виднелись полуобнаженные тела похотливых девушек.

Менады украшали себя листьями винограда, в руках держали атрибут своего бога — тирсу (жезл), увитую плющом. Волосы вакханок были спутаны, вместо пояса на них висели задушенные змеи. В безумном восторге женщины выкрикивали имя своего повелителя.

Именно вакханалии положили начало театральному искусству, поэтому на сцене каждого античного театра в те времена была статуя Диониса.

В лесных долинах и на горных склонах вакханки ловили и растерзывали диких животных, чтобы напиться их крови. Приносили и человеческие жертвы — утаскивали в лес младенцев, разбивали им головы о камни, рвали их мясо зубами. Таким образом они приобщались к божеству. При помощи тирс высекали из скал мед и молоко. Увлекали за собой женщин, делая их жрицами своего культа.

Дионис часто изображался в виде быка, который являлся символом земледелия, плодородия. Эллины почитали природу, плодородие было важным для сельских жителей. Богатый урожай, по их мнению, служил символом расположения богов.

Свершения Диониса, согласно мифам

После того как Гера лишила его разума, бог вина пустился в путешествие по Сирии и Египту, побывал в Индии, Малой Азии и в итоге вернулся в Грецию. Повсюду он обучал людей выращиванию винной ягоды и изготовлении из нее пьянящего напитка.

Деяния Диониса на этом не ограничивались. Бог веселья не всегда был милым — согласно легендам, он мог лишить разума тех, кто отказывался признавать его богом, и даже убивал, когда выходил из себя.

Один миф гласит, что царь Ликург зарубил собственного сына, думая, что искореняет виноградную лозу.

Схождение в Аид — следующий подвиг, который совершил великий бог, и не ради удовольствия. Он спустился в царство мертвых для того, чтобы забрать оттуда свою мать. Торжественно вывел Семелу из Аида, чтобы она заняла место на Олимпе. Она получила новое имя — Феона.

Однажды прекрасный юноша был захвачен в плен пиратами, которые случайно увидели его на берегу. Они заковали Диониса в цепи, хотели добраться до Азии и продать его в рабство. Однако бог избавился от оков, мачты корабля превратил в змей, а виноградная лоза опутала корабль. Сам пленник явился в образе льва и медведицы. В ужасе пираты прыгнули в море, где превратились в дельфинов.

Вся жизнь Вакха была связана с женщинами. Конечно, он был и великим любовником, соблазнившим множество прекрасным дам. Например, состоял в связи с богиней Афродитой, в результате которой появился на свет бог полей и садов Приап. Красавица отказалась от своего сына, поскольку тот был чрезвычайно уродлив. Огромный фаллос Приапа постоянно пребывал в состоянии эрекции. Став взрослым, он попытался соблазнить даже собственного отца.

Были среди его любимых и довольно странные особы. Например, дочь титана Авра. Она родила от связи с покровителем виноделия близнецов. Одного из детей (девочку) она съела, но мальчика удалось спасти — богиня Артемида отнесла его в город Элевсин, где он стал богом мистерий Иакхом.

Была у покровителя веселых праздников и законная супруга. Это Ариадна, которая указала Тесею путь из лабиринта. Ее возлюбленный оставил девушку, отчего она сильно грустила. Но Дионис сумел утешить красавицу, которую взял в жены.

По другой версии, Дионис попросил Артемиду, целомудренную богиню охоты, убить приглянувшуюся ему девицу за то, что она вышла за Тесея. После брака со смертным она могла принадлежать ему только пройдя через смерть. Артемида выпустила в красавицу стрелу, затем та воскресла и стала супругой покровителя плодородия. Родила в браке сына Фоанта. Видя, как счастлив его сын, Зевс преподнес молодым подарок — сделал Ариадну бессмертной.

Мифы приписывают Бахусу также любовную победу над Гермафродитом (сыном Гермеса и Афродиты).

Хвала Бахусу

Значение культа бога плодородия было велико — почитая природное начало, люди принимали жизнь вместе со всеми ее проявлениями. Впадая в экстатическое состояние, они переживали единение с мирозданием, где все объединялось в единый танец. Люди и животные, смерть и жизнь, наслаждение и боль — все сливалось. Не было правил и запретов. Рассудок отступал, сменяясь древними инстинктами.

Заповеди бога Апполона призывали укрощать дух, смирять плоть. А культ Диониса открывал в самой сущности человека нечто дикое, что обычно прячется за здравым смыслом и порядком. Почитая его, люди выражали скрытый протест официальной власти. Даже после принятия христианства они не желали расставаться с Бахусом. Продолжались праздники в его честь, хотя старые святилища разрушались, а на их месте возводились церкви. Но виноградари по сей день восхваляют своего покровителя, бога плодородия.

Источник: https://velskoe.ru/molitvoslov/chemu-pokrovitelstvoval-bog-aid.html

Боги Древней Греции: Зевс, Аид, Гефест, Гипнос

Верховным божеством в древнегреческой мифологии является сын титанов Реи и Кроноса — Зевс. Этот всемогущий отец богов  Древней Греции повелевает ветром и облаками, громом и молнией, он способен ударом скипетра вызвать ураган и шторм.

При желании Зевс успокаивает бушующую стихию и очищает небо от туч. Три брата — боги древней Греции Зевс, Аид и Посейдон разделили между собой всю полноту власти. Зевс стал повелителемнеба, Посейдон – повелителем моря, Аиду досталось царство мертвых.

В самые древние времена Зевс являлся владыкой земли и подземелья. Позднее с его именем связывают лишь светлую сторону жизни. Во времена патриархата Зевс становится абсолютным властителем горы Олимп.

По легенде, восставшая против Зевса Гея послала на борьбу с ним свое порождение, прозванное Тифоном. Пораженное огненными молниями Небесного Владыки, это существо потерпело поражение. Но борьба на этом на закончилась. Новые дети Геи – гиганты положили начало развития гигантомахии (в пер. с греч. – «битва великанов»). Согласно утверждениям Аполлодора, позднее появилась тифония, что дает возможность утверждать – Тифон в сравнении с гигантами был более грозным чудовищем.

Аид – властитель подземного царства

Совершим небольшую экскурсию в загробный мир.

Повелителем темного подземного царства, куда ни разу не заглянул солнечный луч, правит сын Реи и Кроноса, брат Зевса — Аид. В подземелье через реку Ахеронт переправляются души умерших. Там же протекает река Стикс, а из недр земли пробивается источник Лета. Всему земному он дарует забвение. Над мрачными поросшими дикими тюльпанами полями Аида проносятся тени умерших.

Вход в подземное царство охраняет свирепый трехглавый пес Кербер, на шее которого шевелятся шипящие змеи. Войти может каждый, но выйти из мрачного царства не позволялось никому.

Земные радости и печали сюда не доходят. На золотом троне восседают боги древней ГрецииАид и жена его Персефона. Судьи Радамант и Минос находятся у трона, рядом можно увидеть чернокрылого бога смерти – Таната. Прислуживают Аиду Эринии – богини мщения.

Гефест – повелитель огня и металла

Гефест  (сын богов Древней Греции) Зевса и Геры считается богом огня и металла, покровителем кузнечного дела. Он родился хромым и хилым. Страшная в своем гневе Гера бросила несчастного в океан, но морские богини древней Греции – Эвринома и Фетида спасли его и выходили. Юноша оказался способным к искусствам и ремеслам. Особенно по душе ему пришлось кузнечное дело.

Более поздние предания говорят о том, что Гефеста сбросил с Олимпа его отец – Зевс, отчего мальчик остался хромым на всю жизнь. Гефест упал на остров Лемнос, тем его приютили местные жители. Позднее в Афинах в честь бога древней Греции устраивались праздники – гефестии.

Гефест вырос могучим богатырем и с раннего утра до поздней ночи работал в кузнице. Несмотря на хромоту, он обладает исполинской силой и высоким уровнем мастерства. Боги древней Греции пользовались на Олимпе медными чертогами, которые построил Гефест.

Кроме того искусный мастер выполнил из золота двух умеющих разговаривать рабынь, выковал доспехи Ахиллесу, скипетр и эгиду Зевсу, колесницу Гелиоса, ящик Пандоры и др. Благодаря Гефесту возникло ювелирное дело. Первые украшения, выполненные из драгоценных камней, были подарены своим нареченным матерям, спасшим его от гибели богиням Эвриноме и Фетиде.

Однако на родную мать Геру он таил глубокую обиду за ее жестокий поступок и желал ей отомстить.

Гипнос – бог, владеющий тайнами сна

Гипнос – бог сна, рожденный Никтой. Он живет со своим братом – близнецом в Тартаре. В отличие от брата он благожелателен и добродушен. Гипнос позволяет людям забывать обо всех бедах и несчастьях, и дарит им сладкий покой. По ночам бог сна проносится над землей и выливает из рога сонный напиток. Гипнос осторожно касается жезлом глаз людей, смыкает веки и погружает в глубокий сон. Подвластны его усыпляющей силе и боги древней Греции.

Как-то Гера вздумала погубить Геракла, который возвращался из Трои. Она смогла уговорить Гипноса усыпить Повелителя Неба, чтобы тот ей не мешал. Проснувшийся в гневе Зевс был страшен. Он хотел жестоко наказать Гипноса, но за бога сна вступилась его мать Никта. С могущественной богиней Зевс решил не ссорится. Но никаких выводов из этой истории Гипнос не сделал. В следующий раз Гера опять уговорила его усыпить Зевса, посулив женитьбу на одной из харит Пасифее.

Постоянными атрибутами бога сна являлись: рог, наполненный снотворными соками, мак и жезл для усыпления. По Гомеру место обитания Гипноса – остров Лемнос, по Овидию он проживает в пещере, находящейся в стране киммерийцев. Из пещеры вытекает родник забвения, в то время как сам бог, окруженный прекрасными грезами, возлегает на чудесном ложе.

Источник: http://valtasar.ru/preligia/bogi_drevney_grecii.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мотитвослов
Как можно называть по имени Диана

Закрыть